Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 23:15, лекция
Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение даётся на интуитивном уровне. Информация передаётся по телефону, телеграфу, радио, телевидению, интернету. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных.
Информация - это и показатели измерительных приборов, и вкус пищи, и запахи, и вид звёздного неба и т. д. В общем, информация — это новые сведения, которые могут быть использованы человеком для совершенствования его деятельности и пополнения знаний.
Понятие информации, виды, свойства.
Термин «информация» - один из самых популярных в нашем лексиконе. В него вкладывается широкий смысл и, как правило, его объяснение даётся на интуитивном уровне. Информация передаётся по телефону, телеграфу, радио, телевидению, интернету. Она хранится в библиотеках, архивах, базах данных.
Информация - это и показатели
измерительных приборов, и вкус пищи,
и запахи, и вид звёздного неба
и т. д. В общем, информация — это
новые сведения, которые могут
быть использованы человеком для
совершенствования его
Термин «информация» происходит от латинского informatio, что означает разъяснение, осведомление, изложение. С позиции материалистической философии информация есть отражение реального мира с помощью сведений (сообщений).
Сообщение — это форма представления информации в виде речи, текста, изображения, цифровых данных, графиков, таблиц и т.п.
В широком смысле информация — это общенаучное понятие, включающее в себя обмен сведениями между людьми, обмен сигналами между живой и неживой природой, людьми и устройствами.
Информация — сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-нибудь иным способом.
Информация — сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости, неполноты знаний; с XX в.— общенаучное понятие: это отношения между людьми, человеком и автоматом, животными и растениями и т.д.
Информация — новые сведения, принятые, понятые и оценённые конечным потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем нас мире.
Требования к информации:
Точность информации обеспечивает ее однозначное восприятие всеми потребителями.
Достоверность определяет допустимый уровень искажения как поступающей, так и результатной информации, при котором сохраняется эффективность функционирования системы.
Информация достоверна, если она отражает истинное положение дел. Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение. Недостоверной информация может быть по следующим причинам:
преднамеренное искажение
(дезинформация) или непреднамеренное
искажение субъективного
искажение в результате воздействия помех («испорченный телефон») и недостаточно точных средств ее фиксации.
Оперативность отражает актуальность информации для необходимых расчётов и принятия решений в изменившихся условиях.
Полнота—информации достаточно для понимания и принятия решения;
Полнота информации. Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания и принятия решений. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.
Ценность информации зависит от того, для каких задач данная информация используется;
Актуальность—информация должна соответствовать постоянно изменяющимся условиям;
Актуальность информации – важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Ясность и понятность — информация должна быть выражена языком, понятным для пользователей информации.
Объективность информации. Объективный – существующий вне и независимо от человеческого сознания. Информация – это отражение внешнего объективного мира. Информация объективна, если она не зависит от методов ее фиксации, чьего-либо мнения, суждения.
Пример. Сообщение «На улице тепло» несет субъективную информацию, а сообщение «На улице 22°С» – объективную, но с точностью, зависящей от погрешности средства измерения.
Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Отражаясь в сознании человека, информация может искажаться (в большей или меньшей степени) в зависимости от мнения, суждения, опыта, знаний конкретного субъекта, и, таким образом, перестать быть объективной.
Точность информации определяется степенью ее близости к реальному состоянию объекта, процесса, явления и т. п.
Полезность (ценность) информации. Полезность может быть оценена применительно к нуждам конкретных ее потребителей и оценивается по тем задачам, которые можно решить с ее помощью.
Самая ценная информация – полезная. При этом следует учитывать, что и необъективная, недостоверная информация (например, художественная литература), имеет большую значимость для человека. Социальная (общественная) информация обладает еще и дополнительными свойствами:
имеет семантический
(смысловой) характер, т. е. понятный,
так как именно в понятиях
обобщаются наиболее
имеет языковую природу (кроме некоторых видов эстетической информации, например изобразительного искусства). Одно и то же содержание может быть выражено на разных естественных (разговорных) языках, записано в виде математических формул и т. д.
С течением времени количество информации растет, информация накапливается, происходит ее систематизация, оценка и обобщение. Это свойство назвали ростом и кумулированием информации. (Кумуляция – от лат. cumulatio – увеличение, скопление).
Старение информации заключается в уменьшении ее ценности с течением времени. Старит информацию не само время, а появление новой информации, которая уточняет, дополняет или отвергает полностью или частично более раннюю. Научно-техническая информация стареет быстрее, эстетическая (произведения искусства) – медленнее.
Логичность, компактность, удобная форма представления облегчает понимание и усвоение информации
Виды информации:
- графическая или изобразительная — первый вид, для которого был реализован способ хранения информации об окружающем мире в виде наскальных рисунков, а позднее в виде картин, фотографий, схем, чертежей на бумаге, холсте, мраморе и др. материалах, изображающих картины реального мира;
- звуковая — мир вокруг нас
полон звуков и задача их хранения и тиражирования
была решена с изобретением звукозаписывающих
устройств в 1877 г. (см., например, историю
звукозаписи на сайте — http://radiomuseum.ur.ru/
- текстовая — способ кодирования речи человека специальными символами — буквами, причём разные народы имеют разные языки и используют различные наборы букв для отображения речи; особенно большое значение этот способ приобрёл после изобретения бумаги и книгопечатания;
- числовая — количественная мера объектов и их свойств в окружающем мире; особенно большое значение приобрела с развитием торговли, экономики и денежного обмена; аналогично текстовой информации для её отображения используется метод кодирования специальными символами — цифрами, причём системы кодирования (счисления) могут быть разными;
- видеоинформация — способ сохранения «живых» картин окружающего мира, появившийся с изобретением кино.
Существуют также виды информации, для которых до сих пор не изобретено способов их кодирования и хранения — это тактильная информация, передаваемая ощущениями, органолептическая, передаваемая запахами и вкусами и др.
Средства массовой информации
Сре́дства ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую (массовую) аудиторию и действующее на постоянной основе.
В русский язык термин «СМИ» пришёл как калька с фр. moyens d’information de masse. Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 1970-х годов, вытесняя тем самым понятие «СМК» (средства массовой коммуникации), введённое исследователями в СССР в 1960-х годах.
К СМИ относятся:
Печатные издания (пресса): газеты, журналы
Электронные СМИ: телевидение, радио, сетевые издания.
СМИ имеют следующие признаки:
массовость (применительно
к законодательству Российской
Федерации, 1000 и более экземпляров
для газет, журналов и
периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
принудительность:
один источник сигнала (
Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год,
радио-,
теле-,
видеопрограмма,
кинохроникальная программа,
иная форма
периодического
В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки[2]
Каждое из этих
средств информации обладает своими
особенностями в области