Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 19:48, статья
Сфера услуг является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики. Ввиду того, что финансовый кризис не привел к стагнации рынка стоматологических услуг, а лишь несколько замедлил темпы его роста, проблемы острой конкуренции между частными клиниками по-прежнему являются краеугольным камнем для специалистов в данной области.
Роль и значение удовлетворенности и лояльности пациентов при разработке маркетинговой стратегии управления бизнес-процессами стоматологической клиники
Сфера услуг является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики. Ввиду того, что финансовый кризис не привел к стагнации рынка стоматологических услуг, а лишь несколько замедлил темпы его роста, проблемы острой конкуренции между частными клиниками по-прежнему являются краеугольным камнем для специалистов в данной области.
Базовой концепцией маркетинговой деятельности на стоматологическом рынке является ориентация на потребителей, в основе которой лежит маркетинг взаимодействия. Ориентация на потребителей – это стратегическое решение о концентрации всех ресурсов фирмы на обслуживании и удовлетворении клиентов, приносящих прибыль. Сущность ориентации на потребителей – это не программное обеспечение для управления взаимоотношениями с потребителями (CRM), а, согласно Дж. Энджелу, это видение, набор ценностей и уверенность в том, что будущее фирмы зависит от восприятия потребителей. [1, С. 69] Данный подход в рамках маркетинга взаимодействия фокусирует внимание каждого сотрудника на ключевых потребителях.
Особенность стоматологической
услуги с позиции поведения
Модель, представленная на рис. 1, показывает, что в основе увеличения прибыли компании лежит удовлетворенность потребителей. После ее достижения наступает фаза установления доверия, что, в свою очередь, приводит к формированию лояльности и аквизиторского потенциала [3].
Рис. 1. Модель формирования прибыли в процессе взаимодействия потребителей с продавцом [2, С. 103]
Аквизиторский потенциал
характеризуется высокой
Ввиду того, что показатели удовлетворенности и доверия играют немаловажную роль в формировании прибыли компании, хотелось бы подробнее остановиться на способах определения данных показателей для стоматологической клиники.
Уровень доверия/недоверия к компании к компании на рынке В-2-С можно определить по формуле, аналогичной формуле расчета отношений, предложенной М. Фишбейном, заменив 7-бальную шкалу на 6-бальную (табл. 1).
№ п/п |
Показатели |
Важность показателя |
Оценка по 6-бальной шкале | |||||
Степень недоверия |
Степень доверия | |||||||
-3 |
-2 |
-1 |
1 |
2 |
3 | |||
Итого |
Для определения степени
доверия пациентов к
Таблица 2. Определение уровня доверия пациентов к стоматологическим клиникам Санкт-Петербурга
Стом. клиники СПб |
МЕДИ | |
Показатель доверия |
54% |
73% |
СКО |
17 |
12 |
Коэффициент вариации |
31 |
16 |
Как показывают данные таблицы 2, уровень доверия к клиникам МЕДИ выше, чем в среднем по городу.
При расчете такого показателя качества стоматологической услуги, как удовлетворенность целесообразно использовать «Анкету обратной связи» с пациентом, которая предлагается ему по завершении курса его лечения. Пример такой анкеты представлен в таблице 3.
Таблица 3. Анкета обратной связи с пациентом
Вопрос |
Варианты ответа |
1. Какое впечатление в целом у Вас сложилось о клинике |
a) Положительное b) Негативное c) Не определено |
2. Решена ли проблема, с которой
вы обратились в клинику ( |
a) Да, после лечения ничего не беспокоит, проблема решена b) Нет, были негативные ощущения. Проблема не решена |
3. Удовлетворены ли вы результатом лечения |
a) Да b) Нет |
4. Удовлетворены ли вы качеством сервиса |
a) Да b) Нет |
5. Насколько оправдана, на ваш взгляд, стоимость лечения |
a) Оправдана b) Не оправдана |
6. Вы рекомендовали когда-либо клинику родным и знакомым |
a) Да, приходилось b) Не приходилось c) Нет, не буду |
По результатам опроса пациентов за отчетный период (неделя, день, месяц, квартал, полугодие, год) возможно рассчитать индекс удовлетворенности пациентов как в целом по клинике, так и по каждому отдельному врачу и пациенту.
ИНД удовлетворенности = 1 – , где
Nнег – количество анкет с хотя бы одним негативным ответом (1-b, 2-b, 3-b, 4-b, 5-b, 6-c),
Nобщ – общее количество анкет за период.
На рис. 2 представлены результаты анкетирования пациентов клиники МЕДИ по результатам 3 квартала 2010 года.
Рис. 3. Анкета обратной связи с пациентом
Всего было опрошено 192 пациента. Анкет с негативными ответами – 34.
Индекс удовлетворенности = 82,3%.
По экспертным оценкам, Индекс удовлетворенности клиникой не должен быть ниже 80%. В случае, если данное значение будет ниже норматива, необходимо проводить корректирующие маркетинговые мероприятия по исправлению ситуации.
Хотя удовлетворенность, доверие и сохранение клиентов являются важными показателями эффективности маркетинга, для лояльности потребителей необходим другой уровень психологической приверженности. Существует много способов оценки психологической привязанности клиента к определенному бренду или компании, но среди всех остальных наиболее высокой формой эмоционального одобрения является рекомендация. Когда клиенты положительно отзываются о каком-то продукте или услуге, это означает, что у них есть твердая уверенность в ценности, предлагаемой рекомендованной ими компанией или торговой маркой.
Наличие процессов послелечебного обслуживания пациентов и обратной связи – укрепление долговременных отношений, активизация посещений клиники, лояльности и дистрибьюторства. Упреждающие маркетинговые мероприятия приводят к двум важным результатам. Во-первых, они реагируют на проблемы по мере их возникновения, значительно уменьшая вероятность неудовлетворенности и ухода клиентов. Во-вторых, сообщения о профилактических действиях повышают уровень удовлетворенности, свидетельствуя о том, что компания прилагает усилия по обеспечению удовлетворения клиентов.
Таким образом, развитие
взаимоотношений с
Литература
* опрашивались пациенты клиник бизнес-класса с примерно одинаковым набором услуг и одинаковой ценовой политикой