Контроллинг в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 20:41, реферат

Краткое описание

Необходимость комплексного подхода к совершенствованию системы управления процессами закупок ставит задачу применения новых концепций, позволяющих интегрировать методы и модели эффективного управления процессами закупок. В этой связи становится особенно актуальным применение методологии контроллинга, которая, в условиях перехода большинства промышленных предприятий к децентрализованной модели управления закупками, позволяет координировать работу разных подразделений в процессе закупки, и способствует информационной прозрачности системы управления закупками для руководства предприятия.

Содержание

Введение3
Сущность контроллинга4
Функции и задачи контроллинга5
Система управления закупками13
Выводы19
Список использованной литературы20

Вложенные файлы: 1 файл

kontroling.docx

— 157.94 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

  1. Введение3
  2. Сущность контроллинга4
  3. Функции и задачи контроллинга5
  4. Система управления закупками13
  5. Выводы19
  6. Список использованной литературы20

 

 

  1. Введение

             В связи с ростом цен на ресурсы, включением в цепочку поставок все больше новых звеньев, быстрыми изменениями как на рынках сбыта, так и на рынках снабжения, затраты, связанные с закупками могут составлять более 50% в составе конечной себестоимости промышленных предприятий. Эти факторы повышают значимость системы управления процессами закупок.

Необходимость комплексного подхода к совершенствованию  системы управления процессами закупок  ставит задачу применения новых концепций, позволяющих интегрировать методы и модели эффективного управления процессами закупок. В этой связи становится особенно актуальным применение методологии  контроллинга, которая, в условиях перехода большинства промышленных предприятий к децентрализованной модели управления закупками, позволяет координировать работу разных подразделений в процессе закупки,  и способствует информационной прозрачности системы управления закупками для руководства предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность контроллинга

Сегодня не существует однозначного определения понятия           "контроллинг", но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг (от англ. соп1го1 - руководство, регулирование, управление, контроль) далеко не исчерпывается контролем. В основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организацииной системы (предприятия, торговые фирмы, банки и др.) в долгосрочной перспективе путем:

  • адаптации   стратегических  целей  к  изменяющимся  условиям внешней среды;
  • согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы;
  • координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам;
  • создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени;
  • создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации;
  • адаптации организационной структуры управления предприятием 
    с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды.

Одной из главных причин возникновения и внедрения концепции  контроллинга стала необходимость в системной интеграции различных аспектов управления бизнес-процессами в организационной системе. Контроллинг обеспечивает методическую  и инструментальную   базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений. Следует подчеркнуть, что контроллинг - это не та система, которая автоматически обеспечивает успех предприятия, освобождая менеджеров от функций управления. Узловыми компонентами концепции контроллинга являются:

  • ориентация на эффективную работу организации в относительно долговременной перспективе - философия доходности;
  • формирование организационной структуры, ориентированной на
  • достижение стратегических и тактических целей;
  • создание информационной системы, адекватной задачам целевого управления;
  • разбиение задач контроллинга на циклы, что обеспечивает итеративность планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих решений.

Остановимся более подробно на двух наиболее важных компонентах - философии доходности и составе задач цикла контроллинга.

Философия доходности означает:

  • преимущественную ориентацию мышления и действий сотрудников организации на рентабельность;
  • отчетливое понимание контроля издержек и мероприятий по их снижению как непрерывного процесса;
  • гармоничное сочетание ориентации на клиентов и на доход;
  • связь системы стимулирования работников с их конкретным вкладом в достижение целей предприятия (рентабельности);
  • синхронизацию целей предприятия и личностных целей (личные доходы, карьера);
  • рост суммы активов предприятия как одно из возможных средств достижения стратегической цели;
  • непрерывную оценку клиентов по критерию доходности, т.е. знание того, сколько предприятие заработало на конкретном клиенте.

Цикл контроллинга включает в себя итеративные этапы планирования, контроля исполнения и принятия корректирующих  решений. Этап планирования в рамках цикла контроллинга осуществляется по технологии "встречных потоков": сначала планирование производится "сверху вниз" (разработка методики планирования, координация и детализация планов по уровням). Затем идет встречный поток "снизу вверх". Как следствие, одна из задач контроллинга - разработка методики корректировки плановых заданий, координация отдельных планов и сведение их в единый план по предприятию.

Этап  контроля отклонений плана и факта предусматривает анализ фактических данных по контролируемым величинам и выработку мероприятий по устранению нежелательных отклонений. При  этом каждый работник предприятия должен действовать самостоятельно по устранению отклонений в пределах определенной ему компетенции. В случае отклонений, превышающих его компетенцию, работник обращается на более высокий уровень иерархии управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Функции и задачи контроллинга

Контроллинг, как  концепция системы управления, послужил ответом на изменения внешних условий функционирования организаций (предприятий). Эволюция функций управления организацией (планирование по отдельным аспектам трансформировалось в комплексное программно-целевое планирование, управление сбытом и продажами - в маркетинг, бухгалтерский и производственный учет - в систему контроля и регулирования) с интегрированием в систему контроллинга отражает основную тенденцию комплексного подхода к управлению (рис. 1.1).

Рис. 1.1 Эволюция функций  управления организацией

             Контроллинг ориентирован прежде всего на поддержку процессов принятия решений. Он должен обеспечить адаптацию традиционной системы учёта на предприятии к информационным потребностям должностных лиц, принимающих решения, т.е. в функции контроллинга входит создание, обработка, проверка и представление системной управленческой информации. Контроллинг также поддерживает и координирует процессы планирования, обеспечения информацией, контроля и адаптации.

Цели  контроллинга- как направления деятельности - непосредственно вытекают из целей организации и могут выражаться экономических терминах, например в достижении определенного уровня прибыли, рентабельности или производительности организации при заданном уровне ликвидности.

Функции контроллинга определяются поставленными перед организацией целями и включают те виды управленческой деятельности, которые обеспечивают достижение этих целей. Сюда относятся: учет, поддержка процесса планирования, контроль за реализацией планов, оценка протекающих процессов, выявление отклонений, их причин и выработка рекомендаций для руководства по устранению причин, вызвавших эти отклонения.

В сфере учета задачи контролинга включают создание системы сбора и обработки информации, существенной для принятия управленческих решений на разных уровнях руководства. Это необходимо для разработки и в дальнейшем для поддержания системы ведения внутреннего учета информации о протекании технологических процессов. Важными являются подбор или разработка методов учета, а также критериев для оценки деятельности предприятия в целом и его отдельных подразделений.

Поддержка процесса планирования заключается в выполнении 
следующих задач контроллинга:

  • формирование и развитие системы комплексного планирования;
  • разработка методов планирования;
  • определение необходимой для планирования информации, источников информации и путей ее получения.

Система контроллинга информационно поддерживает разработку базисных планов предприятия (продаж, ликвидности, инвестиций и т.д.), координирует отдельные планы по времени и содержанию, проверяет составленные планы на полноту и реализуемость и позволяет составить единый оперативный (годовой) план предприятия. В рамках системы контроллинга определяется, как и когда следует планировать, а также оценивается возможность реализации запланированных действий.

Служба контроллинга не определяет что планировать, а советует - как и когда планировать и оценивает возможность реализации запланированных мероприятий. Ответственность за реализацию планов остается в компетенции линейных руководителей. 

Контроль за реализацией планов предполагает разработку методов ведения контроля, определение места его проведения и объем. На основании плановых документов разрабатываются контрольные документы, в которых фиксируются сроки проведения контроля и содержание контрольных операций. Для этого заранее определяются допустимые отклонения контрольных величин. В соответствии с контрольными документами проводится сопоставление фактических и плановых характеристик и выявляется степень достижения поставленной цели. Далее проводится анализ отклонений с выяснением причин их появления. По результатам анализа вырабатываются предложения по уменьшению отклонений.

При обеспечении руководства аналитической информацией в задачи   контроллинга  входит разработка архитектуры информационной системы, стандартизация информационных каналов и носителей и выбор методов обработки информации. Система контроллинга должна обеспечивать сбор, обработку и предоставление руководству существенной для принятия управленческих решений информации.

В задачи контроллинга входит также проведение специальных исследований, определяющих состояние и тенденции развития организации (предприятия) в рыночных условиях.

В каждом отдельном  случае функции службы контроллинга зависят от многих обстоятельств, но если обобщить существующую практику предприятий, то можно получить некоторый идеальный перечень основных функций и задач контроллинга, представленный ниже (функции выделены полужирным шрифтом).

Основные функции и  задачи контроллинга

Учет

  • Сбор и обработка информации
  • Разработка и ведение системы внутреннего учета
  • Унификация методов и критериев оценки деятельности организации и ее подразделений

Планирование

  • Информационная поддержка при разработке базисных планов (продаж, производства, инвестиций, закупок)
  • Формирование и совершенствование всей "архитектуры" системы планирования
  • Установление потребности в информации и времени для отдельных шагов процесса планирования
  • Координация процесса обмена информацией
  • Координация и агрегирование отдельных планов по времени и содержанию
  • Проверка предлагаемых планов на полноту и реализуемость
  • Составление сводного плана предприятия

Контроль и  регулирование

  • Определение величин, контролируемых во временном и содержательном разрезах
  • Сравнение плановых и фактических величин для измерения и оценки степени достижения цели
  • Определение допустимых границ отклонений величин
  • Анализ отклонений, интерпретация причин отклонений плана от факта и выработка предложений для уменьшения отклонений
  • Информационно-аналитическое обеспечение
  • Разработка архитектуры информационной системы
  • Стандартизация информационных носителей и каналов
  • Предоставление цифровых материалов, которые позволили бы осуществить контроль и управление организацией
  • Сбор и систематизация наиболее значимых для принятия решений данных
  • Разработка инструментария для планирования, контроля и принятия решений
  • Консультации по выбору корректирующих мероприятий и решений
  • Обеспечение экономичности функционирования информационной системы

Информация о работе Контроллинг в логистике