Маркетинг туризма в странах Западной Европы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:44, курсовая работа

Краткое описание

Но в настоящее время в туристской индустрии ведется высокая конкуренция, поэтому создание конкурентоспособного продукта невозможно без маркетинговой деятельности, которая представляет собой способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте. И, так как Западная Европа считается крупнейшим туристским регионом мира, я считаю выбранную мной тему актуальной.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Сущность и содержание маркетинга в туризме. Туризм в стра-нах Западной Европы. 4
1.1. Сущность и содержание маркетинга в туризме. 4
1.2. Туризм в странах Западной Европы 9
Глава 2. Создание и расчет стоимости туристического продукта 14
2.1. Создание и расчет нового автобусного тура "Неповторимая Швейцария и сказочные замки Баварии" 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 22

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 173.50 Кб (Скачать файл)


Министерство образования  и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное

образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ИГУ»)

Кафедра коммерции и маркетинга

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине «Маркетинг в международном туризме»

на тему «Маркетинг туризма  в странах Западной Европы»

 

 

 

 

 

                                                                  Выполнила:

                                                                                       студентка группы 11411

                                                                                Оконешникова А. В.

                                                                

                                                                Проверил:

                                                                                       старший преподаватель                                                        

                                                                      Калугин П. Е.

 

 

 

 

Иркутск 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Сегодня туризм является одним из наиболее динамично развивающихся видов бизнеса. Помимо влияния на экономику международный туризм оказывает воздействие на социальную и культурную среду, экологическую обстановку. Это не только источник прибыли, но и сильный фактор роста престижа страны, ее значения в глазах мирового сообщества.

Но в настоящее время  в туристской индустрии ведется  высокая конкуренция, поэтому создание конкурентоспособного продукта невозможно без маркетинговой деятельности, которая представляет собой способ ведения бизнеса, сфокусированный на клиенте. И, так как Западная Европа считается крупнейшим туристским регионом мира, я считаю выбранную мной тему актуальной.

В первой главе я рассмотрела  сущность и содержание маркетинга в туризме, а также привела описание некоторых западноевропейских стран, пользующихся спросом у туристов.

Затем я создала новый  туристический продукт – автобусный тур с возможностью посещения  двух стран Западной Европы – Швейцарии и Германии. Во второй главе я описываю программу тура и привожу полный расчет стоимости турпродукта.

 

 

 

Глава 1. Сущность и содержание маркетинга в туризме. Туризм в странах Западной Европы

 

1.1. Сущность и содержание маркетинга в туризме

 

Туризм по своим основным характеристикам не имеет каких-либо принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существенные положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туризме.

В то же время в туризме  есть специфика, отличающая его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля как услугами, так и товарами (по оценкам специалистов, доля услуг в туризме составляет 75 %, товаров - 25 %), а также особый характер потребления туристских услуг и товаров в месте их производства.

В традиционном производстве, имеющем конкретный результат труда (товар в материально-вещественной форме), понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристскому продукту. По сути, туристский продукт - это любая услуга, удовлетворяющая те или иные потребности туристов и подлежащая оплате с их стороны. К туристским услугам относятся гостиничные, транспортные, экскурсионные, переводческие, бытовые, коммунальные, посреднические и другие. В то же время «туристский продукт» можно рассматривать в узком и широком смысле. Туристский продукт в узком смысле - это услуги каждого конкретного сектора туристской индустрии (например, гостиничный продукт, турпродукт туроператора, транспортного предприятия и т.д.). В широком смысле туристский продукт - это комплекс товаров и услуг, в совокупности образующий туристскую поездку (тур) или имеющий к ней непосредственное отношение. Основным туристским продуктом является комплексное обслуживание, т.е. стандартный набор услуг, продаваемый туристам в одном «пакете». За рубежом туристские поездки, реализуемые на основе стандартных наборов или пакетов услуг, часто называют пэкидж-турами. Они являются главным предметом деятельности большинства туристских фирм. Следует отметить, что уровень спроса на пэкидж-туры существенно различается по странам.  Наибольшей популярностью они пользуются в Бельгии, Германии, Нидерландах, Великобритании, где их доля составляет до 38% всех путешествий.

Туристскому продукту наряду с общими специфическими характеристиками услуг присущи свои отличительные особенности.

Во-первых, это комплекс услуг и товаров (материальных и нематериальных компонентов), характеризуемый сложной системой взаимоотношений между различными компонентами.

Во-вторых, спрос на туристские услуги чрезвычайно эластичен по отношению к уровню дохода и ценам, но во многом зависит от политических и социальных условий.

В-третьих, потребитель, как правило, не может увидеть  турпродукт до его потребления, а  само потребление в большинстве  случаев осуществляется непосредственно на месте производства туристской услуги.

В-четвертых, потребитель  преодолевает расстояние, отделяющее его от продукта и места потребления, а не наоборот.

В-пятых, турпродукт зависит  от таких переменных, как пространство и время, для него характерны колебания спроса.

В-шестых, предложение  туристских услуг отличается негибким производством. Они могут потребляться только непосредственно на месте. Гостиница, аэропорт, база отдыха не могут быть перенесены в конце сезона в другой регион. Они не могут приспособиться во времени и пространстве к изменению спроса.

В-седьмых, туристский продукт  создается усилиями многих предприятий, каждое из которых имеет собственные методы работы, специфические потребности и различные коммерческие цели.

В-восьмых, не может быть достигнуто высокое качество туристских услуг при наличии даже незначительных недостатков, поскольку обслуживание туристов состоит из этих самых мелочей и мелких деталей.

В-девятых, оценка качества туристских услуг отличается значительной субъективностью: большое влияние на оценку потребителя оказывают лица, не имеющие прямого отношения к пакету приобретенных услуг (например, местные жители, члены туристской группы).

В-десятых, на качество туристских услуг оказывают воздействие  внешние факторы, имеющие форс-мажорный характер (природные условия, погода, политика в области туризма, международные события и т.д.).

Эти специфические особенности  туристского продукта оказывают  существенное влияние на маркетинг в туризме. Как нет однозначного определения маркетинга в целом, так отсутствует единое толкование маркетинга туризма. Так, исходя из определения понятия «турист», данного Всемирной туристской организацией (ВТО), французские специалисты Р. Ланкар и Р. Оллье отмечают, что туристский маркетинг - это «серия основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены  эти методы и приемы,- выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение способов наиболее рационального с финансовой точки зрения ведения дел туристскими организациями (предприятиями, бюро или ассоциациями), позволяющих учитывать выявленные или скрытые потребности в туристских услугах. Такого рода потребности могут определяться либо мотивами отдыха (развлечения, отпуск, здоровье, обучение, религия и спорт), либо другими мотивами, которые нередко имеются у предпринимательских групп, семей, различных миссий и союзов»1.

Некоторые авторы вкладывают в понятие маркетинга в туризме более глобальное содержание, как, например, швейцарский специалист Ё. Крипендорф: «Туристский маркетинг - это систематическое изменение и координация деятельности туристских предприятий, а также частной и государственной политики в области туризма, осуществляемой по региональным, национальным или международным планам. Цель таких изменений заключается в том, чтобы наиболее полно удовлетворять потребности определенных групп потребителей, учитывая при этом возможности получения соответствующей прибыли»2.

Всемирная туристская организация  выделяет три главные функции  маркетинга в туризме:

1. Установление контактов  с клиентами. Эта функция ставит своей целью убедить их в том, что предполагаемое место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, что желают получить сами клиенты.

2. Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта. В свою очередь подобные нововведения должны соответствовать потребностям и предпочтениям потенциальных клиентов.

3. Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают действительно полное и успешное использование имеющихся в сфере туризма возможностей.

Немецкие специалисты  В. Ригер, П. Рот, А. Шранд определяют маркетинг как рыночно-ориентированное управление, направленное на достижение целей предприятия путем более эффективного, чем у конкурентов, удовлетворения потребностей туристов. При этом подчеркивается, что маркетинг может использоваться как на уровне отдельной туристской фирмы, так и в деятельности туристских организаций, объединений на местном, региональном и национальном уровнях.

Туристский продукт, прежде всего, должен быть хорошим приобретением. В связи с этим маркетинг представляет собой последовательные действия туристских предприятий, направленные на достижение такой цели. Поэтому достаточно логичным и обоснованным является следующее определение туристского маркетинга:

Маркетинг в туризме – это система непрерывного согласования предлагаемых услуг с услугами, которые пользуются спросом на рынке и которые туристское предприятие способно предложить с прибылью для себя и более эффективно, чем это делают конкуренты.

Это определение содержит ряд идей, которые следует помнить  при организации туристского маркетинга:

- Маркетинг – это не только реклама и продажа туристских услуг, а весь комплекс вашей деятельности с учетом потребительского спроса.

- Маркетинг – это непрерывный процесс, направленный на прогнозирование будущего.

- Необходимо согласовывать внутреннюю деятельность туристского предприятия с условиями внешней среды.

- Нужно смотреть на свои услуги с точки зрения потребителя и стараться прогнозировать изменения потребительского спроса.

- Добиваться прибыли за счет качественного предоставления услуг.

Туризм, в соответствии с определением ВТО, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех перечисленных факторов. Тогда он в большой степени будет отражать интересы как туристских фирм, так и потребителей-туристов. Ввиду того, что туризм – сложная система, симбиоз экономики, политики, экологии, культуры, для достижения положительного маркетингового  эффекта необходима тесная координация маркетинга различных организаций и предприятий. Концепция маркетинга в туризме носит больше, чем где-либо, целостный и всеобъемлющий характер.

 

 

1.2. Туризм в странах Западной Европы

 

На сегодняшний день Западная Европа считается крупнейшим туристским регионом мира. В 2000 году ее посетили около 403 млн. туристов, что составляет 58% от общемирового показателя. При этом 55% туристов путешествуют внутри европейского региона. На долю туристского сектора приходится 5,5% ВВП Европейского Союза и почти треть экспорта услуг и товаров.

К странам Западной Европы относятся: Австрия, Андорра, Бельгия, Ватикан, Великобритания, Германия, Ирландия, Испания, Лихтенштейн, Люксембург, Монако, Нидерланды, Португалия, Сан-Марино, Франция и Швейцария. Я рассмотрю некоторые из них и опишу, чем они привлекательны для туристов.

 

Великобритания

 

Великобритания – родина современного туризма как формы проведения культурного досуга.

Еще в 1840 г. проповедник  Кук из английского городка Мельбурн основал первую в мире туристскую фирму. Через год фирма организовала для пятисот членов Общества трезвенников поездку по пригородам Лондона, а в 1844 – 1846 гг. – экскурсии по разным частям Англии и Шотландии.

К началу 50-х годов  того же века в Великобритании существовало уже несколько туристских фирм, и  ежегодно в поездках по стране участвовало  более 160 тыс. человек. В 1856 г. фирмой Кука была организована первая групповая туристская поездка по странам Западной Европы. Эту дату обычно считают началом международного туризма.

По своим целям въездной туризм разнообразен. В Великобритании много замечательных памятников истории и архитектуры, относящихся к разным эпохам (древнему миру, Средневековью, Новому и Новейшему времени), и памятных исторических мест. Много музеев: художественных, исторических, литературных, связанных с жизнью великих писателей (Шекспира, Диккенса, Стивенсона, Киплинга, Теккерея, Вальтера Скотта, Байрона и др.), ученых (Ньютона, Фарадея, Карла Маркса), государственных и военных деятелей (Черчилля, Нельсона и др.). Все это предоставляет большие возможности для познавательного туризма.

Информация о работе Маркетинг туризма в странах Западной Европы