Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 17:50, реферат
Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура - это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения.
Введение…………………………………………………………………………3
1. Понятие культуры потребления …………………………..………………...4
2. Общество потребление ………………………………………………............6
Заключение……………………………………………………………………....9
Список использованной литературы……………………………………..…..10
Министерство науки и образования
Российской федерации
Государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Тюменский Государственный Университет
Институт математики, естественных наук и информационных технологий
Кафедра социально-культурного сервиса и туризма
Реферат по дисциплине «Человек и его потребности» на тему:
«Культура потребления»
Тюмень
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Понятие культуры потребления …………………………..………………...4
2. Общество потребление ………………………………………………............
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………..…..
Введение
Масса людей живёт с иллюзией, что они сами выбрали цель своей жизни, модели поведения. Между тем при сравнении жизни людей в разных культурах трудно не поражаться однотипности «свободного» выбора в одной стране и эпохе, в то время как та же потребность в другой культуре удовлетворяется в совершенно иных формах. Причина состоит в том, что культура - это среда, предопределяющая выбор вариантов нашего поведения. Как в воде набор вариантов поведения одних и тех же людей отличается от вариантов их движения на суше, в болоте и т. д., так и культура диктует наш «свободный» выбор. Каждая культура - это микро вселенная. Для функционирования индивидуума культура очень важна. Культура укрепляет солидарность между людьми и способствует взаимопониманию. Культурология, понимаемая как система знаний о культуре, является частью гуманитарного знания. Гуманитарные знания описывают мир человека, который дополняет собой мир природы.
Выбор темы данного реферата обусловлен, прежде всего, моим личным желанием как самостоятельно, так и с помощью компетентных авторов попытаться разобраться в поведении человека на разных стадиях дохода, как и каким образом человек потребляет, использует и приобретает все, что его окружает.
Понятие культуры потребления
Культура потребления - свод правил и норм, регулирующих поведение человека в сфере приобретения товаров и услуг (продукты, вещи, развлечения, отдых и т.п.). Она предписывает, что, где, каким образом, в каком объеме, с какими затратами и зачем потреблять человеку, принадлежащему к определенной социокультурной группе.
Потребление - это не пассивное состояние поглощения и присвоения, которое противопоставляют активному состоянию производства, чтобы уравновесить, таким образом, две наивных схемы человеческого поведения (и отчуждения). Следует с самого начала заявить, что потребление есть активный модус отношения не только к вещам, но и к коллективу и ко всему миру, что в нем осуществляется систематическая деятельность и универсальный отклик на внешние воздействия, что на нем зиждется вся система нашей культуры.
В современной социологической литературе принята пятиуровневая классификация потребностей:
1) первичные материальные потребности (в питании, одежде, жилище и т. п.);
2) материальные потребности
второго порядка, отражающие
3) социальные потребности (в общении, признании и т. п.);
4) духовные потребности
(в знаниях, эстетическом
5) духовные потребности
высшего порядка (в творческом
труде, общественно-
По мере удовлетворения потребностей низшего уровня все большую значимость приобретают потребности более высокие.
Культура потребления предполагает равновесие материальных, социальных и духовных потребностей, способствующее совершенствованию физических, нравственных, интеллектуальных и эстетических качеств человека.
При довольно высоком уровне развития материальных потребностей людей заметны и отклонения от нормальной культуры потребления. Это тенденция перепотребления или накопительства, имеющая в своей основе социальную инерцию: несмотря на существенное изменение внешних условий, человек продолжает вести себя в соответствии с комплексом норм и ценностей, усвоенных в более молодом возрасте, когда окружающая обстановка была иной. Наиболее значимыми направлениями воспитания культуры потребления материальных благ являются повышение культуры питания, культуры жилища и культуры одежды.
Общество потребления
Общество потребления (англ. consumer society) -- политическая метафора, обозначающая совокупность общественных отношений, организованных на основе принципа индивидуального потребления. Оно характеризуется массовым потреблением материальных благ и формированием соответствующей системы ценностей и установок. Увеличение количества людей, разделяющих ценности общества потребления, является одной из черт современного человечества. Общество потребления возникает в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием и такими социальными изменениями, как рост доходов, существенно изменяющий структуру потребления; снижение продолжительности рабочего дня и рост свободного времени; размывание классовой структуры; индивидуализация потребления.
Городское население
в борьбе за то, чтобы превзойти
друг друга, поднимает норму
В современной России на развитие потребления и сервисной деятельности влияет, как известно, общая экономическая и политическая ситуация в стране. В настоящее время эта ситуация остается крайне сложной и противоречивой. С одной стороны, достаточно широкие слои населения предъявляют стабильный спрос как на старые, так и на вновь возникающие виды услуг. С другой стороны, крупнейшие современные экономисты и социологи дали негативную оценку преобразований. Выдающийся американский социолог Мануэль Кастельс много лет изучал ситуацию в постперестроечной России и провел ее глубокий критический анализ в особом разделе своего классического труда «Информационная эпоха». С его точки зрения, над Россией нависла угроза исключения из числа промышленно развитых государств и превращения на всю обозримую историческую перспективу в сырьевой придаток стран «Большой семерки» (вслед за африканским континентом, который необратимо «выпал» из системы глобальной экономики). О необходимости этого «исключения» России открыто говорят известный американский политолог Збигнев Бжезинский и ряд других крупных политических деятелей. В России фактически отсутствует эффективная поддержка науки, образования, здравоохранения и новейших высокотехнологичных отраслей промышленности, что составляет разительный контраст с политикой других стран, вступающих в эпоху постиндустриального общества. Не вдаваясь в анализ политических и экономических проблем, отметим, что их острота и нерешенность прямо влияют на развитие потребностей, потребления и сферы сервиса.
В этой ситуации сервисным фирмам и службам необходимо, во-первых, быть готовыми к крупным изменениям в экономике и в других сферах общественной жизни, что может резко изменить условия потребления. Необходим постоянный анализ спроса и других значимых сдвигов, происходящих в обществе. Во-вторых, надо иметь в виду, что развитие сферы услуг прямо связано с постиндустриальной тенденцией в экономике (по Д. Баллу, идет формирование «сервисной экономики») и объективно противодействует существующим в обществе разрушительным силам. Состояние сферы услуг - довольно точный барометр состояния современного общества в целом, сервис не может развиваться отдельно от всей общественной системы.
На развитие потребления в современной России влияют три крупных системных сдвига, которые происходят в экономике одновременно и развертываются параллельно друг другу:
· переход от преимущественно государственно-планового механизма национальной экономики к преимущественно рыночному;
· переход к «обществу массового потребления» как завершающему этапу развития индустриального общества;
· переход от индустриального общества к постиндустриальному.
Происходящий в современном мире процесс глобализации приводит к увеличению мозаичности в развитии цивилизации.
Революция в сфере коммуникаций (распространение интернета, сетей мобильной связи) приводит к образованию нового информационного пространства и расширению сферы общения. Причём доступ к этому пространству и участие в общении становятся платными услугами, невозможными без наличия посредника (провайдера).
Экономическая система
тесно переплетается с
Заключение
Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни, она организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение. Именно она отличает человека от всех остальных существ. Личность несёт печать конкретной культуры и конкретного общества. Кроме того, общество создаёт условия для массового использования ценностей культуры, а, следовательно, порождает потребности в воспроизведении культуры.
Список использованной литературы
1. Гужва Е. Г., «Потребление в России и СССР.: проблемы теории и практики. СПб.: СПб ГАСУ, 2000 .
2. Гужва Е. Г., «Макроэкономика. Теории потребления». – СПб.: СПб ГАСУ, 1995.
3. Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. – М.: Прогресс, 1969.
4. Жилина Л.Н. Потребности, культура потребления и ценностные ориентации личности. – М., 1988.
5. Ильин В.И. Поведение
6. Музиль Р. Человек без свойств.
7. Орлов С.В., Дмитриенко Н. А., «Человек и его потребности: Учебное пособие». – СПб.: Питер, 2007.
8. Шушкова Н, Яковлева В. Учебный словарь по культурологи. Пермь, 2006.
9.Элиас Н.С. «О процессе цивилизации. Социогенетические и психогенетические исследования». Том 1. М.; СПб, 2001.
10. http://ru.wikipedia.org