Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 17:11, контрольная работа
Классификация как составная часть товароведения предполагает разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объектом классификации выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, для производителей – товары промышленного назначения.
1) Классификация: Общие принципы и правила………………………….3
2) Методы классификации………………………………………………….4
3) Виды классификации…………………………………………………….8
4) Список литературы ……………………………………………………………………………..
Кафедра управления и экономики фармации, медицинского и фармацевтического товароведения
по «Медицинскому товароведению»
на тему «Методы, принципы и правила классификации»
Выполнил: студент факультета, экономики и управления в здравоохранении, заочного отделения, 3 курса,1 группы,
Евсюков Дмитрий Анатольевич
Проверил: доцент Джупарова И.А.
Содержание :
1) Классификация: Общие принципы и правила………………………….3
2) Методы классификации…………………………
3) Виды классификации………………………………
4) Список литературы ………………………………
Классификация: общие принципы и правила
Классификация как составная часть товароведения предполагает разделение множества объектов на подмножества по сходству или различию в соответствии с принятыми методами. Объектом классификации выступает товар. Из множества всех товаров по признаку назначения для индивидуальных потребителей выделяются потребительские товары, для производителей – товары промышленного назначения.
Существуют общие принципы
классификации: установление цели. Целью
является систематизация, идентификация
и прогнозирование свойств
Установление числа
Выбор метода классификации
– иерархический (последовательное
разделение множества объектов на подчиненные
классификационные группировки)
Правила классификации предназначены для выбора разновидностей метода и признаков, по которым осуществляется деление множества на подмножества. При классификации разными методами применяют общие и специфические правила. Общим правилом для иерархического и фасетного методов является выбор разновидности метода классификации в зависимости от ее целевого назначения. К специфичным правилам классификации объектов при иерархическом методе относятся:
1. первоочередность наиболее
2. использование на каждой
3. разделение объектов
4. выбор из множества признаков одинаковой степени общности наиболее существенного;
5. необходимость установления
Специфичными правилами
1. примерно одинаковая
2. отсутствие общности
3. возможность дополнения
Методы классификации.
Классификация – процедура разделения множества объектов на подмножества по их сходству или различию в соответствии с принятыми методами: иерархическим или фасетным.
1) Иерархический метод
подразумевает, что исходное
- Между классификационными группировками устанавливается отношение подчинения
- Построение иерархической
классификации объектов
А) Выбор множества объектов (например, медицинских товаров), которое необходимо классифицировать для решения конкретных задач.
Б) Выделения основных признаков (например , свойств, характеристик, показателей, параметров), по которым будет разделения множества на подмножества.
В) Выбор порядка следования признаков – уровня деления.
построения классификации,
так и её практического
Правила при построении иерархической классификации:
- разделение множества на подмножества на каждом уровне производят только по одному признаку деления.
- получаемые в результате деления группировки на каждом уровне относятся только к одной вышестоящей группировки и не пересекаются, то есть не повторяются.
- Осуществление разделения
множества без пропусков
-Произведения классификации
таким образом, чтобы сумма
образованных подмножеств
При построении иерархической классификации наиболее существенным и сложным является выбор системы признаков, используемых в качестве основания деления, и определения порядка их следования.
- В основу иерархической
классификации закладывают
- Последовательность признаков определяют по принципу « от общего к частному» с учетом приоритетной вероятности обращений к разным уровням деления при решении конкретных задач .(Рис. 1)
Рис. 1. Иерархический метод построения классификации.
Фасетный метод - подразумевает, что множество объектов подразделяют на независимые подмножества( классификационные группировки), обладающие определенными признаками, необходимыми для решения конкретных задач (рис. 2).
- Последовательность построения
фасетной классификации та же,
что иерархической
- Для вычленения из
множества объектов
А) Выделить основные признаки (характеристики), всесторонне характеризующие объекты и обеспечивающие его идентификацию.
Б) Сгруппировать выделенные признаки по принципу однородности в фасеты.
В) Присвоить им коды.
Г) Определить фасетные формулы для образования подмножеств.
При фасетном методе построения классификации подмножества формируют (от частного к общему), то есть на основе различных наборов конкретных характеристик объекта образуют конкретные подмножества.
Основные правила при создании фасетной классификации:
- Признаки в различных фасетных не пересекаются, т.е. каждый признак отличается от другого по наименованию, значению и кодовому обозначению.
- Из общего числа фасетов,
характеризующих множество
Рис. 2. Фасетный метод классификации.
Виды классификации
В товароведении наиболее распространены общегосударственная, торговая и учебная классификации.
Общегосударственная классификация товаров зафиксирована в Общероссийском классификаторе продукции (ОКП), построенном по иерархическому методу и имеющем пять ступеней с десятичной системой кодирования (класс, подкласс, группа, подгруппа, вид). На первой ступени классификации располагаются классы продукции (хх....); они кодируются двухразрядными кодами — от 01 до 99. На второй ступени — подклассы (ххх...), они конкретизируют содержание классов; на третьей ступени — группы (хххх..); на четвертой — подгруппы (ххххх.); на пятой — виды продукции (хххххх).
Классификация продукции в ОКП может быть завершена на третьей, четвертой или на пятой ступенях классификационного деления. Если какие-либо виды продукции содержат конкретные типы, марки, модели или другие характеристики, то для их отражения должны быть созданы отраслевые классификаторы продукции. В последних в качестве первых шести знаков должны использоваться коды из ОКП.
В ассортиментной части А-ОКП используют все последующие разряды кода; она включает полную характеристику продукции конкретных артикулов. Каждая позиция А-ОКП характеризуется десятиразрядным кодом изделия и двухразрядным контрольным числом, (а также наименованием изделия по нормативному документу.
Торговая классификация товаров. Товары как объекты коммерческой деятельности могут подразделяться по множеству признаков, среди которых основной — назначение.
Так, по назначению все товары подразделяются на роды:
Каждый род товаров подразделяется на подроды и классы. [6,c.46]
Род потребительских товаров
делится на три класса: продовольственные,
непродовольственные и
Класс товаров – это множество товаров, которые удовлетворяют обобщенные группы потребностей. Классы товаров подразделяются на подгруппы в зависимости от используемого сырья, назначения и других признаков; подклассы – на группы, подгруппы, виды и разновидности, наименования. Подкласс товаров, которые удовлетворяют аналогичные группы потребностей, имеющих определенные различия.
Группа однородных товаров
– это подмножества товаров, которые
удовлетворяют специфические
Подгруппа товаров – это множество товаров, которые имеют общее с группой основное назначение, но отличатся от товаров других подгрупп только им присущим признакам.
Вид товаров – это совокупность
товаров, которые отличаются индивидуальным
назначением и
Разновидность товаров – это совокупность товаров одного вида, но отличаются рядом частных признаков.
Наименование товаров – это совокупность товаров определенного вида, отличающихся от товаров того же вида собственным названием и индивидуальными особенностями, которые обусловлены подбором сырья, материалов, а так же конструкцией (формой, фасоном), технологией. Наименование товаров может быть номинальным и марочным.
Номинальное наименование — именное обобщенное название товара, выпускаемого разными изготовителями. Например, карамель Театральная, конфеты Маска, Цитрон и др.
Марочное наименование, или торговая марка — индивидуальное название товара, выпускаемого определенным изготовителем. Довольно часто на это наименование выдается патент, что обеспечивает защиту авторского права марочного наименования, например, обувь Salamander, игристое вино Абрау Дюрсо, сок Тонус.
Таким образом, классы, подклассы и группы составляют общую товарную классификацию потребительских товаров.
По покупательскому спросу товары классифицируются:
- товары повседневного спроса (хлеб, молоко, сахар);
- товары предварительного выбора (одежда, мебель, телевизоры, радиоаппаратура);
- товары особого спроса (модные товары, марочные вина);
- товары пассивного спроса (страхование мебели, дома).
При классификации товаров выделяют:
- объективные параметры
собственного изделия:
- рыночные параметры: цена, конкурентоспособность, широта выбора, удобство транспортирования, привлекательность товаров;
- параметры, используемые
в процессе потребления:
Учебная классификация предусматривает наиболее последовательное и методически правильное изучение потребительских свойств и ассортимента товаров широкого потребления.
Непродовольственные товары классифицируют на одежно-обувные и культурно-бытового и хозяйственного назначения, которые подразделяют на группы, принятые в торговой классификации.
Продовольственные товары подразделяют на девять основных групп: зерномучные, плодоовощные, вкусовые, сахар, крахмал, мед и кондитерские, пищевые жиры, яичные продукты, мясные, рыбные, молочные.
Список литературы:
Информация о работе Методы, принципы и правила классификации