Деятельность транснациональных корпораций(тнк)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 11:22, контрольная работа

Краткое описание

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие свои хозяйственные подразделения в двух или более странах и управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА И ТИПЫ 4
1.1 Понятие и признаки ТНК 4
1.2 Типы и структуры ТНК. 5
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ 9
2.1 Формы и методы деятельности фирм. 9
2.2 Организация производственной деятельности. 11
2.3 Совместное предпринимательство, как форма деятельности ТНК. 15
2.4 Формы сотрудничества. 15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

Международный маркетинг1.doc

— 141.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ    РАБОТА

 

 

По дисциплине  «Международный маркетинг»

Тема: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ(ТНК)

Хабаровск, 2012 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ

3

1.

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА И ТИПЫ

4

1.1

Понятие и признаки ТНК

4

1.2

Типы и структуры ТНК.

5

2.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

9

2.1

Формы и методы деятельности фирм.

9

2.2

Организация производственной деятельности.

11

2.3

Совместное предпринимательство, как форма деятельности ТНК.

15

2.4

Формы сотрудничества.

15

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

18

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

20

     

 

ВВЕДЕНИЕ

Для современной мировой экономики  характерен стремительно идущий процесс  транснационализации. В этом процессе основной движущей силой выступают  транснациональные корпорации (ТНК). Они представляют собой хозяйственные объединения, состоящие из головной (родительской, материнской) компании и зарубежных филиалов. Головная компания контролирует деятельность входящих в объединение предприятий путем владения долей (участием) в их капитале. В зарубежных филиалах ТНК на долю родительской компании – резидента другой страны – обычно приходится более 10% акций или их эквивалента.

На рубеже XX – XXI вв. наблюдается беспрецедентный размах внешнеэкономической деятельности (международных экономических операций), в которой ТНК являются торговцами (коммерсантами), инвесторами, распространителями современных технологий и стимуляторами международной трудовой миграции. Они во многом определяют динамику и структуру, уровень конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг, а также международное движение капитала и передачи технологий (знаний). ТНК получающет все более широкое распространение процессе расширения и углубления производственных связей между предприятиями разных стран.

Глобализация укрупнила размеры рынков и усилила конкуренцию. От этого выиграли потребители, получившие товары лучшего качества по сниженным ценам. На более высоком уровне глобализация начинает охватывать уже целые континенты (Европа — ЕЭС, Северная Америка — НАФТА), между которыми идет конкурентная борьба за перемещение центра экономического господства. Внутри этих экономических образований, самые крупные и сильные организации с управляющими, способными проводить операции с множеством географически разбросанных фирм.

1. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА И ТИПЫ

 

1.1 Понятие и признаки ТНК.

Среди исследователей нет единообразного понимания международных хозяйственных  объединений. В иностранной литературе по международной экономике принято употреблять термины «многонациональные фирмы» (multinational firms - MNF) и «многонациональные корпорации» (multinational corporation - MNC), которые используются как синонимы. В отечественной литературе их именуют международными, глобальными, сверхнациональными. Однако наиболее распространен термин «транснациональные корпорации» (transnational corporation - TNC).

Под транснациональными корпорациями понимаются международные фирмы, имеющие  свои хозяйственные подразделения  в двух или более странах и  управляющие этими подразделениями из одного или нескольких центров на основе такого механизма принятия решений, который позволяет проводить согласованную политику и общую стратегию, распределяя ресурсы, технологии и ответственность для достижения результата - получения прибыли.

Транснациональным корпорациям принадлежат  или ими контролируются комплексы  производства или обслуживания, находящиеся  за пределами страны, в которой  эти корпорации базируются, имеющие  обширную сеть филиалов и отделений  в разных странах и занимающие ведущее положение в производстве и реализации того или иного товара.

 

 

Выделяют следующие признаки транснациональных  компаний:

1. фирма реализует выпускаемую  продукцию более чем в одной  стране;

2. ее предприятия и филиалы  расположены в двух и более странах;

3. ее собственники являются резидентами  различных стран.

Реально функционирующим фирмам достаточно отвечать любому из перечисленных признаков, чтобы попасть в категорию  транснациональных корпораций. Многие крупные компании обладают всеми  тремя признаками одновременно.

Некоторые фирмы, обладающие признаками транснациональных корпораций, появились  очень давно. Так, East India Company образовалась в 1600 г., некоторые другие крупные фирмы существуют уже не одно столетие. Однако в основном формирование транснациональных корпораций относится к 60-м годам ХХ века, когда ведущие компании западных стран начали осуществлять массированный вывоз капитала. Научно-технический прогресс также способствовал их возникновению. Углубление общественного разделения труда и внедрение новых технологий создавали возможности для пространственного разъединения отдельных технологических процессов, а появление новых средств транспорта и связи способствовало реализации этих возможностей.

1.2 Типы и структуры ТНК.

  1. Типы ТНК.

Российские ТНК, легально осуществляющие за рубежом прямые инвестиции, относятся преимущественно к тому типу, который в типологии ТНК называется этноцентрическим. Компании этого типа создают филиалы за рубежом для обеспечения поставок сырья или обеспечения рынков сбыта, но зарубежные рынки для них остаются, прежде всего, продолжением главного рынка – рынка их страны.

Более зрелыми типами считаются  полицентрический, региоцентрический  и геоцентрический. Для полицентрического  типа ТНК характерно то, что внешний  рынок – это не менее, а часто и более важный сектор их деятельности по сравнению с внутренним рынком. У этих ТНК зарубежные филиалы крупнее и разнообразнее, они не только продают продукцию родительской компании, сколько производят ее на месте за рубежом.

Следующий тип ТНК – региоцентрический – ориентируется уже не на рынке отдельных стран, а на целых регионах, например на всю Западную Европу, а не на Германию или Великобританию. Хотя зарубежные филиалы и в этом случае размещаются в отдельных странах, но они ориентируются на весь регион или, по крайней мере, подчиняются региональным штаб- квартирам. Этот тип ТНК особенно популярен в интеграционных группировках.

Наиболее зрелый тип ТНК - геоцентрический – характерен для тех ТНК, которые являются как бы децентрализованной федерацией региональных филиалов. Родительская компания рассматривает себя не как центр ТНК, а лишь как одно из подразделений.

  1. Основные виды организационной структуры ТНК

Если судить по американским ТНК, то их организационная структура представлена следующими основными видами: функциональная, дивизионная, матричная, смешанная.

Функциональная структура сложилась  к середине XX в. И характеризуется тем, что у руководителя корпорации его заместителями являются руководители крупных функциональных единиц. Обычно они имеют статус вице-президентов по производству, маркетингу, НИОКР, финансам и т.д. Внешнеэкономическими связями занимаются одновременно все структурные единицы.

Рисунок 1. Пример функциональной структуры ТНК

Функциональная структура до сих  пор используется в США небольшими ТНК, преимущественно обрабатывающей промышленности. Пока фирма остается в основном монотоварной, монорыночной и небольшой, функциональная структура обладает высокой производственной реакцией (ведь фирма построена на узкой специализации производства и узкой квалификации ее специалистов) и высокой конкурентной реакцией (из-за тесной связи с главным рынком и продуктом). Однако эта реакция начинает ослабевать по мере роста самой компании, расширения ассортимента ее продукции и увеличения числа рынков, ибо функциональная структура обладает слабой инновационной и предпринимательской реакциями.

Дивизионная структура возникла во многом как реакция на недостатки функциональной структуры. Она базируется на подходе к организации деятельности компании не по функциональному признаку, а по четко различаемым товарным рынкам. Каждое подразделение ориентируется на одну группу товаров или даже один товар и имеет внутри собственные функциональные единицы. Подразделения работают по принципу хозрасчета, а остальная часть родительской компании – центральный аппарат – лишь контролирует и координирует их работу, а также разрабатывает общую стратегию корпорации. Внешнеэкономической деятельностью занимается специальное международное подразделение, которому подчиняются и все зарубежные филиалы корпорации.

Главным достоинством дивизионной  структуры считают децентрализацию (такая структура помогает приблизить руководство компании к проблемам  рынка), а ее недостатком – невысокую  координацию деятельности подразделений.

Рисунок 2. Пример дивизиональный структуры ТНК

 

Матричная структура – это результат  наложения функциональной структуры  на дивизиональную. Применяется компаниями, стремящимися совместить дивизиональный подход с товарным и часто с  функциональным. Образуется как бы двойная структура (матрица). К ее недостаткам относят сложность, в ней не редко исполнители отвечают перед двумя, а иногда большим числом руководителей.

Смешанная структура отличается от предыдущих тем, что, стремясь подстроиться под конкретную компанию, она содержит в себе элементы всех вышеописанных организационных структур, т.е. является как бы их смесью.

Рисунок 3. Пример смешанной структуры ТНК

2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ

2.1 Формы и методы деятельности  фирм.

 

Качественные изменения в организационных формах и методах международной деятельности фирм - это результат тех сдвигов, которые происходят в сфере производства, где господствующие позиции принадлежат ТНК. ТНК все глубже внедряются в сферу международного обращения путем создания собственной заграничной сети. Это внедрение вместе с тем означает, что сам характер и содержание международной деятельности фирм претерпевают существенные изменения, поскольку она все более отражает результаты производственного кооперирования и производственных связей как между крупными ТНК, так и внутри них.

Важнейшие изменения в содержании международной деятельности ТНК  проявляют себя, прежде всего в  том, что наряду с торговлей в  ее традиционном виде все большее  значение приобретают новые формы обмена, такие, как производственное сотрудничество, обмен научно-техническими знаниями и опытом, другими услугами.

Существенные сдвиги, которые произошли в международном товарообороте, все в большей степени становятся результатом развития международных связей ТНК, складывающихся на основе экономического и научно-технического сотрудничества между ними непосредственно в материальном производстве. Следствием этого явилось значительное усложнение продукции, поступающей в международный товарооборот (уникальное и комплектное оборудование); частая смена и обновление продукции; быстрое расширение ее ассортимента; рост числа взаимозаменяемых продуктов, производимых разными технологическими способами; повышение степени обработанности сырья и материалов; расширение поставок промежуточной продукции - компонентов, частей и деталей. В связи с этим возросли число, сложность, частота и разнообразие коммерческих операций на мировом рынке, что делает их более разносторонними и многогранными.

Характер международной деятельности ТНК накладывает существенный отпечаток на развитие международного товарообмена поскольку ТНК контролируют более половины мировой торговли и превратили более трети международного товарообмена во внутрикорпорационные поставки неторгового характера. Это значит, что ТНК получили возможность осуществлять регулирующее воздействие на международную торговлю в целом, перенося на нее применяемые ими формы и методы. Поскольку внутрикорпорационный оборот ТНК носит в известной мере планомерный характер, эта планомерность оказывает определенное воздействие на развитие международных экономических связей, содействуя усилению их сбалансированности.

По существу применяемые ТНК  формы и методы международных  экономических связей содействовали  превращению их в ТНК. Возрастание мощи ТНК и их господствующей роли на мировом рынке было предопределено развитием организационных форм и методов их международной деятельности. Это свидетельствует о том, что развитие форм и методов международной деятельности ТНК представляет собой диалектический процесс, который ведет к возникновению у них качественно новых черт и вместе с тем требует дальнейшего изменения форм и методов с целью приспособления к условиям и потребностям мирового рынка.

 

2.2 Организация  производственной деятельности.

 

Одно из важнейших условий роста производственной деятельности - тенденция к транснационализации хозяйственной жизни, которая в условиях научно-технической революции предопределила растущую потребность в специализации и кооперировании производства. ТНК стали все шире использовать специализацию и кооперирование производства как важную форму, обеспечивающую повышение прибыльности производства в глобальном масштабе. Это осуществлялось, в частности, путем разграничения производственных программ между заграничными дочерними компаниями, повышения их конкурентоспособности в результате внедрения на их предприятиях передовых научно-технических достижений, полученных от материнской компании. Стимулом к расширению производственной деятельности ТНК был также рост объективной потребности огромного по масштабам производства в крупных рынках сбыта. Такая потребность усиливала их стремление к внешнеэкономической экспансии, желание обойти таможенные и иные барьеры расширить свои позиции на рынках других стран путем приближения к непосредственному потребителю с целью более полного учета его требований и спроса. Это вызвало необходимость возникновения и развития соответствующих форм международной деятельности ТНК.

Информация о работе Деятельность транснациональных корпораций(тнк)