Тара и упаковка в логистике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 20:10, контрольная работа

Краткое описание

Согласно ГОСТу 17527-2003 «Упаковка. Термины и определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

Вложенные файлы: 1 файл

Тара и упаковка (контрольная).docx

— 47.06 Кб (Скачать файл)

1. Понятие,  роль и функции упаковки.

 

Согласно  ГОСТу 17527-2003 «Упаковка. Термины и  определения» под упаковкой понимается средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды, загрязнений, а также обеспечивающих процесс обращения. Тара – это основной элемент упаковки, представляющий собой изделие для размещения продукции.

 Различают несколько основных  типов упаковки:

  • Внутренняя, т.е. потребительская
  • Разрабатывается с учетом материалов маркетингового и стимулирующего характера
  • Внешняя, т.е. промышленная
  • Разрабатывается с целью защиты товара от внешних факторов, а так же предохранения окружающей среды от вредоносных свойств продукта. Используется для наиболее удобной грузопереработки товара.

 

Упаковка предназначена для :

  • Защиты продукции
  • Обеспечения процесса обращения
  • Способствует более эффективной продажи товара
  • Повышает производительность труда торговых и складских работников
  • Оказывает эстетическое воздействие
  • Повышает культуру торгового обслуживания

 

 

 

 

 

 

Функции упаковки:

 

    • Дозирующая

Стремительный прогресс упаковочной промышленности привел к ряду новых представлений  об упаковки. Одно из них - вероятность  стандартизации количества содержимого  в пакете. Единообразная система  упаковки позволяет купить без дополнительного  взвешивания в магазине 250 г масла, 125, 250, 500, 1000 г молочных продуктов и т.д. В дополнение к другим функциям упаковка стала измерителем количества продукта.

    • Защитная

характеризует способность упаковки обеспечивать защиту упаковываемой продукции  от влияния климатических факторов, от повреждений и порчи при  транспортировке и хранении. Упаковка является эффективным средством  защиты продукта от механических повреждений. Продукт может быть надежно защищен  в случае оптимального сочетания  первичной, вторичной и транспортной тары. 
Упаковка может оказывать весьма значительное влияние на сохранность качества упакованного продукта, так как помогает продлить срок годности, оберегая продукт вплоть до момента потребления.

    • Транспортная

предполагает  оптимальное сочетание типа упаковки с наиболее рациональным видом транспорта, маршрутом транспортировки и  свойствами упаковываемого материала. Важнейшим фактором является максимальное использование полезной площади  грузового транспортного средства. При комплектовании партии транспортируемого  груза следует учитывать существование  совместимых и несовместимых  упакованных материалов. 
 

 

 

    • Функция хранения

требует от конструкции упаковки простой  и четкой маркировки, возможности  штабелирования на стандартных поддонах и оптимального использования площади складских помещений. В случае длительного хранения следует учитывать необходимость контроля и проверки качества.

    • Маркетинговая

действенно  используется как средство продвижения  товара на потребительский рынок. Упаковка должна быть прежде всего привлекательной за счет умелого дизайна и высокого качества полиграфического оформления. Маркетинговая функция приобрела особую значимость с ростом сети супермаркетов, где никто не помогает покупателю сделать свой отбор.

    • Информационная

получила  большое роль в процессе развития формы самообслуживания в розничной торговле. Носящая довольно информации о продукте, приятная на внешний вид упаковка часто служит единственным «продавцом»

    • Эксплуатационная

предполагает  легкость обращения с ней в  процессе сортировки, хранения, перемещения  и сбыта, а так же удобство для  потребителя в использовании  
Обеспечение удобства при пользовании продуктом - одно из основных достоинств упаковки, дающее вероятность конкурировать на рынке. Упаковка, обеспечивающая потребителю чистый и легкий доступ к продукту, вероятность потребления его в нужных количествах, повторной укупорки и надежного хранения оставшейся части, постоянно будет предпочтительнее упаковки, создающей какие-то трудности при пользовании. Покупатели готовы платить немаловажно больше за бульшие удобства.

 

 

    • Экологическая

в последние годы приобретает все  более важное роль. По мере увеличения темпов производства возникают проблемы уничтожения использованной упаковки, вызывающие ухудшение экологической  обстановки. Это связано с медленной  скоростью ассимиляции природой под естественным воздействием света, тепла, влаги, микроорганизмов материалов использованнойупаковки.

    • Экономичность.

Стоимость упаковки должна соотноситься с ценой  продукта, его имиджем, целевым рынком и конечным потребителем. Для большинства  производителей это означает минимальные  затраты, соизмеримые с удовлетворением  потребительского спроса на упаковку. Профессиональный упаковщик должен признавать важную роль упаковки в  общей экономической характеристике продукта и в финансовой деятельности фирмы.

 

Как видно из перечисленных функций, упаковка играет многоплановую роль, которая становится все более значимой для мирового рынка. Росту значения упаковки способствуют самые разные факторы, в том числе:

 

1) самообслуживание в торговле - с увеличением числа магазинов  самообслуживания упаковка начинает  выполнять функции продавца: она  должна привлечь внимание к  товару, описать его свойства, внушить  потребителю уверенность в этом  товаре и произвести благоприятное  впечатление о товаре в целом;

 

2) рост доходов населения —  увеличение доходов населения  означает, что потребители готовы  заплатить за удобство, внешний  вид, надежность и престижность  улучшенной упаковки;

 

3) образ фирмы и образ марки  — товары высокого качества  в оригинальной упаковке фирмы  создают приверженность потребителей  именно к этой фирме, к этой  марке;

 

4) возможность для новаторства  — новаторство в упаковке может  принести большие выгоды.

 

Вместе с тем стоит обратить внимание и на некоторые негативные стороны упаковки:

 

1) совершенствование упаковки приводит  к росту цен на товары, встречаются  случаи, когда упаковка стоит  больше, чем товар;

 

2) на упаковку расходуются дефицитные  ресурсы, в частности бумага, алюминий, стекло, что также приводит к  увеличению стоимости товара;

 

3) загрязнение окружающей среды - экологические аспекты упаковки. т.е. возникают большие проблемы с ее уничтожением, требующим затрат труда и энергии, что приводит к загрязнению биосферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Дизайн  и конструирование упаковки.

 

В процессе конструирования упаковки нужно принятие ряда оптимальных решений в комплексе взаимосвязанных задач. При решении этих задач конструктору нужно выбрать:

  • материал упаковки;
  • объем или габаритные размеры упаковки;
  • форму упаковки;
  • конструктивные особенности упаковки;
  • художественное оформление упаковки;
  • технологию изготовления упаковки;
  • технологию упаковывания;
  • особенности транспортирования, хранения, распределения, продажи потребления упакованной продукции;
  • технологию утилизации использованной упаковки  
     
    Художественное конструирование тары и упаковки

 

Художественное конструирование - процесс конкретного решения  проектной задачи. Это конструкторская  часть общего дизайн-проекта.

  •  
    В результате художественного конструирования достигается целостность материально-технических и социально-культурных потребительских свойств изделий, отвечающих различным требованиям, предъявляемым к изделиям промышленного производства. Выявление этих требований происходит в результате специальных предпроектных и проектных исследований, в которых дизайнер использует метод и средства естественных и гуманитарных наук, искусства и техники, объединяя и преобразуя их в соответствии с общими целями проектирования. Процесс художественного проектирования фиксируется в специальной документации. Художественное конструирование является неотъемлемой составной частью общего процесса проектирования изделий. Его средства и методы должны обеспечить удобство использования изделия, максимальное удовлетворение условиям высокоэффективного производства и эксплуатации, создание гармоничной целостности формы,. 
     
    Комплекс выполняемых в рамках дизайна тары и упаковки задач можно условно разделить на два взаимосвязанных направления:
    • инженерно-функциональное формообразование и дизайнерское формообразование Инженерно-функциональное формообразование базируется на трех фундаментальных составляющих любого нового изделия - материале, конструкции и технологии производства.
    • В основу дизайнерского формообразования положены теории композиции и эргономики.

 

Целью композиции в художественно-конструкторском проектировании является создание оптимальных форм, отвечающих функциональному назначению, конструктивно-технологическим и экономическим требованиям производства, а также учитывающих человеческий фактор и обладающих высокими эстетическими качествами. 
 
На основе сформулированных в техническом задании требований, руководствуясь нормативами и ГОСТами, инженер-конструктор совместно с художником-конструктором должны остановить свой выбор материалы тары, ее форму, определить конструктивные особенности, цветовое решение, спроектировать графическую и текстовую информацию, размещаемую на

таре.

 
К форме предъявляется ряд требований: 
 
1. Прежде всего, должно удобно удерживать ее в руке, пользоваться при изменении наклона и т.п., т.е. рука человека является основной точкой отсчета. 
 
2. Вес рассчитывается таким образом, что среднестатистический человек мог пользоваться упаковкой, не затрачивая чрезмерных усилий. 
 
3. Форма должна быть такой, чтобы при выкладке товара на полку в магазине она легко узнавалась.

 

Размер упаковки связан, прежде всего, с маркетинговыми исследованиями и решением о том, в какой ситуации или в расчете на какую семью данная упаковка создается, но размер может нести в себе определенные эмоциональные ассоциации. 
Основным фактором, влияющим на эмоциональное восприятие, наиболее действенным и первичным, является цвет. Именно цвет в первую очередь привлекает чуткость. Цвет - самый активный возбудимый фактор, который воздействует на физиологическом уровне. Цветовые предпочтения связаны с традициями культуры. Существует такой феномен восприятия цвета, как перенос цветовых ощущений на качество товара, содержащегося в упаковке. 
Буква является символической формой, получившей в процессе эволюции точное роль, закрепленное за фонетическим знаком, но ее графическое начертание сохраняет огромные возможности для эмоционального воздействия, построенные на моторном или ассоциативном восприятии. Моторные - это острый шрифт или округлый, различного наклона и т.д., а ассоциативные - связаны с историей развития человеческой культуры. 
На значительном расстоянии шрифт может восприниматься как орнаментальная композиция или цветовое пятно в общей декоративной композиции упаковки. Информационные блоки, выполненные более мелким шрифтом, чем основные надписи, могут создавать результат фактуры поверхности. Или сама надпись издалека может складываться в изображение. 
Шрифт имеет свои способы эмоционального воздействия: своим начертанием может побудить ассоциации со временем своего создания и наиболее частого использования. 
В упаковке чаще всего используется симметричная композиция. Она более уравновешенна, статична. Вызывает ощущение стабильности, надежности - качества. Диагональные композиции более эмоциональны, динамичны и чаще используются при оформлении упаковок для молодежных групп. 
В композиции обязательно должна учитываться и такая закрепленная в подсознании особенность восприятия, как реакция на силу земного притяжения. 
Ритм является организующим способом в создании композиции. В то же пора ритм и композиция является не менее значительным способом эмоционального воздействия. Декоративность изобразительных элементов - геометрических знаков, орнамента - имеет связь с проявлениями ритма и симметрии в природе, с положительной реакцией человека на правильную форму. Положительная эмоциональная реакция на гладкую поверхность, четкую линию, правильную форму, в конечном счете, выступает как эстетическая реакция, связанная с чувством ритма, симметрии 
Таким образом, очевидно, что инженерно-функциональное и дизайнерское формообразование неразрывно связанно товарищ с другом. Эта взаимосвязь прослеживается и на более невысоких уровнях ключевых понятий. Инженерно-функциональное формообразование рассматривает решение объемно-пространственной структуры конструируемого изделия с позиции научных направлений механики, стандартизации, технологичности конструкции. Ту же задачу в рамках дизайнерского формообразования решают с позиции учений о контрасте, цвете , ритме, пропорции. 

Информация о работе Тара и упаковка в логистике