Маркетинг и сбыт продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:46, реферат

Краткое описание

Построение МИС — это комплексная проблема организации деятельности по развитию МИС. Для построения сложной МИС необходимо, чтобы множество отделов и индивидуумов действовало сообща.
Целью данной работы является выявить основные принципы разработки маркетинговой информационной системы предприятия.

Вложенные файлы: 1 файл

1 часть курсовой маркетинг.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Введение  
В настоящее время маркетинговая деятельность в России приобрела весомую значимость. В этой связи для ее усиления как никогда требуется оперативность, достоверность и своевременность получения необходимой маркетинговой информации.  
Сотрудники небольших компаний, работающих в маленьком городе, могут лично знать почти всех своих клиентов и получать маркетинговую информацию непосредственно от них. Однако сейчас даже маленькие организации могут выходить на различные рынки. Большие и средние Фирмы работают на нескольких удаленных друг от друга рынках и вытекают целый спектр товаров. Поэтому необходима более полная и качественная маркетинговая информация, собираемая в электронной форме. Конкуренция постоянно усиливается, товары все быстрее сменяют друг друга, покупатели становятся более требовательными при их выборе.  
Маркетинговая информационная система (МИС) включает в себя индивидов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения необходимой своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений.  
Основной целью МИС является помощь специалистам по маркетингу в принятии более прибыльных решений, а не снижение затрат на обработку данных и бумажную работу. Поэтому МИС должна быть оценена с точки зрения воздействия на эффективность и прибыльность маркетинга. В этом большую поддержку окажут менеджеры различных уровней.  
Построение МИС — это комплексная проблема организации деятельности по развитию МИС. Для построения сложной МИС необходимо, чтобы множество отделов и индивидуумов действовало сообща.  
Целью данной работы является выявить основные принципы разработки маркетинговой информационной системы предприятия.  
 
К числу основных задач можно отнести следующие:

1.                 Рассмотрение понятие и роли маркетинговой информационной системы;

2.                 Выявление основных направления формирования МИС;

3.                 Изучение тенденции проектирования МИС;

4.                 Рассмотрение источников информации, собираемой в рамках МИС;

5.                 Выявление этапов разработки и эксплуатации информационной системы.

1. Понятие и роль маркетинговой  информационной системы  
Каждая фирма должна обеспечить своих менеджеров необходимой им маркетинговой информацией. Поэтому специальные сотрудники компании выясняют, какие сведения о состоянии рынка, прежде всего, необходимы руководителям различных рангов, и проектируют маркетинговые информационные системы. Маркетинговая информационная система (МИС) включает в себя индивидов, оборудование и процедуры сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения необходимой своевременной и достоверной информации, используемой при принятии маркетинговых решений. Понятие маркетинговой информационной системы иллюстрирует рис.1.

Рис. 1. Маркетинговая информационная система  
Для выполнения задач анализа, планирования, исполнения планов и контроля (левая область) менеджеры по маркетингу нуждаются в информации об изменениях в рыночно среде (правая область).  
Роль МИС заключается в определение потребностей в информации для маркетингового управления, ее получении и своевременном предоставлении соответствующим менеджерам. Необходимые сведения получают из внутренней отчетности фирмы, маркетинговых наблюдений, исследований и анализа данных. Как правило, развитая МИС включает следующие подсистемы: внутренней информации, внешней информации и информации маркетинговых исследований. В практике эти подсистемы часто рассматривают как самостоятельные информационные системы.

Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих на предприятии в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной и научно-технической информации. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, движении денежной наличности, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.

Система внешней информации объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Для сбора текущей внешней информации используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, периодически публикуемых и специальных изданий, статистических сборников, конъюнктурных обзоров коммерческих исследовательских организаций; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа. Данные также собираются специалистами по маркетингу на основе посещения выставок и конференций, проведения переговоров и деловых встреч.

Система информации маркетинговых исследований базируется на информации, получаемой в результате проведения исследований конкретных направлений маркетинговой деятельности. К ним, например, относятся такие виды исследований, как анализ параметров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товаров, реакции на новые товары и т.д. Целью маркетинговых исследований является получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимых для принятия руководством предприятия обоснованных решений. Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки собранных данных.

Сбор информации в системе постоянного наблюдения и хранения маркетинговых данных занимает значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. С позиций всестороннего изучения потребностей рынка в целях удовлетворения запросов потребителя и получения максимальной прибыли для реализации маркетинговых мероприятий необходимо иметь информацию обо всех частях маркетинговой среды: о рынке товаров и услуг; о производстве товаров и услуг; о внешней макросреде, связанной с производством и рынком сбыта.

Информация о рынке товаров и услуг включает в себя сведения о: номенклатуре, спросе и предложении, потенциальных возможностях рынка, распределении долей рынка и каналов сбыта, деятельности конкурентов, уровне цен, эффективности рекламных мероприятий. В МИС этот блок информации соответствует внешней информации.

Информация внутрипроизводственной среды содержит данные о: прибылях и убытках предприятия, рентабельности выпуска товаров, производственных резервах и запасах, издержках производства, научно-техническом потенциале, квалификации кадров, специализации производства, ценообразовании. В МИС этот блок информации соответствует внутренней информации.

При этом информация о рынке товаров и услуг доминирует по отношению к другим видам информации и определяет целевую направленность всех маркетинговых исследований.

Другой составляющей маркетинговых исследований является оценка возможностей предприятия с целью установления соответствия его рыночных запросов внутренним производственно-ресурсным возможностям. Сбор и обработка информации в этом направлении предполагают: учет и анализ производственной мощности предприятия, учет товарного ассортимента, оценку технического уровня товаров, учет издержек производства и т.д. Источниками данных служат бухгалтерский баланс, финансовые отчеты, производственные планы, технические спецификации, планы НИОКР и т.д.

Информация о состоянии рынка и производстве товаров и услуг используется для выработки стратегии и тактики последующей деятельности предприятия, направленных на создание максимально благоприятных экономических условий по сравнению с предприятиями-конкурентами.

Деятельность предприятия также испытывает постоянное влияние внешней среды. Эти факторы, в отличие от внутренних более стабильны, однако в силу своей природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды. Их изучение важно, так как в большинстве случаев они оказывают существенное влияние на общем состоянии дел.

Источниками вторичных данных о рынке и внешней макросреды могут быть:

  • издания общей экономической ориентации;
  • специальные книги и журналы;
  • технические каналы средств массовой информации;
  • рекламная деятельность массового характера
  • выставки, презентации, совещания, конференции, дни открытых дверей;
  • издаваемые законы и акты, указы президента;
  • выступления государственных, политических и общественных деятелей;
  • публикуемые бухгалтерские и финансовые отчеты предприятий;
  • фирменные продажи с демонстрацией возможностей товаров;
  • публикации специализированных экономических и маркетинговых организаций, различных общественных организаций;
  • коммерческие базы и банки данных;
  • каналы личной коммуникации.

Рассмотренные особенности организации информационного обеспечения маркетинговой деятельности позволяют сделать вывод, что создание эффективных систем маркетинговой информации требует от специалистов-маркетологов творческого подхода, а большие объемы маркетинговой информации – применения современных компьютерных технологий. Совершенствование процессов принятия маркетинговых решений на предприятии в последнее время связывается с разработкой и внедрением экспертных систем.

1.2 Ни у кого не вызывает сомнения то, что в России на сегодняшний день маркетинговая деятельность приобрела весомую значимость. В этой связи для ее усиления как никогда требуется оперативность, достоверность и своевременность получения необходимой маркетинговой информации.  
Среди обеспечивающих средств в построении МИС основными будут: информационное обеспечение; комплекс технических средств (КТС) с созданием автоматизированного рабочего места (АРМ), учитывая локальную и глобальную сеть и программно-математическое обеспечение.  
Информационное обеспечение для МИС должно включать как собственную информацию, так и информацию, полученную из других ИЭС. Так, например, известно, что в бухгалтерскую и налоговую информационную систему включается ряд функциональных подсистем. Одной из таких функциональных подсистем является подсистема управления и подготовки маркетинга. Она должна решать такие комплексы задач, как, расчет потребностей в материалах, выполнение договоров с поставщиками, определение норм запасов и т.д.  
При создании на предприятиях (организациях) ИЭС «Анализ хозяйственной деятельности» можно выделить функциональную подсистему «Анализ сбыта», которая должна решать задачи оптимального распределения маркетинговых мероприятий в зависимости от видов товаров, временного интервала, прогноза поведения потребителей и объемов продаж. С помощью программных продуктов можно получить сводный отчет о распределении заказов по потребителям на заданный временной интервал, а также прогнозные оценки спроса при различном поведении потребителей, используя специальные модели прогнозирования.  
В последнее время особое внимание уделяется необходимости повышения роли банковского маркетинга, который базируется на эффективном использовании автоматизированных банковских систем.  
Банковский маркетинг должен взаимоувязываться с новым типом автоматизированных рабочих мест, где информация по отдельным маркетинговым функциям из специальных служб, занимающихся маркетингом, должна передаваться в операционные службы банка. Это повлечет за собой использование новой технологии CRM и изменений в управленческой деятельности для принятия оперативных решений банком. Гармоничное соединение маркетинговых обеспечивающих средств, включающих масштабные потоки информации, будет способствовать максимальному воздействию на рынок.  
Логистическая информационная система должна создаваться с учетом управления товародвижением, а именно: выручка от реализации может быть получена за счет: повышения качества продукции и соответствующей надбавки в цене товара или за счет повышения конкурентоспособности продукции, расширения рынков сбыта. Экономический эффект в логистической системе будет складываться за счет прироста прибыли вследствие выручки от реализации и за счет сокращения издержек на осуществление логистических операций.  
Вариант электронной торговли потребует от предпринимателей (менеджеров) радикальной перестройки систем логистики. До настоящего времени она основывалась на обслуживании розничного и оптового товарооборота с учетом географического размещения точек. Торговля в режиме онлайн не сводится только к ускоренной доставке товара покупателю, а предполагает организацию жесткого контроля над всей Г цепочкой продвижения товара с учетом требований предпринимателей, их поставщиков и покупателей.  
В создании МИС второй важнейшей составляющей является создание АРМ с помощью средств связи (рис. 2). Техническое, конструктивное, программное, организационно-технологическое объединение вычислительной и коммуникационной составляющих заложено в создании и функционировании технологии АРМ, которое основывается на вычислительных, локальных, корпоративных, открытых и глобальных сетях.  

Центральное АРМ


АРМ (цех №1)


АРМ (цех №2)


АРМ (цех №3)


 ПС


АРМ финансово-экономического отдела


 ПСЦ


АРМ склада


АРМ                 бухгалтерии


ИП


АРМ                 маркетолога


ИП


АРМ производственного отдела


ДЕР


АРМ управления ресурсами


АТР


и т.д.


ВМСЦ


   
   
Рис. 2. АРМ в условиях маркетинговой деятельности  
Обозначения:  
ВМСЦ – входной массив справочника цен;  
ПС – прогноз сбыта;  
ПСЦ – процент снижения цены;  
ИП – издержки производства;  
ДЕР – динамика емкости рынка;  
ИПТ – информация по потребителям товаров;  
ИРК – информация по рыночной конъюнктуре;  
АТР – анализ темпов роста.  
Создание МИС станет возможным при широком и полном использовании пакетов прикладных программ (ППП), разработанных различными компаниями, (рис.3)  
Компания «Курс», например, разработала программное обеспечение «Комплексное планирование и учет ресурсов», где маркетинг рассматривается как управленческий процесс, с помощью которого ресурсы организации используются для удовлетворения потребностей заказчика и достижения целей самой организации.  

Компания «урс», например, разработала программное обеспечение «Комплексное планирование и учет ресурсов», где маркетинг рассматривается как управленческий процесс, с помощью которого ресурсы организации используются для удовлетворения потребностей заказчика и достижения целей самой организации.  
Подсистема внутренней отчетности

Информация о работе Маркетинг и сбыт продукции