Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2013 в 12:34, статья
В своем последнем июльском отчете, посвященном глобальному рынку рекламы, агентство ZenithOptimedia (входящее в структуру транснационального коммуникационного холдинга Publicis Groupe) провело обзор мировых рекламных рынков, сделав прогнозы относительно их судьбы под влиянием захлестнувшей мир финансовой рецессии
Прогноз в меру неутешителен и предполагает падение глобального рекламного рынка в этом году на 8,5% с последующим подъемом и возобновлением роста не ранее 2011 года.
Российский рынок рекламы, согласно прогнозу, по итогу 2009 года ожидает падение от 15 до 24%.
Дата публикации:
12.10.2009
Раздел: Статьи
В своем последнем июльском отчете, посвященном глобальному рынку рекламы, агентство ZenithOptimedia (входящее в структуру транснационального коммуникационного холдинга Publicis Groupe) провело обзор мировых рекламных рынков, сделав прогнозы относительно их судьбы под влиянием захлестнувшей мир финансовой рецессии
Прогноз
в меру неутешителен и предполагает
падение глобального рекламного
рынка в этом году на 8,5% с последующим
подъемом и возобновлением роста не ранее
2011 года.
Российский рынок рекламы, согласно прогнозу,
по итогу 2009 года ожидает падение от 15
до 24%. Интересующему нас сегменту интернет-рекламы
отведено от 0 до 12% роста. Что подтверждается
результатами первого полугодия, и само
по себе совсем неплохо. Если не думать
о том, что имелись предпосылки для несколько
большего.
Начнем издалека
Как
видно из отраслевых исследований,
не все рынки одинаково хорошо
держат удар. В первую очередь пострадали
традиционные рекламные медиа: пресса
и радио. Телевидение и наружную рекламу
можно условно отнести ко второй группе
надежности. Падение оборотов по ним началось
не сразу и в меньшем объеме. Наиболее
устойчивым оказался рынок интернет-рекламы,
продолжающий уверенно расти, пусть и
не докризисными темпами.
Изменение
рынков рекламы США в 2008 году
Изменение рынков рекламы в России, прогноз на 2009 год
Основной причиной роста рынка
интернет-рекламы является его высокая
эффективность, позволяющая осваивать
бюджеты традиционных рекламных
носителей.
Факторы,
влияющие на сегменты рынка рекламы
Собственно увеличение доли интернета
относительно традиционных медиа в
качестве фактора роста присутствовало
и до кризиса. На американском рынке
рекламы интернет начал «отбирать» бюджеты
у традиционных медиа еще в 2001 году. С недавних
пор эта тенденция стала очевидной и для
России. На фоне 25-30% роста рекламного рынка
2005-2008 годов интернет стабильно показывал
вдвое большие результаты, в то время как
радио и пресса демонстрировали двукратное
отставание, постепенно сдавая свои позиции.
Если в эпоху всеобщего роста перераспределение
рекламных бюджетов в пользу интернет
рекламы было лишь приятным дополнением,
то с началом кризиса оно стало единственным
источником роста, позволяющим этому сегменту
рынка уверенно демонстрировать увеличение
оборотов на фоне всеобщего краха.
Целью же данной статьи является приблизительная
оценка потенциала, открывающегося в сложившихся
условиях перед отечественным рынком
интернет-рекламы. Этот материал ни в коем
случае не претендует на истину в последней
инстанции и точность до последнего знака
в предоставляемых данных. Его задача
- выделить наиболее явные тенденции и
предпосылки, показать общий порядок цифр.
Взгляд за границу
Очень показательны результаты исследований по американскому рынку рекламы, который в отличие от российского, закончил 2008 год с падением. TNS global, Radar research forecast и Pricewaterhouse coopers LLP предоставляют более чем подробные данные для анализа.
Традиционно
в исследованиях рекламных
Объем американского рынка рекламы в средствах ее распространения
По
этим цифрам хорошо видно, что, начиная
с 2006 года, постепенное сокращение рынков
рекламы в прессе и радио полностью компенсировалось
ростом интернет-рекламы вплоть до 2008
года, когда начался реальный отток средств
из отрасли. В 2006 рекламный рынок еще растет
на 4% в год, но радио уже на нуле, а пресса
просела на 1%.
Без сомнений, в 2006 определенная доля досталась
наружной рекламе и телевидению. Но с 2007
и рынок ТВ рекламы уже больше не растет.
Остался только один демонстративно растущий
рынок.
По результатам 2008 года американский рынок
интернет-рекламы и поискового продвижения
вырос на 2,2 млрд.$ на фоне сокращения рынков
традиционных рекламных носителей на
6,6 млрд.$. Иными словами 34% сокращений рекламных
бюджетов пришлось на перераспределение
в пользу интернет-рекламы. Из них на долю
учитываемой медийной рекламы пришлось
чуть менее четверти - 23%. 72% было освоено
рынком контекстной рекламы. Оставшиеся
5% достались SEO.
Особую ценность этому графику придает
тот факт, что в нем нет элементов прогноза.
Он отражает лишь фактически произошедшие
на рынке изменения.
Доля
конвертации рекламных бюджетов в интернет
из традиционных медиа в ежегодном росте
рынка интернет-рекламы (США)
Впрочем, аналогичную картину, хоть
и менее полную, ввиду присутствия
интернет сектора в виде одной
медийной рекламы, демонстрирует и
глобальный прогноз Zenithoptimedia. Тенденция
очевидна: общее падение рынка
остановится, но расширение интернет-сегмента
за счет прессы и радио продолжится. Объем
последних продолжит сокращаться до тех
пор, темп роста рынка не превысит 3-4%. Именно
такую долю традиционные носители «отдают»
интернету в спокойные годы.
Глобальные
расходы на рекламу в средствах ее распространения
А что у нас?
Что же ждет в сложившихся условиях российский рынок интернет-рекламы и продвижения? По прогнозу Zenithoptimedia, основанному на результатах первого кризисного полугодия (IV квартал 2008 и I квартал 2009). Рекламную индустрию ожидает падение от 15% до 24%. При этом больше всего пострадают радио и печать: падение от 33% до 40%. Во втором эшелоне наружная реклама (-22/-30%), ТВ (-5/-15%) и прочие носители (-16/-25%). Рынок медийной интернет рекламы, останется на прежнем уровне, либо прирастет на 12%.
Темпы прироста по отношению к предыдущему году (Россия, %)
Если ближайшее будущее
Объем
российского рынка рекламы в средствах
ее распространения
В абсолютных значениях ожидаемый по итогам года объем падения рекламных рынков составляет 64 миллиарда рублей. Сумма, в три раза превышающая объем отечественного рынка интернет рекламы и поискового продвижения. Собственно, ответ на вопрос относительно роста рынка интернет-рекламы в кризис - это ответ на вопрос о том, сколько из этих 64 миллиардов будет освоено в интернете.
Аналитики Zenithoptimedia считают, что в 2009 году на 0,9 миллиарда прирастет медийная реклама. И, если следовать этой линии, еще 1,8 миллиарда рублей следует отложить на контекстную рекламу и SEO. Всего 2,7 миллиарда рублей, или 4,2% - конвертация мирного времени для рынка США.
Между тем, есть все основания полагать, что в России данный показатель и до кризиса был повыше. Сравнив темпы роста рынка рекламы по медианосителям, можно приблизительно оценить конвертацию бюджетов. Еще в 2007 году радио и пресса недосчитались как минимум10% и 7% соответственно, что в общей сложности составило 6 миллиардов. Для прошедшего года эти показатели составили 6% и 23% или 6,5 миллиардов рублей.
С началом рецессии, при оценке
рекламной кампании на первый план
вышли показатели, по которым Интернет-реклама
опережает все прочие виды медиа:
рентабельность, гибкость, многообразие
решаемых задач и возможность мониторинга
результатов в реальном времени. Эффективность
грамотно проведенной рекламной кампании
в Интернете может быть очень высокой.
Например, для одного из наших клиентов,
крупного интернет-магазина рентабельность
вложений составила:
- для Яндекс-маркет - 578%
- для SEO - 733%
- для контекстной рекламы - 158%
- общая эффективность для Интернет-магазина
- 604%
Неужели доля рекламных бюджетов, перетекающих в пользу интернет-рекламы, с кризисом сократится? С точки зрения логики это маловероятно. Данные статистики по Штатам также подтверждают совершенно обратное. На фоне кризиса американский интернет забрал себе треть!
Тем не менее, судя по оценке рынков медийной и контекстной онлайн-рекламы с ростом в 5% по результатам полугодия (400 миллионов в пользу интернет-рекламы против 37 миллардов падения по всему рекламному рынку согласно Mindshare, и АКАР), имеет место именно сокращение.
Вне всяких сомнений, показать результаты, аналогичные американским, наш рынок не сможет, как минимум потому, что не справится с такими объемами. В США и доля интернета на рынке рекламы больше - по результатам 2008 года 8,3% только медийной рекламы и 16,2% с учетом контекстной рекламы и SEO. Аналогичные показатели по России 2,8% и 4,45%. Кроме того, американский рынок интернет рекламы в три раза превышал сумму, на которую «просел» рынок рекламы в целом. В России наоборот: ожидаемая сумма падения рынка втрое превосходит рынок рекламы и продвижения в интернете.
Но даже 18% денег, покидающих рынок традиционной рекламы (а это 11,7 миллиарда рублей) достаточно для того, чтобы обеспечить интернет-рынку рост на уровне 2008 года. Справился бы он с такими объемами? О, да! Вспомним все последние годы, когда сотрясались горы, гремели пушки, и ревел океан - рост по контекстной рекламе составлял от 70% в год, а по SEO и того больше.
На этой позитивной ноте уместно вспомнить старый анекдот про льва, который съесть-то съест, но кто ж ему даст. И, тем не менее, за максимально возможную верхнюю планку это значение взять можно. Нижний же показатель - деньги, которые «просятся» в интернет рекламу, это 6% «докризисной» конверсии - 3,9 миллиарда рублей или 18% роста.
Именно поэтому увеличение рынка интернет рекламы и SEO на 12% в 2009 году это не просто очень мало. Говоря словами одного из неизменных участников профильных конференций это крах и полное крушение всех надежд из шести букв - фиаско.
Подводя итоги
Еще раз повторюсь, данный анализ не претендует истину в последней инстанции. Его роль - стать пищей для размышлений, хоть кому-то она может прийтись и не по вкусу. Насколько вырастут в этом и следующем году интернет-реклама и поисковая оптимизация зависит в первую очередь от самих участников данного рынка. Крайне низкий процент «освоения» традиционных рекламных бюджетов только демонстрирует сколь велик фронт работ.
Не секрет, что, не смотря на все предпосылки и крайне быстрый рост, реклама и продвижение в Интернете все еще занимают очень небольшую долю на рынке рекламы. Говорит это об одном: подавляющее большинство рекламодателей крайне невысокого мнения об интернете, как рекламной площадке. Переубедить их - наша работа. В любом случае, иных источников роста, кроме привлечения бюджетов традиционных рекламных медиа в ближайшей перспективе не предвидится. Значит на первое место выходят две задачи. Формирование пакетов услуг, наиболее полно отвечающих потребностям клиентов в сложившейся экономической ситуации, и максимально эффективная продажа этих услуг в условиях жесткой конкуренции, причем по большей части рекламодателям, только выходящим на рынок интернет-рекламы.
В
конце напишу банальность. Многие компании
по итогам кризиса сложат головы или
растеряют прежние позиции, но те,
кто сумеют найти ключ к территории
конкурентов сорвут большой куш.
И относится это как к
Александр
Соболев, РА AdLabs
Advertology.Ru
Ссылка
на статью: http://www.advertology.ru/
Информация о работе Интернет реклама и SEO: по следам анализов и прогнозов