Маркетинг в здравоохранении
Подготовила студентка
Группы ДММ-207
Хусаинова Яна
Предпосылки возникновения
маркетинга в здравоохранении
- Ухудшение состояния здоровья населения
- Уменьшение обращаемости населения за медицинской помощью
- Повышение требований к качеству медицинской помощи
- Рост издержек производства медицинских услуг
- Превышение предложения медицинских услуг над спросом в крупных городах
- Развитие негосударственных медицинских учреждений
- Появление новых источников финансирования со стороны независимых от государства покупателей медицинских услуг
- Изменение методов финансирования медицинских учреждений
- удовлетворение требований потребителей медицинских услуг связанных с реализацией комплекса оздоровительно-профилактических, санитарных, лечебных и иных медицинских услуг;
- достижение конкурентных преимуществ в области предоставления медицинских услуг;
- завоевание доли рынка медицинских услуг;
- обеспечение положительной динамики (соотношение конечного результата и затрат) процессов предоставления медицинских услуг;
- привлечение новых потребителей услуг.
Основными целями маркетинговой
деятельности учреждений здравоохранения
являются:
Направлениями стратегии
маркетинга для медицинских учреждений
могут быть следующие
- Повышение качества потребительских свойств товара (услуги).
- Надежность изделия, его гарантированное обслуживание и ремонт.
- Престижность фирмы и закрепление ее в качестве лидера по данной услуге, производству.
- Продажа товара (услуг) с сопутствующими нужными услугами.
- Наличие новизны, повышающей узнаваемость продукта, улучшающей возможность использования и эстетическое восприятие, усиливающей эффективность и др.
Система цен на медицинские
услугу включает в себя группы:
- Бюджетные оценки - расчетная стоимость медицинских услуг, которая не отражает реальных затрат медицинского учреждения. Используются при определении объема финансирования учреждений из бюджета, для осуществления взаимных расчетов между медицинскими учреждениями внутри одной территории или среди подразделений одного учреждения.
- Цены на платные медицинские услуги (прейскурантные цены). Отражают практические затраты медицинского учреждения на оказание медицинских услуг и включают в себя прибыль. Используются для расчета с физическими лицами, а также с предприятиями и организациями, оплачивающими услуги для своих работников.
- оговорные цены - учреждаются прямыми договорами между медицинскими учреждениями и потребителями платных услуг. Прибыль здесь ничем не ограничена.
- Тарифы на медицинские услуги по обязательному медицинскому страхованию. Отражают денежные суммы, определяющие уровень возмещения расходов медицинского учреждения по выполнению территориальной программы ОМС.
- Свободные цены на платные медицинские услуги формируются на основе рыночных показателей: полезность, ценность услуги; платежеспособность потребителя; конъюнктура рынка; качество услуги; реклама; вкусы пациентов; законы спроса и предложения.
Канал сбыта
- При выборе канала товародвижения учитывают следующие факторы: потребители: количество, концентрация, платёжеспособность, структура заболеваемости; лечебные учреждения: оснащённость, состояние кадров, наличие опыта коммерческой деятельности; медицинские услуги.
- Прямой канал товародвижения ЛПУ выгодно использовать в следующих случаях: количество реализуемых услуг достаточно велико; имеет место концентрация потребителей; имеются средства для высокоспециализированной рекламы; имеется достаточное количество собственных маркетинговых кадров; цена услуг часто колеблется; продажная цена услуг намного выше себестоимости что позволяет осуществлять расходы по организации прямого сбыта.
- Использование косвенного канала сбыта эффективно: если производитель медицинских услуг недостаточно силен в финансовом отношении; осуществляется выход на рынок медицинских услуг, который недостаточно изучен; количество реализуемых услуг недостаточно велико; услуга не является высокоспециализированной; нет достаточно подготовленных специалистов по маркетингу и менеджменту; цена услуги относительно стабильна.
Реклама
Если
реклама информативная, то её задачи
следующие:
- рассказ рынку о новинке или новых применениях существующего товара;
- информирование рынка об изменении цен;
- объяснение принципов действия товара;
- описание оказываемых услуг;
- исправление неправильных представлений или рассеивание опасений потребителя;
- формирование образа учреждения.
- Увещевательная реклама имеет такие задачи, как:
- формирование предпочтения данного вида медицинской услуги;
- поощрение к переключению на этот конкретный вид медицинской услуги;
- убеждение потребителя купить данную услугу, не откладывая.
- Напоминающая реклама решает следующие задачи:
- напоминание потребителям о том, что товар (услуга) может потребоваться им в ближайшем будущем;
- напоминание потребителям о том, где можно купить товар (услугу);
- удержание товара в памяти потребителя в период межсезонья;
- поддержание осведомленности о товаре на высоком уровне.
Заключение
Усиление
внимания к здоровью граждан обусловливает
рост спроса на медицинские услуги,
но вместе с тем повышаются и требования
к их качеству и ассортименту. Это приводит к росту конкуренции
производителей медицинских услуг, фармацевтической
промышленности и аптечных учреждений
за потребителя, соответственно расширяется
использование маркетинга с целью привлечения
пациентов.
Следует
отметить, что маркетинг в здравоохранении
предоставляет собой комплекс маркетинга
- набор допускающих контроль переменных
факторов маркетинга, совокупность которых
учреждение использует в стремлении вызвать
желаемую ответную реакцию со стороны
целевого рынка. Функционирование учреждений
здравоохранения в свою очередь, обусловлено
современным состоянием здравоохранения
и как огромного сектора индустрии, так
и сектора экономики в экономической системы
нации.