Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 11:34, реферат
Маркетинг в здравоохранении - комплексная система мер по организации управления хозрасчетной деятельностью учреждений, основанной на изучении и формировании спроса на медицинские услуги, строго направленном расходовании ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи и укреплении здоровья. Особенностью маркетинга в здравоохранении является то, что учреждения здравоохранения предоставляют услуги.
1 Здравоохранение: медицинские услуги, рынок медицинских услуг, маркетинг медицинских услуг.
2 Предпосылки возникновения маркетинга в сфере здравоохранения
3 Цели и задачи маркетинговой деятельности в здравоохранении
4 Стратегия маркетинга в здравоохранении
5 Вывод
6 Использованная литература
Содержание:
1 Здравоохранение: медицинские услуги, рынок медицинских услуг, маркетинг медицинских услуг.
2 Предпосылки возникновения
3 Цели и задачи маркетинговой деятельности в здравоохранении
4 Стратегия маркетинга в
5 Вывод
6 Использованная литература
1
Маркетинг - это комплексная деятельность специалистов по организации производства, сбыта продукции и реализации услуг, ориентированная на удовлетворение потребностей населения с учетом выявленного ранее спроса и возможной прибыли.
Маркетинг в здравоохранении - комплексная система мер по организации управления хозрасчетной деятельностью учреждений, основанной на изучении и формировании спроса на медицинские услуги, строго направленном расходовании ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей населения в медицинской помощи и укреплении здоровья. Особенностью маркетинга в здравоохранении является то, что учреждения здравоохранения предоставляют услуги.
В здравоохранении рынок представлен учреждениями государственного здравоохранения. Кроме того, существуют: рынок пациентов; рынок идей; рынок фармакологической продукции; рынок медицинской техники; рынок предметов и услуг в области санитарии и гигиены; рынок услуг в области физической культуры; рынок системы медицинского образования; рынок медицинских услуг и нетрадиционных способов лечения и оздоровления; рынок медицинского страхования и др. Каждый из видов рынка подразделяется на сегменты и виды услуг, которые реализуют менеджеры и продавцы. Сегменты рынка определяются потребителям с учетом медико-географических особенностей, возрастно-половых, климатогеографических, психологических и других условий.
Рынок медицинских услуг
- это совокупность медицинских технологий,
изделий медицинской техники, методов
организации медицинской
Медицинская услуга - это совокупность необходимых, достаточных, добросовестных, целесообразных профессиональных действий медицинского работника (исполнителя, производителя услуг), направленных на удовлетворение потребностей пациента (заказчика, потребителя услуг).
Медицинская услуга - мероприятие или комплекс мероприятий, проводимых при заболеваниях или при непосредственной угрозе их развития, направленных на предупреждение заболевания и восстановление здоровья, имеющих самостоятельное, законченное значение и определенную стоимость.
Услуги здравоохранения - не обычный товар, производство и потребление которого определяются соотношением платежеспособного спроса и предложения. Это сознательное благо должно быть предоставлено человеку во что бы то ни стало, независимо от того, богат он или беден, способен он его оплатить или нет: ведь если это благо не предоставляется, рано или поздно прекращается всякое производство, поскольку в современных условиях эпидемии и всяческие другие напасти способны уничтожить все человечество.
Опираясь на определение медицинской услуги можно сделать вывод о том, что медицинская услуга представляет собой сложный комплекс элементов, процессов и услуг развивающийся во времени и пространстве и обладающий определенной фазностью, стадийностью и этапностью, охватывающей все виды работ, связанных с сохранением, внедрением и практической реализацией медицинской помощи.
Медицинские услуги проходят все стадии жизненного цикла товара:
1. Стадия внедрения. Новая
медицинская услуга требует
2. Стадия роста. Новая
эффективная медицинская
3. Стадия зрелости. Медицинская
услуга хорошо известна и
4. Стадия спада. Медицинская услуга постепенно вытесняется новыми, перестает быть востребована.
2
Здравоохранение изначально
представляло собой одну из сфер деятельности,
наиболее жестко регулируемых государством.
Это связано с тем, что услуги
и программы, реализуемые в системе
здравоохранения, напрямую связаны
со здоровьем и жизнью человека.
Жесткое государственное
макроэкономические тенденции не позволяют государству брать на себя полностью расходы по здравоохранению. Значительная часть как расходов, так и ответственности ложится на самих потребителей и страховые организации. При этом возникает свобода выбора, а значит - конкуренция, что обусловливает необходимость использования маркетинга.
Эффективность развития лечебно-профилактических учреждений как в капиталистических, так и в бывших социалистических странах оценивалась по показателям смертности пациентов, сроков их выздоровления, количества удачных операций, разработки новых, более совершенных методов лечения и т.д. Экономические показатели деятельности при этом практически не рассматривались. Поэтому учреждения здравоохранения не стремились сокращать расходы на оказываемые населению услуги, оптимизировать ценообразование и т.д. При этом рост государственных расходов на здравоохранение не останавливался, достигнув в настоящее время значительных цифр (в основном в странах Европы и США).
Следствием этого явились
значительные изменения в финансировании
медицинских учреждений, которые
послужили основной предпосылкой к
использованию современных
Таким образом, переход финансирования к частным лицам, некоммерческим организациям, страховым компаниям, ограниченные объемы государственного финансирования учреждений здравоохранения обусловили внедрение в систему управления здравоохранением принципов маркетинга с целью привлечения дополнительных потребителей услуг и инвесторов.
Другой предпосылкой к использованию маркетинга является научно-технический прогресс: появление новых промышленных, информационных технологий позволило значительно снизить стоимость многих ресурсов, используемых учреждениями здравоохранения. В целом медицинские услуги стали более доступны как в ценовом плане, так и с точки зрения информационной и территориальной доступности.
Увеличение количества медицинских учреждений, вызванное ростом спроса на их услуги, а также растущей рентабельностью последних вследствие использования современных методов управления и новых технологий, предполагает свободный выбор их услуг потребителем, в связи с чем клиентами предъявляются более высокие требования к качеству услуг и обслуживания. В свою очередь, учреждения здравоохранения вынуждены более часто прибегать к инструментам маркетинга с целью понимания нужд потребителей не только в плане лечения, но и обслуживания, разработки конкурентоспособной стратегии развития своего предприятия.
Вместе с тем разработка
новых технологий, лекарственных
средств, усовершенствование медицинского
оборудования приводят к увеличению
статей затрат, что предопределило
необходимость использования
3
Основными целями маркетинговой деятельности учреждений здравоохранения являются:
- удовлетворение требований
потребителей медицинских
- достижение конкурентных
преимуществ в области
- завоевание доли рынка медицинских услуг;
- обеспечение положительной
динамики (соотношение конечного
результата и затрат) процессов
предоставления медицинских
- привлечение новых
Задачи маркетинга:
· всестороннее, системное изучение рынка;
· определение потенциального спроса;
· выявление неудовлетворенных потребностей;
· определение товарного ассортимента и цен;
· разработка комплекса мероприятий направленных на более полное удовлетворения существующего спроса и его формирование в будущем;
· планирование и осуществление сбытовых программ;
· разработка мер по совершенствованию управления и организации производства.
4
В плане маркетинга любого
медицинского учреждения должны быть
предусмотрены следующие
· Какова ситуация с наличием услуг (товара) среди определенной группы населения или на определенной территории?
· Каков спрос на данный вид услуг (товар)?
· Каковы производственные и транспортные затраты на изготовление и доставку товара (реализацию услуг), то есть себестоимость?
· Какова потребительская стоимость товара (услуг) на местном рынке?
· Какова покупательская способность населения?
· Каковы выигрышные, предпочтительные стороны предлагаемой продукции (или услуг) по сравнению с существующими на рынке?
· Имеются ли медицинские,
маркетинговые, психологические и
рекламные условия для
Также медицинские
учреждения при маркетинге медицинских
услуг должны учитывать: возможности
потребителя (количество, концентрация,
платежеспособность, структура заболеваемости);
возможности лечебного
Стратегия маркетинга (поведение на медицинском рынке) подразделяется на стратеги в отношении продукта (услуги) и стратегии в отношении рынка. Направлениями стратегии маркетинга для медицинских учреждений могут быть следующие:
§ Повышение качества потребительских свойств товара (услуги).
§ Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.
§ Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.
§ Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.
§ Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.
Одним из видов маркетинговой
стратегии в современном
При выработке маркетинговой стратегии могут применяться различные формы и виды маркетинга. Все они включаются в работу не поэтапно, а совместно, параллельно, в тесном взаимоотношении друг с другом. Рассмотрим некоторые его виды:
§ Маркетинг - организационный
В этом виде маркетинга, под руководством координатора-менеджера организационного маркетинга работают менеджеры: методологического, финансового, медицинского направлений рыночной стратегии. Они занимаются генерацией маркетинговых идей, разработкой организационных адаптивных маркетинговых схем, структуризацией маркетинговых элементов, поддержкой позиций и поведений целевых аудиторий.
§ Маркетинговая стратегия
Вырабатывается менеджерами
специалистами маркетинговой