Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 12:02, курсовая работа
Малые предприятия в силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.
Одним из долгосрочных приоритетов социально-экономической политики Республики Казахстан является "экономический рост", который включает в себя становление и развитие малого предпринимательства. Развитие малого предпринимательства в республике - один из приоритетов экономической политики государства. С самого начала вступления в рыночную экономику Президент РК давал всем понять, что малый и средний бизнес - стержень экономики, ее стратегический резерв. "Как глава государства, я поддерживал, и буду поддерживать вашу деятельность, и пусть об этом знают все в Казахстане", - сказал на состоявшемся в Алматы форуме предпринимателей Н. Назарбаев.
Введение
1.Малый бизнес в рыночной экономике
1.1 Cущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт
3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РЕСПУБЛИКА КАЗАХСТАН
Карагандинский университет «Болашак»
Кафедра «Экономики и менеджмента»
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества»
Выполнила:
студентка гр. Э-10-1
Аубакирова А.Т.
Проверила:
ст.пр-ль
Базарбаева Э.М.
Караганда – 2013
Содержание
Введение
1.Малый бизнес в рыночной экономике
1.1 Cущность малого бизнеса
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
2. Методы и оценка состояния эффективности малого бизнеса в РК
2.1 Оценка современного состояния и тенденций развития малого бизнеса в Казахстане
2.2 Методы государственного регулирования повышения эффективности предпринимательской деятельности: казахстанский опыт
3. Проблемы и развитие малого бизнеса в Казахстане
3.1 Проблемы малого бизнеса в Казахстане
3.2 Развитие малого бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности национальной экономики
Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современный период развития рыночных отношений особое значение приобретает развитие индивидуального предпринимательства. Именно малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы диверсификации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров. Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночного хозяйства. Оно способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, формирует новый социальный слой общества.
В отличие от экономически развитых стран, где предпринимательство формировалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки совершенствовались в ходе проведения длительных социально-экономических реформ, история развития предпринимательства в республике насчитывает немногим более десяти лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства. И хотя в Казахстане влияние этого сектора на социальное и экономическое развитие общества не столь существенно, как в промышленно развитых странах Западной Европы, Америки и Юго-Восточной Азии, где на его долю приходится более половины валового внутреннего продукта, малое предпринимательство в нашей стране стало массовой, динамично развивающейся частью деловой жизни. В целях дальнейшего развития малого предпринимательства Главой государства определены основные направления поддержки малого бизнеса на ближайшую перспективу, в том числе формирование предпринимательского климата, конкурентной среды, системы общественных институтов, которые будут стимулировать частный сектор к созданию производств с высокой добавленной стоимостью.
В ежегодном Послании Президента особо отмечены последовательные действия по поддержке малого и среднего бизнеса.
Выбор темы обусловлен тем, что развитие индивидуального предпринимательства в Казахстане отвечает общемировым тенденциям к формированию гибкой смешанной экономики, сочетанию разных форм собственности и адекватной им модели хозяйства, в которой реализуется сложный синтез конкурентного рыночного механизма и государственного регулирования крупного, среднего и мелкого производства. Это один из ведущих секторов, во многом определяющий темпы роста, состояние занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малые предприятия нужно рассматривать в качестве нового ресурса производственных сил, роста социально - экономической эффективности производства в целом. Сейчас в индустриально развитых странах малые предприятия являются ведущим сектором рыночной экономики, который определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. Именно этот сектор экономики представляет наиболее эффективную систему отбора талантливых и предприимчивых людей, позволяет создавать необходимую атмосферу конкуренции, способствует быстрому решению ряда проблем.
Малые предприятия в силу своей природы более отзывчивы на конъюнктуру рынка, успешно приспосабливаются к его условиям. Им свойственны гибкая маневренность, постоянная ориентация на быстроменяющийся спрос, заинтересованность в нуждах потребителей.
Одним из долгосрочных приоритетов
социально-экономической
1.1 Сущность малого бизнеса
Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.
Для малого и среднего предприятия характерно:
Как показывает мировая практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ под малым бизнесом понимается деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является:
По данным Мирового банка,
общее число показателей, по которым
предприятия относятся к
При определении мер поддержки субъектам малого бизнеса на уровне стран ЕС могут применятся и другие показатели, а страны, входящие в ЕС, могут использовать и свои показатели при отнесении предприятий к малым. Другие Экономические организации устанавливают свои меры отнесения фирм к категории малого бизнеса. Так международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 чел. как “весьма малые”, до 99 чел. как “малые”, от 100 до 499 чел. как “средние” и свыше 500 чел. как крупные.
Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников не более 50 человек и общей стоимостью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.
Субъекты малого предпринимательства осуществляют любые виды предпринимательской деятельности в соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан.
Субъектами малого предпринимательства могут быть индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, а также юридические лица в следующих организационно-правовых формах: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью; товарищество с дополнительной ответственностью; производственный кооператив.
К субъектам частного предпринимательства относятся:
Субъектами индивидуального
Субъектами микробизнеса являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников до 10 человек. Субъекты микробизнеса входят в состав малого предпринимательства.
Развитие малых предприятий должно способствовать быстрому насыщению рынка товарами и услугами, преодолению отраслевого и регионального монополизма, расширению конкуренции, внедрению достижений научно - технического прогресса, повышению экспортного потенциала.
Малое предприятие является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, которое на основе использования имущества производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги. Оно имеет право заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством, отвечает целям, предусмотренным в уставе предприятия, имеет права юридического лица, самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, печать со своим наименованием.
В экономически развитых странах предпринимательство складывалось естественным путем, а формы и методы его государственной поддержки оттачивались в ходе многовековой истории социально-экономических реформ. История развития предпринимательства независимого Казахстана насчитывает десять с немногим лет. За этот период приняты и реализованы четыре государственные программы поддержки и развития предпринимательства.
В казахстанской практике существование
малого предпринимательства было разрешено
в 1988 г. В этот период к числу малых
отнесли государственные
В рамках Государственной программы форсированной индустриализации инициативы малого и среднего бизнеса получают поддержку по программе "Дорожная карта бизнеса - 2020", микробизнеса - по "Программе занятости - 2020".
1.2 Роль малого бизнеса в экономике
Во-первых, как уже отмечалось, он обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна.
Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках.
О том, что малые предприятия способны в больших масштабах обеспечивать работой незанятые трудовые ресурсы говорит то, что в Казахстане в мелких фирмах в 2012 году было сосредоточено свыше 35%, Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров.
Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства.
Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами.
Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что мелкое предпринимательство воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования.
Информация о работе Малый бизнес и его роль в экономическом развитии общества