Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 15:50, контрольная работа
Формальная логика представлена сегодня двумя науками - традиционной и математической (символической) логикой.
Традиционная логика - это первая ступень логики выводного знания. Она изучает общечеловеческие формы мысли (понятия, суждения), формы связи мыслей в рассуждении (умозаключения), зафиксированные в системе формально-логических законов (тождества, противоречия, исключенного третьего и достаточного основания).
Введение
1. Понятие традиционной логики
1.1 История формирования традиционной логики
1.2 Основные законы традиционной логики
1.3 Дедукция и индукция
1.4 Силлогистика как раздел традиционной логики
2. Критика традиционной логики
2.1 Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы
2.2 Критика традиционной логики Бэкона
2.3 «Наука логики» Гегеля
Заключение
Список использованной литературы
Оглавление
Введение
1. Понятие традиционной логики
1.1 История формирования
1.2 Основные законы традиционной логики
1.3 Дедукция и индукция
1.4 Силлогистика как раздел
2. Критика традиционной логики
2.1 Реформа логики в работах Р. Декарта и Б. Спинозы
2.2 Критика традиционной логики Бэкона
2.3 «Наука логики» Гегеля
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Формальная логика представлена сегодня двумя науками - традиционной и математической (символической) логикой.
Традиционная логика - это первая
ступень логики выводного знания.
Она изучает общечеловеческие формы
мысли (понятия, суждения), формы связи
мыслей в рассуждении (умозаключения),
зафиксированные в системе
Также традиционная формальная логика
- это общее наименование систем
дедуктивной логики, не связанных
с употреблением
Традиционная логика изучала правильное мышление, опираясь в основном на естественный язык, не являющийся вполне адекватным для этой цели из-за своей многозначности, аморфности правил построения выражений и придания значений и т.п. Современная логика использует специально сконструированные (формализованные) языки, призванные следовать за логической формой и воспроизводить ее даже в ущерб краткости и легкости общения. Введение особого языка означает и принятие особой теории логического анализа. Современная логика, совпадая по своим целям с традиционной логикой, включила в свой состав все то позитивное, что было достигнуто последней в изучении правильного мышления.
1.
Понятие традиционной логики
1.1 История формирования
Наука о законах правильного мышления сложилась в Древней Греции. Ее основателем является великий Аристотель (384-322 гг. до н.э.), хотя теория понятия начала развиваться уже учителем Аристотеля - Платоном (427-347 гг. до н.э.). Однако основные законы логики сформулированы именно Аристотелем. Он же разработал в практически законченном виде ее важнейшие разделы.
На возникновение логики существенное влияние оказали условия древнегреческой рабовладельческой демократии, и возникла она, прежде всего из практических потребностей. В Элладе очень многие жизненно важные вопросы решались гражданами совместно, на общих собраниях. Поэтому для достижения успеха и в личных, и в общественных делах исключительно высокую роль играла способность быть убедительным и доказательным в выступлениях перед широкой аудиторией, умение находить ошибки и путаницу в рассуждениях оппонента. Так, в суде над знаменитым Сократом одних только судей с правом решающего голоса было 500 человек. Склонить такую огромную массу людей в свою пользу можно было лишь при наличии ораторских способностей и навыков аргументированного рассуждения.
После Аристотеля заметный вклад в науку о выводном знании внесли философы-стоики; они, кстати, и ввели слово "логика" (сам основатель науки о законах мышления называл ее аналитикой). Много внимания ей уделяли средневековые арабские мыслители. Например, Авиценна, по его собственным словам, знал некоторые труды Аристотеля наизусть, а его логические трактаты перечитывал сорок раз. Средневековые схоласты до тонкостей изучили логические идеи Аристотеля, изложив его учение в более компактной и понятной для неподготовленного читателя форме. В семнадцатом веке Лейбниц (1646-1716 гг.) предложил ввести буквенные обозначения для высказываний. В принципе это делал уже Аристотель, но Лейбниц пошел дальше - выдвинул идею записывать мысли в виде формул, а рассуждение заменить счетом. Его поэтому считают родоначальником символической логики, хотя до конкретных разработок по ней у него не дошло и фактически она начала развиваться только в девятнадцатом веке.
Всю совокупность логических идей, которые были выдвинуты в период от Аристотеля до Лейбница, называют традиционной или аристотелевской логикой. Она продолжает разрабатываться и в настоящее время тоже, но наряду с ней после Лейбница существует и развивается также и символическая, или математическая логика. С девятнадцатого века, как уже сказано, она стала предметом пристального внимания специалистов, и в наше время эта ветвь логической науки переживает период бурного развития, которое вдобавок с появлением компьютеров получило новый мощный стимул.
1.2 Основные законы традиционной логики
Закон в научном знании представляет собой не что иное, как необходимую связь между теми или иными явлениями. С его помощью, зная одни из них, можно предвидеть, каковы будут другие, связанные с первыми. Логические законы представляют собой необходимые, нерасторжимые связи между мыслями и с их помощью, установив истинность (или ложность) исходных высказываний, можно определить истинность или ложность других, обусловленных необходимыми связями с первыми. Или иначе: признавая какое-то высказывание за истинное, мы вынуждены признавать и многие другие, вытекающие из него высказывания, а также отвергать те, которые несовместимы с ним. Впрочем, в практике умственной деятельности чаще приходится решать обратную задачу: имея уже выполненное рассуждение, проверить, в самом ли деле оно соответствует законам логики, то есть, вытекают ли сделанные в нем выводы из тех мыслей, которые взяты в нем за исходные. Знание законов логики и умение пользоваться ими избавляет от ошибок в рассуждениях, исключает необоснованные выводы, предохраняет от путаницы.
Как и во всякой иной науке, законов и правил логики очень много, даже неохватно много. Речь в данном случае пойдет только о самых первых, тех, по отношению к которым остальные являются производными. Три из них сформулированы Аристотелем: закон запрета противоречия, закон тождества, закон исключенного третьего, четвертый закон - достаточного основания - выдвинут немецким математиком и философом семнадцатого-восемнадцатого веков Лейбницем.
Существует три
Определенность означает, что любая вещь, ставшая предметом логического анализа, обязательно должна мыслиться в совокупности одних и тех же однажды выделенных признаков; они задаются при определении понятий, и не могут бесконтрольно изменяться в рамках одного и того же рассуждения.
Под последовательностью принимают то, что, приняв какое-либо положение за истинное, необходимо принимать и все вытекающие из него следствия, придерживаться их неукоснительно.
Обоснованность отражает факт взаимозависимости любых мыслей от многих других; в логике можно рассматривать только такие высказывания, которые могут быть обоснованы, выведены из других положений. Содержание обоснованности раскрывается законом достаточного основания, в то время как другие фундаментальные свойства логической мысли выражаются через комбинацию остальных законов логики.
1. Закон тождества. Всякая мысль
тождественна самой себе, т.е.
субъект рассуждений должен
2. Закон непротиворечия. Два противоположных
суждения не могут быть
3. Закон исключенного третьего.
Истинно либо суждение, либо его
отрицание ("третьего не дано")
4. Закон достаточных оснований. Для истинности всякой мысли должно быть достаточно оснований, т.е. умозаключение необходимо обосновать исходя из суждений, истинность которых уже доказана
1.3 Дедукция и индукция
Дедукция -- это частный случай умозаключения.
В широком смысле умозаключение -- логическая операция, в результате которой из одного или нескольких принятых утверждений (посылок) получается новое утверждение -- заключение (вывод, следствие).
В зависимости от того, существует ли между посылками, и заключением связь логического следования, можно выделить два вида умозаключений.
В дедуктивном умозаключении эта связь опирается на логический закон, в силу чего заключение с логической необходимостью вытекает из принятых посылок. Отличительная особенность такого умозаключения в том, что оно от истинных посылок всегда ведет к истинному заключению.
В индуктивном умозаключении
К дедуктивному относятся, к примеру, такое умозаключение:
Если идет дождь, земля является мокрой. Идет дождь. - >Земля мокрая.
Черта, отделяющая посылки от заключения, заменяет слово «следовательно».
Примерами индукции могут служить рассуждения:
Аргентина является республикой; Бразилия -- республика; Венесуэла -- республика; Эквадор -- республика. Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Эквадор -- латиноамериканские государства. -> Все латиноамериканские государства являются республиками.
Индукция не дает полной гарантии получения новой истины из уже имеющихся. Максимум, о котором можно говорить, -- это определенная степень вероятности выводимого утверждения. Так, посылки и первого и второго индуктивного умозаключения истинны, но заключение первого из них истинно, а второго -- ложно. Действительно, все латиноамериканские государства -- республики; но среди западноевропейских стран имеются не только республики, но и монархии, например Англия, Бельгия и Испания.
Особенно характерными дедукциями являются логические переходы от общего знания к частному типа:
Все люди смертны. Все греки люди. -> Следовательно, все греки смертны.
Во всех случаях, когда требуется
рассмотреть какие-то явления на
основании уже известного общего
правила и вывести в отношении
этих явлений необходимое
Нельзя вместе с тем отождествлять дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию -- с переходом от частного к общему. В рассуждении «Шекспир писал сонеты; следовательно, неверно, что Шекспир не писал сонетов» есть дедукция, но нет перехода от общего к частному. Рассуждение «Если алюминий пластичен или глина пластична, то алюминий пластичен» является, как принято думать, индуктивным, но в нем нет перехода от частного к общему. Дедукция -- это выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки, индукция -- выведение вероятных (правдоподобных) заключений. К индуктивным умозаключениям относятся как переходы от частного к общему, так и аналогия, методы установления причинных связей, подтверждение следствий, целевое обоснование и т.д.
Тот особый интерес, который проявляется к дедуктивным умозаключениям, понятен. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции, здравому смыслу и т.п. Дедукция дает стопроцентную гарантию успеха, а не просто обеспечивает ту или иную -- быть может, и высокую -- вероятность истинного заключения. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.
Подчеркивая важность дедукции в процессе развертывания и обоснования знания, не следует, однако, отрывать ее от индукции и недооценивать последнюю. Почти все общие положения, включая и научные законы, являются результатами индуктивного обобщения. В этом смысле индукция -- основа нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности и обоснованности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности. Опыт -- источник и фундамент человеческого знания. Индукция, отправляющаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.
1.4 Силлогистика как раздел
Oбocнoвaниe и paзвитиe cиллoгиcтики cвязaнo c имeнeм дpeвнeгpe-чecкoгo мыcлитeля Apиcтoтeля и представляет собой, пожалуй, самую сложную и развитую часть традиционной логики. Этот её раздел был разработан Аристотелем в практически законченном виде, прежде всего в его двух книгах под названием "Первая Аналитика". Позднее учение о силлогизмах было внимательно изучено средневековыми схоластами, которые изложили его в компактной форме. Греческое слово sillogismos переводится как сосчитывание. Аристотель называет им не только простой категорический силлогизм, как это принято в большинстве учебников теперь. Нередко оно у него обозначает вообще всякое умозаключение.
Apиcтoтeлeвcкoе oпpeдeлeниe cиллoгизмa тaкoвo:
«Cиллoгизм, ecть peчь, в кoтopoй из
нeкoтopыx пoлoжeний,
Он пoдpaздeляeт cиллoгизмы на несовершенный и совершенный. В пocлeднeм зaключeниe c лoгичecкoй нeoбxoдимocтью cлeдyeт из eгo пocылoк по пpинципy: «Ecли X, тo Y; ecли Y, тo Z; cлeдoвaтeльнo, ecли X, тo Z», тoгдa кaк в нecoвepшeннoм cиллoгизмe нaдлeжит eщe либo пpибaвить к yжe имeющимcя пocылкaм дoпoлнитeльнyю пocылкy, либo пpoизвecти нaд ними дoпoлнитeльныe пpeoбpaзoвaния (в чacтнocти, oбpaщeниe) -- для тoгo, чтoбы дaнный нeсовершенный cиллoгизм cтaл cиллoгизмoм coвepшeнным.
Ядpo cиллoгиcтики Аристотеля в тoй или инoй cтeпeни coxpaнилocь дo нaшиx днeй. Этo cвязaнo c тeм, чтo oтнocитeльнaя пpocтoтa и элeгaнтнocть cиллoгиcтикн cpeди мнoгиx дpyгиx лoгичecкиx cиcтeм и тeopий дeлaют eё ocoбeннo yдoбным cpeдcтвoм oзнaкoмлeния c дeдyктивными пoнятиями и пpиoбщeния людeй к элeмeнтapнoй лoгичecкoй кyльтype. Силлогистические умозаключения широко используются в практике нашего мышления.
В cиллoгиcтикe выдeляют pяд видoв oпocpeдcтвoвaнныx yмoзaключeний, тaкиx кaк пpocтoй кaтeгopичecкий cиллoгизм, cлoжныe, coкpaщeнныe и cлoжнocoкpaщeнныe cиллoгизмы, ycлoвныe, paздeлитeльныe и ycлoвнo-paздeлитeльныe cиллoгизмы.
Простой кaтeгopичecкий cиллoгизм (или пpocтo: cиллoгизм) -- этo дeдyктивнoe yмoзaключeниe, в кoтopoм из двyx кaтeгopичecкиx вы-cкaзывaний вывoдитcя нoвoe кaтeгopичecкoe выcкaзывaниe.