Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2012 в 22:05, курс лекций
Качество продукции – важнейший показатель предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях риска, темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Управление качеством (зачет)
Лекция №1
Тема №1. «Возникновение и развитие управления качества продукции (услуг) как области знания и предмета практической деятельности»
Качество продукции –
Предметом курса «управление качеством» является изучение параметров определяющих потребительские свойства продукции, социально-экономические и организационно-технические характеристики процесса её создания, употребления и утилизации, а также деятельность по совершенствованию таких свойств и процессов.
Задачи курса «управление качеством»:
Цель курса «управление качеством» это не только совершенствование потребительских характеристик продукции и услуг, но и улучшение качества социально-экономических и психологических сторон жизни людей.
Качество как фактор успеха предприятия в условиях рыночной экономики
Роль и значение качества продукции и услуг постоянно возрастает под влиянием развития производства и потребностей человека.
Качество это авторитет фирмы, увеличения прибыли, рост процветания. Поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видов деятельности для всего персонала от руководителя до конкретного исполнителя.
Выделяют 4 уровня качества:
Качество продукции это
Управление качеством
Чтобы принимать рациональные организационно-методические решения по повышению качества продукции необходимо хорошо знать эволюцию подходов управления качеством: системный подход к технологии управления качеством; организационно-правовые основы управления качеством; умело использовать международные и отечественные стандарты в системах управления качеством; хорошо владеть организационно-методическими основами сертификации и метрологии в системах управления качеством.
Основные этапы развития деятельности по управлению качеством
Попытки систематизации исторического развития работ по качеству предпринимались многими учеными. Гличев А.В. выделил 4 этапы эволюции подходов в управлении качеством:
1-ый этап. Характерен для домонофактурного ремесленного производства, а также для современной индивидуальной трудовой деятельности, когда масштаб производственного процесса не требуют глубокого разделения труда.
2-ой этап. Цеховая форма организации работ по качеству исторически связан с переходом к мануфактурной организации производства. Для этой формы уже характерно разделение функций и ответственности за качество. Мастер организовывал производство, устанавливал последовательность и содержание производственных операций. Рабочие строго исполняли указания мастера, за которым закреплялась функция надзора и контроля.
3-ий этап. Индустриальный этап связан с дальнейшим ростом масштабов производства, углублением его концентрации и специализации. Для индустриального этапа характерно усиление роли и значение таких звеньев производства как проектирование, испытание, технологическая подготовка производства новых изделий. Вместе с тем данное направление деятельности ещё не рассматриваются как звенья единой цепи в общей системе работ по качеству. В тоже время на 3-ем этапе формируются более тесное и четкое взаимодействие всех факторов, влияющих на качество продукции как внутри предприятия так и вне его.
4-эй этап «Системная организация работ по качеству». С переходом к нему деятельность, направленная на улучшение качества объективно была преобразована в одну из функций организации для управления производством, что позволило интегрировать работы по качеству со всеми другими направлениями производственно-хозяйственной деятельности, координируя действия различных факторов, влияющих на качество.
12.09.12 Лекция №2
Современная практика взаимоотношений предприятий в области качества
В настоящий момент времени многие американские компании и компании запада применяют японский опыт 100% качества. В основе политики, обеспечивающей 100% качество, лежит соотношение затрат связанных с обеспечением качества, т.е. необходимые затраты возрастают на порядок с каждым этапом продвижений от проектирования производства, установки оборудования, а затем его эксплуатации. Так устранение ошибок на стадии проектирования стоит 100 руб., на стадии производства оборудования – 1 000 руб., на стадии монтажа и наладки у заказчика – 10 000 руб., а на стадии производственной эксплуатации – 100 000 руб.
Тактический подход к качеству во многом определяется видом производства и продукцией, соотношением спроса и предложения, конкурентной борьбой основных производителей данной продукции.
В настоящее время ведущими компаниями мира, которые входят в список 500 Форбс являются едиными 10 основных направлений в области управления качеством.
Единый
европейский рынок и
Европейская комиссия по праву считает стандартизацию краеугольным камней Европейском политики. Применение общих европейский стандартов позволяет сегодня преодолевать барьеры в торговле. Европейский комитет по стандартизации (СЕН) образованный в 1965 году объединяет государства ЕС, занимаясь разработкой единых стандартов, которые имеют распространение на территории стран Европейского союза. СЕН вносит значительный вклад в решение задач, стоящих перед ЕС, разрабатывая стандарты, которые способствуют свободной торговле, безопасности работников и потребителей, защите окружающей среды, использованию научных достижений и исследовательских программ.
Следуя своим стратегическим целям, СЕН стремится проецировать европейскую стандартизацию на международных пространствах: вносить вклад в расширение ЕС, поддерживать оценку соответствия и сертификацию в Европе. СЕН строит свою работу, руководствуясь следующими принципами:
Тема №2. Методология и терминология управления качеством.
Сущность качества и управление им
Качество – это емкое, сложное и универсальная категория, имеющая множество особенностей и различных аспектов. В зависимости от целей использования и рассмотрения качества к её основным аспектам можно отнести: философский, социальный, технический, экономический и правовой.
С философских позиций качество означает существенную определенность рассматриваемого объекта, благодаря которой он становится специфичным и отличается от другого объекта. вместе с тем качество объединяет многие объекты в совокупность, т.е. делает их однородными. Категория качества выражает соответствующую ступень по знаниям человека объективной реальности.
Социальный аспект качества связан с отношением субъектов всего общества к изучаемому объекту, например с восприятием и отношением определенных потребителей соответствующей продукции и услуг.
Технический аспект качества обусловлен количественными и качественными изменениями объекта исследования. Так если философский аспект качества состоит в выделении совокупности качественно однородных объектов, то инженер, рассматривая понятия качества, вкладывает в его содержание конкретный смысл.
С инженерных позиций качество исследует в сопоставлении совокупности свойств выбранного объекта с аналогичным объектом, принятым в зависимости от цели исследования…
С экономических позиций качество рассматривается как результат потребления и потребительской стоимости исследуемого объекта. С экономической точки зрения важно знать на сколько качество соответствует потребности, иначе не всякое высокое качество является благом, то есть между техническим и экономическим понимаем качества имеются противоречие, которое обуславливается дополнительной взаимосвязью в производстве и потреблении объектов. Поэтому целесообразно рассматривать совместно технический и экономический аспекты качества.
Качество – это совокупность свойств и характеристик продукции или услуг, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. По версии стандарта (2000 г.) качество определяется как степень, с которой совокупность собственных характеристик выполняют потребности или ожидания, которая установлена или же обычно предполагается, или же является обязательным.
Профессор Дарлодской школы бизнеса Гарвин определяет 5 существенных критериев качества:
Системный подход к управлению качеством
Системный подход предполагает изучение того или иного объекта как система целостного комплекса взаимосвязанных элементов в единстве со средой, в которой они находятся. Элементы любой системы представляют собой системы более низкого порядка (подсистемы), а каждая подсистема выступает как отдельный элемент системы более высокого порядка.
Системный подход в управлении качеством продукции на предприятии - есть результат эволюции форм и методов работ по качеству, начиная от индивидуальной формы организации работ по качеству и заканчивая повсеместным внедрение системной организации работ по качеству.
Разработаны различные модели управления качеством предприятия. Наиболее распространенные из них: