Составление анкет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:00, контрольная работа

Краткое описание

1. Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)
2. Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

маркетинг составление анкет.doc

— 98.00 Кб (Скачать файл)


1.      Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)

2.     Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.      Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)

 

Опрос и  наблюдение – основные методы получения количественной  первичной информации. Оба метода требуют некоторой стандартизации процесса сбора данных, чтобы они были внутренне согласованными и могли анализировать единообразно и последовательно. Стандартизированная анкета обеспечит сравнимость данных, увеличит скорость и точность записи, обеспечит обработку данных.

Анкета – это структурная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, объединенных общей темой и направленных на выявление количественных или качественных характеристик объекта анализа, письменных или устных, на которые  необходимо ответить респонденту. Разрабатывается индивидуально каждой фирмой исходя из специфики своей деятельности.

Анкета — является весьма тонким и гибким инструментом исследований, в котором важны типы и формулировки вопросов, их количество, последовательность и корректность, поэтому ее составлению предшествует большая работа. Перечень возможных вопросов не поддается жесткой регламента­ции. Каждый исследователь в зависимости от целей, объекта анализа и собственного опыта предлагает свой набор и формулировки вопро­сов. При этом анкета должна строиться так, чтобы четко просматри­валась ее внутренняя логика.

Анкета всегда нуждается во вводной части. В ней указывается, кто и с какой целью проводит опрос; дается инструкция заполнения ан­кеты; указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть должна подчеркивать уважительное отношение к опрашивае­мым, пробуждать у них желание отвечать на вопросы, разъяснять, каким образом результаты опроса могут быть использованы в инте­ресах потребителя (для расширения ассортимента товаров, повыше­ния их качества, совершенствования уровня обслуживания и т.п.). Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем, провести «разминку». Эти вопросы должны быть относительно простыми, легкими: это убедит респондента, что он без труда мо­жет заполнить анкету.

Каждой поставленной задаче опроса должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно разделить на закрытые, от­крытые и полузакрытые.

Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из набора вари­антов, приводимых в анкете. Основное преимущество вопросов данного типа состоит в том, что они позволяют использовать авто­матизированную обработку данных. Однако у них есть и существен­ный недостаток: выбор ответов со стороны респондента ограни­чен — поэтому при использовании закрытых вопросов все значи­мые аспекты исследуемой проблемы обязательно должны быть отражены в предлагаемых респонденту вариантах ответов.

Основа любой анкеты – вопросы, которые можно классифицировать:

   По содержанию (о реакции потребителя на данный продукт, его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.);

   По форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);

   По функции (основные, вспомогательные).

Следует помнить, что общее число вопросов  в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание респондента снижается. Необходимо учитывать и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить  на поставленный вопрос. Не следует задавать вопрос, при ответе на который респонденты могут испытывать неудобство или затруднения.

Достоинства и недостатки анкетирования можно представить в виде таблицы №1.

 

Таблица №1.

Преимущества и недостатки анкетирования

Преимущества

Недостатки

1.       Просты в применении

1.  Иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию

2.              Позволяют устранить расхождения в результатах, вызванными различиями в техники опроса

  2.  ответы на стандартизированные вопросы  и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть не достоверными для определенных данных

3.              Кодирование, анализ и интерпретация данных относительно несложны 

  3.  Достаточно сложно правильно формулировать вопросы анкет

 

Маркетолог должен  трансформировать интересующие вопросы  в конкретные вопросы анкеты. Два схожих метода постановки вопроса могут  дать разную информацию.

Анкета должна создавать настроение, мотивацию и поощрять респондента к участию в опросе, стимулировать стремление к сотрудничеству  и завершению процесса заполнения анкеты. Незавершенный опросы дают весьма ограниченные данные.

Разработка анкеты проводится в несколько этапов (рис.1.).

Определение необходимое информации

 

Выбор способа опроса

 

Определения содержания отдельных вопросов

 

Общая постановка вопросов для преодоления нежелания респондента отвечать

 

Определения структуры вопросов

 

Словесная формулировка вопросов

 

Последовательность расположения вопросов

 

Определение формы и расположения вопросов

 

Разработка оформления анкет

 

Устранение недостатков при предварительном тестировании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1. Процесс разработки анкет

Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам. Их назначение — проверка достоверности данных.

Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель — снятие психологического напряжения у респондента (например, «Не уто­мила ли Вас наша беседа?»). В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.).

В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.

Повышению качества анкет и успешному проведению с их по­мощью сбора данных будет способствовать выполнение следующих рекомендаций.

1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию во­просов:

o     вопросы должны быть простыми и понятными;

o     вопросы должны быть однозначными;

o     вопросы должны быть нейтральными (исключающими прида­ние ответам определенной направленности);

o     каждый вопрос должен быть настолько конкретен, насколько это возможно;

o     следует использовать общепринятую терминологию.

2.              Соблюдение принципов построения анкет:

o          инструкции и указания должны размещаться до соответствую­щих вопросов;

o          порядок вопросов: от простых — к сложным, от общих — к спе­циальным, от непринужденных — к деликатным;

o          не следует применять слишком много различных инструментов;

o          сначала размещаются вопросы, устанавливающие доверие, за­тем вопросы по существу, затем, если это необходимо, — контроль­ные и, наконец, — вопросы о личности;

o          самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления,
активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу ан­
кеты сложность вопросов должна снижаться.

3.              Выбор оптимального объема анкет:

o          громоздкие анкеты вызывают большое число отказов респон­дентов;

o          короткие анкеты создают впечатление незначительности обсуж­даемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкрет­ного человека;

o          максимальное время, необходимое для заполнения анкеты, при
почтовом опросе не должно превышать 20—30 мин.

4.              Предварительная оценка качества анкет:

o          разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;

o          проводится пробный опрос небольшой (10—15 человек) группы людей, на основе которого осуществляется доработка и уточнение анкеты.

5.              Обеспечение привлекательности анкет:

o          внешний вид анкеты оказывает влияние на склонность респон­дента к сотрудничеству (особенно при проведении почтовых опро­сов);

o          используемый шрифт должен быть отчетливым и четким, во­просы должны отделяться друг от друга;

o          необходимо предусмотреть наличие свободного места для отве­тов на открытые вопросы.

Формы записей результатов наблюдений составлять несколько проще чем анкеты. Исследователю не нужно принимать во внимание психологическое влияние вопросов и то как они будут заданы. Ему необходимо разработать только форму, которая четко определит необходимую информацию, чтобы «полевой»  работник мог точно ее записать, а также упрощает процесс кодирования, учета и анализа данных.

Формы наблюдения должны указывать  кто, где, когда, почему и как исследует поведение.  Форма расположения и восприятия форм для записи результатов должны отвечать требованиям, сформулированным для анкет. Хорошо разработанная форма позволяет записывать каждое наблюдение, но не подытоживать их, так как это приведет к ошибке. Так же как и анкета формы для записи результатов нуждаются в предварительным тестировании.

Необходимо организовать постоянное общение со своими действительными и потенциальными потребителями, наладить обратную связь, чтобы знать , где им удобно купить данный продукт, на рекламу какого вида он лучше всего реагирует, что его в рекламе раздражает, на изделие каких фирм и почему они обращают внимание, сравнивая ваши продукты с конкурентами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.        Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.

Информация о работе Составление анкет