Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 12:46, реферат
Построение МИС — это комплексная проблема организации деятельности по развитию МИС. Для построения сложной МИС необходимо, чтобы множество отделов и индивидуумов действовало сообща.
Целью данной работы является выявить основные принципы разработки маркетинговой информационной системы предприятия.
Введение
В настоящее время маркетинговая деятельность
в России приобрела весомую значимость.
В этой связи для ее усиления как никогда
требуется оперативность, достоверность
и своевременность получения необходимой
маркетинговой информации.
Сотрудники небольших компаний, работающих в маленьком
городе, могут лично знать почти всех своих
клиентов и получать маркетинговую информацию
непосредственно от них. Однако сейчас
даже маленькие организации могут выходить
на различные рынки. Большие и средние
Фирмы работают на нескольких удаленных
друг от друга рынках и вытекают целый
спектр товаров. Поэтому необходима более
полная и качественная маркетинговая
информация, собираемая в электронной
форме. Конкуренция постоянно усиливается,
товары все быстрее сменяют друг друга,
покупатели становятся более требовательными
при их выборе.
Маркетинговая информационная система
(МИС) включает в себя индивидов, оборудование
и процедуры сбора, сортировки, анализа,
оценки и распределения необходимой своевременной
и достоверной информации, используемой
при принятии маркетинговых решений.
Основной целью МИС является помощь специалистам
по маркетингу в принятии более прибыльных
решений, а не снижение затрат на обработку
данных и бумажную работу. Поэтому МИС
должна быть оценена с точки зрения воздействия
на эффективность и прибыльность маркетинга.
В этом большую поддержку окажут менеджеры
различных уровней.
Построение МИС — это комплексная проблема
организации деятельности по развитию
МИС. Для построения сложной МИС необходимо,
чтобы множество отделов и индивидуумов
действовало сообща.
Целью данной работы является выявить
основные принципы разработки маркетинговой
информационной системы предприятия.
К числу основных задач можно отнести
следующие:
1. Понятие и роль маркетинговой
информационной системы
Каждая фирма должна обеспечить своих
менеджеров необходимой им маркетинговой
информацией. Поэтому специальные сотрудники
компании выясняют, какие сведения о состоянии
рынка, прежде всего, необходимы руководителям
различных рангов, и проектируют маркетинговые
информационные системы. Маркетинговая
информационная система (МИС) включает
в себя индивидов, оборудование и процедуры
сбора, сортировки, анализа, оценки и распределения
необходимой своевременной и достоверной
информации, используемой при принятии
маркетинговых решений. Понятие маркетинговой
информационной системы иллюстрирует
рис.1.
Рис. 1. Маркетинговая информационная
система
Для выполнения задач анализа, планирования,
исполнения планов и контроля (левая область)
менеджеры по маркетингу нуждаются в информации
об изменениях в рыночно среде (правая
область).
Роль МИС заключается в определение потребностей
в информации для маркетингового управления,
ее получении и своевременном предоставлении
соответствующим менеджерам. Необходимые
сведения получают из внутренней отчетности
фирмы, маркетинговых наблюдений, исследований
и анализа данных. Как правило, развитая МИС включает
следующие подсистемы: внутренней информации,
внешней информации и информации маркетинговых
исследований. В практике эти подсистемы
часто рассматривают как самостоятельные
информационные системы.
Система внутренней информации включает совокупность данных, возникающих на предприятии в форме бухгалтерской и статистической отчетности, оперативной и текущей производственной и научно-технической информации. В ней отражаются сведения о заказах, продажах, ценах, запасах, движении денежной наличности, дебиторской и кредиторской задолженности и т.п.
Система внешней информации объединяет сведения о состоянии внешней среды предприятия, рынка и его инфраструктуры, поведении покупателей и поставщиков, действиях конкурентов, мерах государственного регулирования рыночных механизмов и др. Для сбора текущей внешней информации используются формальные и неформальные процедуры. Подобная информация получается путем изучения книг, периодически публикуемых и специальных изданий, статистических сборников, конъюнктурных обзоров коммерческих исследовательских организаций; в результате бесед с потребителями, поставщиками, дистрибьюторами и другими внешними по отношению к организации лицами; на основе бесед с другими менеджерами и сотрудниками; путем проведения промышленного и коммерческого шпионажа. Данные также собираются специалистами по маркетингу на основе посещения выставок и конференций, проведения переговоров и деловых встреч.
Система информации маркетинговых исследований базируется на информации, получаемой в результате проведения исследований конкретных направлений маркетинговой деятельности. К ним, например, относятся такие виды исследований, как анализ параметров рынка и его освоения конкурентами, изучение тенденций деловой активности партнеров, политики цен и способов продвижения товаров, реакции на новые товары и т.д. Целью маркетинговых исследований является получение точных и достоверных данных по конкретным проблемам маркетинговой деятельности, необходимых для принятия руководством предприятия обоснованных решений. Подобная информация не собирается в двух ранее рассмотренных системах. Такая деятельность осуществляется периодически, по мере появления определенных проблем, на основе использования специальных методов сбора и обработки собранных данных.
Сбор информации в системе постоянного наблюдения и хранения маркетинговых данных занимает значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. С позиций всестороннего изучения потребностей рынка в целях удовлетворения запросов потребителя и получения максимальной прибыли для реализации маркетинговых мероприятий необходимо иметь информацию обо всех частях маркетинговой среды: о рынке товаров и услуг; о производстве товаров и услуг; о внешней макросреде, связанной с производством и рынком сбыта.
Информация о рынке товаров и услуг включает в себя сведения о: номенклатуре, спросе и предложении, потенциальных возможностях рынка, распределении долей рынка и каналов сбыта, деятельности конкурентов, уровне цен, эффективности рекламных мероприятий. В МИС этот блок информации соответствует внешней информации.
Информация внутрипроизводственной среды содержит данные о: прибылях и убытках предприятия, рентабельности выпуска товаров, производственных резервах и запасах, издержках производства, научно-техническом потенциале, квалификации кадров, специализации производства, ценообразовании. В МИС этот блок информации соответствует внутренней информации.
При этом информация о рынке товаров и услуг доминирует по отношению к другим видам информации и определяет целевую направленность всех маркетинговых исследований.
Другой составляющей маркетинговых исследований является оценка возможностей предприятия с целью установления соответствия его рыночных запросов внутренним производственно-ресурсным возможностям. Сбор и обработка информации в этом направлении предполагают: учет и анализ производственной мощности предприятия, учет товарного ассортимента, оценку технического уровня товаров, учет издержек производства и т.д. Источниками данных служат бухгалтерский баланс, финансовые отчеты, производственные планы, технические спецификации, планы НИОКР и т.д.
Информация о состоянии рынка и производстве товаров и услуг используется для выработки стратегии и тактики последующей деятельности предприятия, направленных на создание максимально благоприятных экономических условий по сравнению с предприятиями-конкурентами.
Деятельность предприятия также испытывает постоянное влияние внешней среды. Эти факторы, в отличие от внутренних более стабильны, однако в силу своей природы не поддаются воздействию маркетинговых мероприятий, вынуждая предприятие приспосабливаться к условиям внешней среды. Их изучение важно, так как в большинстве случаев они оказывают существенное влияние на общем состоянии дел.
Источниками вторичных данных о рынке и внешней макросреды могут быть:
Рассмотренные особенности организации информационного обеспечения маркетинговой деятельности позволяют сделать вывод, что создание эффективных систем маркетинговой информации требует от специалистов-маркетологов творческого подхода, а большие объемы маркетинговой информации – применения современных компьютерных технологий. Совершенствование процессов принятия маркетинговых решений на предприятии в последнее время связывается с разработкой и внедрением экспертных систем.
1.2 Ни у кого не вызывает сомнения
то, что в России на сегодняшний день маркетинговая
деятельность приобрела весомую значимость.
В этой связи для ее усиления как никогда
требуется оперативность, достоверность
и своевременность получения необходимой
маркетинговой информации.
Среди обеспечивающих средств в построении
МИС основными будут: информационное обеспечение;
комплекс технических средств (КТС) с созданием
автоматизированного рабочего места (АРМ),
учитывая локальную и глобальную сеть
и программно-математическое обеспечение.
Информационное обеспечение для МИС должно
включать как собственную информацию,
так и информацию, полученную из других
ИЭС. Так, например, известно, что в бухгалтерскую
и налоговую информационную систему включается
ряд функциональных подсистем. Одной из
таких функциональных подсистем является
подсистема управления и подготовки маркетинга.
Она должна решать такие комплексы задач,
как, расчет потребностей в материалах,
выполнение договоров с поставщиками,
определение норм запасов и т.д.
При создании на предприятиях (организациях)
ИЭС «Анализ хозяйственной деятельности»
можно выделить функциональную подсистему
«Анализ сбыта», которая должна решать
задачи оптимального распределения маркетинговых
мероприятий в зависимости от видов товаров,
временного интервала, прогноза поведения
потребителей и объемов продаж. С помощью
программных продуктов можно получить
сводный отчет о распределении заказов
по потребителям на заданный временной
интервал, а также прогнозные оценки спроса
при различном поведении потребителей,
используя специальные модели прогнозирования.
В последнее время особое внимание уделяется
необходимости повышения роли банковского
маркетинга, который базируется на эффективном
использовании автоматизированных банковских
систем.
Банковский маркетинг должен взаимоувязываться
с новым типом автоматизированных рабочих
мест, где информация по отдельным маркетинговым
функциям из специальных служб, занимающихся
маркетингом, должна передаваться в операционные
службы банка. Это повлечет за собой использование
новой технологии CRM и изменений в управленческой
деятельности для принятия оперативных
решений банком. Гармоничное соединение
маркетинговых обеспечивающих средств,
включающих масштабные потоки информации,
будет способствовать максимальному воздействию
на рынок.
Логистическая информационная система
должна создаваться с учетом управления
товародвижением, а именно: выручка от
реализации может быть получена за счет:
повышения качества продукции и соответствующей
надбавки в цене товара или за счет повышения
конкурентоспособности продукции, расширения
рынков сбыта. Экономический эффект в
логистической системе будет складываться
за счет прироста прибыли вследствие выручки
от реализации и за счет сокращения издержек
на осуществление логистических операций.
Вариант электронной торговли потребует
от предпринимателей (менеджеров) радикальной
перестройки систем логистики. До настоящего
времени она основывалась на обслуживании
розничного и оптового товарооборота
с учетом географического размещения
точек. Торговля в режиме онлайн не сводится
только к ускоренной доставке товара покупателю,
а предполагает организацию жесткого
контроля над всей Г цепочкой продвижения
товара с учетом требований предпринимателей,
их поставщиков и покупателей.
В создании МИС второй важнейшей составляющей
является создание АРМ с помощью средств
связи (рис. 2). Техническое, конструктивное,
программное, организационно-технологическое
объединение вычислительной и коммуникационной
составляющих заложено в создании и функционировании
технологии АРМ, которое основывается
на вычислительных, локальных, корпоративных,
открытых и глобальных сетях.
Центральное АРМ |
АРМ (цех №1) |
АРМ (цех №2) |
АРМ (цех №3) |
ПС |
АРМ финансово-экономического отдела |
ПСЦ |
АРМ склада |
АРМ бухгалтерии |
ИП |
АРМ маркетолога |
ИП |
АРМ производственного отдела |
ДЕР |
АРМ управления ресурсами |
АТР |
и т.д. |
ВМСЦ |
Рис. 2. АРМ в условиях маркетинговой деятельности
Обозначения:
ВМСЦ – входной массив справочника цен;
ПС – прогноз сбыта;
ПСЦ – процент снижения цены;
ИП – издержки производства;
ДЕР – динамика емкости рынка;
ИПТ – информация по потребителям товаров;
ИРК – информация по рыночной конъюнктуре;
АТР – анализ темпов роста.
Создание МИС станет возможным при широком
и полном использовании пакетов прикладных
программ (ППП), разработанных различными
компаниями, (рис.3)
Компания «Курс», например, разработала
программное обеспечение «Комплексное
планирование и учет ресурсов», где маркетинг
рассматривается как управленческий процесс,
с помощью которого ресурсы организации
используются для удовлетворения потребностей
заказчика и достижения целей самой организации.
Компания
«урс», например, разработала
программное обеспечение «Комплексное
планирование и учет ресурсов», где маркетинг
рассматривается как управленческий процесс,
с помощью которого ресурсы организации
используются для удовлетворения потребностей
заказчика и достижения целей самой организации. |