Оценка и обеспечения качества и конкурентоспособности товаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2014 в 11:54, контрольная работа

Краткое описание

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

Вложенные файлы: 1 файл

контр работа.docx

— 28.61 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Товар - главный объект на рынке. Он имеет стоимость и потребительную стоимость (или ценность), обладает определенным качеством, техническим уровнем и надежностью, задаваемой потребителями полезностью, показателями эффективности в производстве и потреблении, другими весьма важными характеристиками.

Актуальность работы в то, что именно в товаре находят отражение все особенности и противоречия развития рыночных отношений в экономике. Действенность факторов, определяющих позиции производителя, проверяются в процессе конкурентного соперничества товаров в условиях развитого рыночного механизма, позволяющего выявить отличия данного товара от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Для этого товар должен обладать определенной конкурентоспособностью.

Конкурентоспособность товара - это такой уровень его экономических, технических и эксплуатационных параметров, который позволяет выдержать соперничество (конкуренцию) с другими аналогичными товарами на рынке. Кроме того, конкурентоспособность - сравнительная характеристика товара, содержащая комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно она определяется совокупностью потребительских свойств данного товара-конкурента по степени соответствия общественным потребностям с учетом затрат на их удовлетворение, цен, условий поставки и эксплуатации в процессе производительного и (или) личного потребления. Рассмотрим отдельно все составляющие показатели конкурентоспособности товара.

 

 

Глава 1. Оценка и обеспечения качества и конкурентоспособности товаров

 

1.1.Оценка и обеспечение  качества товаров

 

Оценка товара  - это профессиональная услуга, которая позволяет получить заключение о рыночной оценочной стоимости товара, который представлен на оценочную экспертизу. Оценка стоимости товара  осуществляется  специалистами различных оценочных экспертных учреждений.

Оценка необходима, если требуется выяснить таможенную стоимость товара, в случаях, если стоимость не выяснена (например, определение стоимости на всевозможные антикварные изделия), в судебном порядке,  когда возникают  спорные ситуации между  реализатором товара и его потенциальным покупателем, и во многих других случаях.

 

Главными, важными и влиятельными, но не единственными, факторами 
конкуренции продукции являются цена и качество. Причем, в условиях 
рыночных отношений возрастает роль неценовой конкуренции, когда 
завоевать потребителя можно только через высокое качество. 
 
Качество требовалось и обеспечивалось во все времена. Существует 
множество определений понятия "качество", данных разными известными 
философами, специалистами, фирмами, международными организациями. 
Однако для совместной деятельности людей необходима единая 
терминология. Международная организация по стандартизации ИСО 
стандартизировала понятие качество как совокупность характеристик 
объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и 
предполагаемые потребности. На этом определение мы и будем основываться 
в дальнейшем. 
 
Рассмотрим элементы, составляющие понятие качества. 
Под характеристикой понимается взаимосвязь зависимых и независимых 
переменных, которые выражаются в виде текста, формулы или графика. 
Характеристики могут быть качественными или количественными. 
К объектам, например, относятся деятельность или процесс, продукция, 
услуга, организация, система, отдельное лицо или любая комбинация из них. 
То есть объектом является то, что может быть описано или рассмотрено. В 
основном, в деятельности предприятий (организаций) под объектом качества 
понимается продукция (товар) и услуга. 
 
Продукция - результат деятельности или процессов. 
Услуга - результат взаимодействия потребителя и поставщика и 
внутренней деятельности поставщика по удовлетворению потребностей 
потребителя. 
 
Исходным в определении качества является понятие потребности. Здесь в 
первую очередь речь идет об удовлетворение потребностей потребителей 
(покупатели и заказчики), играющих важную роль в формировании качества 
продукции. В сложившихся условиях превышения предложения над спросом 
потребители становятся более разборчивыми и их требования к качеству 
постоянно возрастают. Основное желание потребителя - это получить 
продукцию или услугу такого качества, которое соответствует его 
потребностям по благоприятной цене и в установленный срок. 
 
В этой ситуации, для успешной конкуренции, производитель (поставщик) 
продукции (услуги) заинтересован в "удовлетворении потребностей" 
потребителя через качество, но с выгодными затратами, которые принесут ему 
наибольшую прибыль или другую выгоду, которую он сможет использовать в 
будущем. Например, завоевать на рынке новых и постоянных клиентов. 
Установлено, что одновременное достижение высокого качества и 
снижения цены потребления возможно при условии создания на предприятиях 
(в организациях) систем управления качеством (Всеобщее управление 
качеством - TQM). Появлению современной методологии TQM 
предшествовали различные системы.  
 
Контроль качества - совокупность операций, включающая проведение 
измерений , испытаний, оценки одной или нескольких характеристик и 
сравнения полученных результатов с установленными требованиями. 
Обеспечение качества - все планируемые и систематически 
осуществляемые виды деятельности в рамках системы качества, а также 
подтверждаемые, необходимые для создания достаточной уверенности в том, 
что объект будет выполнять требования к качеству. 
 
Управление качеством - методы и виды деятельности оперативного 
характера, используемые для выполнения требований к качеству. Понятие 
было разработано американскими учеными. Однако широкое применение и 
внедрение впервые получило в Японии. В нашей стране под управлением 
качеством понималось "... установление, обеспечение и поддержание 
необходимого уровня качества при ее (продукции) разработке, производстве и 
эксплуатации или потреблении, осуществляемое путем систематического 
контроля качества и целенаправленного воздействия на условия и факторы, 
влияющие на качество продукции".  
 
В 70 -х годах ученые и специалисты многих стран пришли к выводу, что 
качество не может быть гарантировано только путем контроля готовой 
продукции. Оно должно обеспечиваться на всех стадиях производства: в 
процессе изучения требований рынка, на стадии проектных и конструкторских 
разработок, при выборе поставщиков сырья, материалов и комплектующих 
изделий и, конечно, при реализации продукции, ее техническом обслуживании 
в процессе эксплуатации у потребителя и утилизации после использования. В 
современных условиях импульсом для работ в этом направлении стали 
требования военной, космической, атомной, авиационной, автомобильной 
промышленности и, наконец, требования, обусловленные необходимостью 
охраны окружающей среды. Этому также способствовали возрастающие 
требования потребителей к качеству приобретаемой продукции. 
 
Вследствие этого, для обеспечения высокого уровня качества выпускаемой 
или разрабатываемой продукции, возникла необходимость создания 
комплексных подходов, позволяющих формировать "замкнутый процесс", с 
учетом вышеназванных стадий ее производства. Решение проблемы 
выразилось в создании систем взаимосвязанных, постоянно действующих на 
предприятии мероприятий по обеспечению качества. Эти системы 
видоизменялись и совершенствовались. Менялись и цели работ в этой 
области. Если целью контроля качества был поиск и устранение 
обнаруженных дефектов посредством их изъятия из дальнейшего 
производства, то целью работ по обеспечению качества стало обнаружение 
причин ошибок, их устранение и предотвращение повторений. Впоследствии 
стало ясно, что целесообразно регламентировать не только технические 
процессы и действия на предприятии, но и все, что связано с управлением и 
организацией на предприятиях с распределением задач, функций прав и 
обязанностей. Весь накопленный опыт в данной области был суммирован в 
международных стандартах ИСО серии 9000 на системы управления 
качеством, которые стали широко внедряться по всему миру с конца 80-х 
годов. Главной целевой установкой стандартов является построение систем 
качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей 
требованиям заказчиков и соответственно ориентированной на 
предоставление доказательств способности предприятия стабильно выпускать 
продукцию определенного уровня качества.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2.Конкурентоспособность  товаров

 

Конкурентоспособность товара — это степень его превосходства, с точки зрения потребителей, над другими товарами аналогичного назначения. Достижение превосходства по уровню качества продукции необязательно требует превосходства по каждому частному показателю. В каждом виде продукции можно выделить показатели, по которым потребитель судит о качестве изделия в первую очередь. Для одних и тех же видов продукции эти показатели могут быть различными для различных групп потребителей. Например, для одежды и обуви эти группы различаются по поло-возрастным признакам, характеру занятости, культурно-образовательному уровню, уровню доходов. Так, для женщин зрелого и юного возраста определяющими в оценке уровня качества часто являются художественно-эстетические показатели, а для пожилых людей — гигиеничность, комфорт и надежность; потребителей с малыми доходами больше интересует надежность, а с большими доходами — изысканность модели и т. д.

Конкурентоспособность товара может быть оценена прямыми и косвенными методами. При прямом методе потребитель сопоставляет полезность товаров (степень удовлетворения конкретной потребности) на единицу своих затрат на приобретение и использование товара. В этом случае конкурентоспособность оценивается индексом качество/затраты

Можно дешево купить товар и разориться на расходах при использовании или последующей утилизации.

Оценка конкурентоспособности товара с помощью индекса 1к/з не означает, что качество и затраты взаимозаменяемы, так как речь идет о товарах, сопоставимых по их качеству. Если конкурируют товары с равным уровнем затрат (3 = Зд) или для покупателя важнее сопоставление товаров по качеству, то их конкурентоспособность может быть оценена индексом качества IК :

В этом случае речь идет о ценовой конкурентоспособности товара. Если 1З < 1,0 — данный товар более конкурентоспособен, чем базовый. Величина (1 — IЗ) показывает степень превосходства товара.

В связи с трудностями исчисления значений комплексных показателей качества К и КБ для определения индекса качества используются методы квалиметрии. Один ИЗ методов позволяет рассчитывать индексы единичных показателей качества сопоставляемых товаров PI/PI и их средневзвешенную величину

Массовый покупатель не рассчитывает индексов конкурентоспособности, сравнивая товары по нескольким параметрам потребительского качества и (или) техническому уровню, а также цене. Кроме того, он пользуется такими косвенными методами оценки качества товара, как:

.известность торговой  марки или наименование компании, зарекомендовавшей себя высоким  качеством товаров;

.широкое распространение  товара данной фирмы (доля на  рынке): большой объем продаж свидетельствует  о признании этого товара потребителем;

.информационная открытость  продавца: чем более полно он  информирует покупателя о свойствах  товара, тем больше уверенность  в высоком качестве товара;

.длительность гарантийного  срока и простота обмена товара  с недостатками: чем выше гарантийный  срок и проще процедура обмена, тем больше уверенность, что фирма  выпускает высококачественный товар  и не опасается излишних затрат  на гарантийное обслуживание  и обмен товаров.

Конкурентоспособность предприятия-товаропроизводителя оценивается индексом конкурентоспособности товарной массы Im индексом относительной эффективности производства в определенном интервале времени Ie. Индекс конкурентоспособности предприятия равен: I = ImIe.

 

Чтобы товар представлял интерес для покупателя, он должен обладать определенными технико-эксплуатационными и экономическими параметрами. Условием приобретения товара, совершения покупки является соответствие этих параметров основным характеристикам неудовлетворенной потребности потребителя. В процессе покупки покупатель осуществляет выбор товара, устанавливаем отличительные признаки, характеризующие конкурентное превосходство данного товара над аналогичными по значению товарами конкурентов, находящимися на рынке. Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара.

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, способствующих созданию превосходства данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя, определяет конкурентоспособность товара.

По степени конкурентоспособности товара производитель может судить о целесообразности вывода данного товара на национальный рынок. Конкурентоспособность характеризует способность товара быть купленным в числе первых на рынке среди товаров-конкурентов. А покупателю конкурентоспособность товара раскрывает уровень привлекательности данного товара и степень его конкурентных преимуществ.

Отметим, что конкурентное преимущество — это те характеристики, свойства товара, которые создают для предприятия определенное превосходство над своими конкурентами, а для потребителя — оптимальное сочетание потребительских характеристик товара. Превосходство оценивается в сравнении, поэтому является относительной характеристикой и обусловливается различными факторами. Факторы превосходства можно разделить на две широкие категории — внешнее и внутреннее конкурентное преимущество, которые характеризуют конкурентоспособность товара и фирмы. Внешнее конкурентное преимущество отражает «рыночную силу» товара, которая обусловливает возможность его продажи по более высокой цене, чем аналогичного товара конкурента, и удовлетворения ожиданий покупателей, недовольных существующими товарами. Внутреннее конкурентное преимущество базируется на превосходстве в отношении издержек производства, на более высокой производительности, когда себестоимость товара ниже, чем у конкурента.

Таким образом, конкурентоспособность товара может рассматриваться как степень привлекательности товара для потребителей, которая определяет возможность удовлетворения целого комплекса их требований. Покупатель обосновывает выбор товара, оценивая полезный эффект от его использования и расходы, связанные с его покупкой и эксплуатацией. Поэтому конкурентоспособность товара определяется путем сравнения потребителем цены, качества и уровня сервиса, который может быть ему предоставлен до и после покупки товара. Сравнению подлежит также такой показатель, как уровень маркетингового окружения (сопровождения) товара, то есть состояние расширенных характеристик товара (маркетинг-логистика, сервис, гарантии, реклама, имидж, упаковка, брэндинг и т. д.).

Классификационную схему, отражающую факторы привлекательности товара и его конкурентоспособности, можно представить в виде цепочки: цена—качество—сервис—маркетинговое окружение.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, конкурентоспособность продукции это комплексная многоаспектная характеристика, отражающая способность продукции в течение периода ее производства соответствовать по качеству требованиям конкретного рынка (рынков), адаптироваться по соотношению качества и стоимость к предпочтениям потребителей, обеспечивать выгоду производителю при ее реализации. 
 
На конкурентоспособность оказывают свое влияние определенные движущие силы или факторы. В настоящее час существует большое количество классификаций факторов конкурентоспособности продукции. Всякий товар обладает комплексом свойств, определяющих степень его пригодности к использованию в конкретных условиях. Чтобы объективно оценить конкурентоспособность товара, производитель должен при анализе использовать те же критерии, которыми оперирует потребитель. 
 
Среди критериев, характеризующих конкурентоспособность промышленных товаров, выделяют: технические (назначения, нормативные, эргономические, эстетические и другие), экономические (цену потребления) и организационные (скидок, условия платежа и поставок, комплектность поставки, период и условия гарантии и т. д.). 
 
Для определения конкурентоспособности продукции на основе выбранных критериев используют различные показатели. Для сопоставления величины различных показателей, характеризующих конкурентоспособность товара на разных стадиях его жизненного цикла, они были разделены на две большие группы: стоимостные (себестоимость, выручка, инвестиции и др.) и качественные (послепродажное обслуживание товара, уровень известности, реклама и др.). 
 
Обеспечение конкурентоспособности продукции предполагает необходимость ее количественной оценки, которая может быть получена различными как аналитическими, так и графическими методами. Так как использование только какого-то одного метода не дает полного представления об уровне конкурентоспособности, при оценке конкурентоспособности товара и предприятия нужно использовать комплексный метод. 
 
С поставленной задачей повышения конкурентоспособности продукции нужно внедрять комплексные мероприятия по повышению конкурентоспособности соответствующего предприятия, отрасли, страны. В результате оценки конкурентоспособности продукции производителем могут быть приняты следующие пути повышения конкурентоспособности : 
 
· изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий и/или конструкции продукции;  
 
· изменение порядка проектирования продукции;  
 
· изменение технологии изготовления продукции; методов испытаний, системы контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки и монтажа;  
 
· изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, и цен на запасные части;  
 
· изменение порядка реализации продукции на рынке;  
 
· изменение структуры и размера инвестиции в разработку, производство и сбыт продукции;  
 
· изменение структуры и объемов кооперационных поставок при производстве продукции и цен на комплектующие изделия и состава выбранных поставщиков;  
 
· изменение системы стимулирования поставщиков;  
 
· изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

1. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. - №4. - 2010

2. Диксон П. Управление маркетингом: Учебное пособие. – М.: Бином, 2011.

3. Маркетинг /под ред. А.Н. Романова. - М., 2011.

4. Моисеева Н.К., Анискин Ю.П. Современное предприятие: конкурентоспособность, маркетинг, обновление. – М: Внешторгиздат, 2012.

5. Управление качеством. /под ред. С. Д. Ильенковой. – М: ЮНИТИ, 2011.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Оценка и обеспечения качества и конкурентоспособности товаров