Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 16:00, контрольная работа
1. Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)
2. Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.
1. Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)
2. Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.
1. Разработка форм для сбора данных: опросный лист (анкета)
Опрос и наблюдение – основные методы получения количественной первичной информации. Оба метода требуют некоторой стандартизации процесса сбора данных, чтобы они были внутренне согласованными и могли анализировать единообразно и последовательно. Стандартизированная анкета обеспечит сравнимость данных, увеличит скорость и точность записи, обеспечит обработку данных.
Анкета – это структурная форма сбора данных, состоящая из серии вопросов, объединенных общей темой и направленных на выявление количественных или качественных характеристик объекта анализа, письменных или устных, на которые необходимо ответить респонденту. Разрабатывается индивидуально каждой фирмой исходя из специфики своей деятельности.
Анкета — является весьма тонким и гибким инструментом исследований, в котором важны типы и формулировки вопросов, их количество, последовательность и корректность, поэтому ее составлению предшествует большая работа. Перечень возможных вопросов не поддается жесткой регламентации. Каждый исследователь в зависимости от целей, объекта анализа и собственного опыта предлагает свой набор и формулировки вопросов. При этом анкета должна строиться так, чтобы четко просматривалась ее внутренняя логика.
Анкета всегда нуждается во вводной части. В ней указывается, кто и с какой целью проводит опрос; дается инструкция заполнения анкеты; указывается способ возврата заполненных анкет. Вводная часть должна подчеркивать уважительное отношение к опрашиваемым, пробуждать у них желание отвечать на вопросы, разъяснять, каким образом результаты опроса могут быть использованы в интересах потребителя (для расширения ассортимента товаров, повышения их качества, совершенствования уровня обслуживания и т.п.). Далее в анкете располагаются контактные вопросы. Их задача — заинтересовать собеседника, ввести в курс изучаемых проблем, провести «разминку». Эти вопросы должны быть относительно простыми, легкими: это убедит респондента, что он без труда может заполнить анкету.
Каждой поставленной задаче опроса должен соответствовать блок основных вопросов, которые можно разделить на закрытые, открытые и полузакрытые.
Закрытые вопросы предполагают выбор ответов из набора вариантов, приводимых в анкете. Основное преимущество вопросов данного типа состоит в том, что они позволяют использовать автоматизированную обработку данных. Однако у них есть и существенный недостаток: выбор ответов со стороны респондента ограничен — поэтому при использовании закрытых вопросов все значимые аспекты исследуемой проблемы обязательно должны быть отражены в предлагаемых респонденту вариантах ответов.
Основа любой анкеты – вопросы, которые можно классифицировать:
По содержанию (о реакции потребителя на данный продукт, его отдельные параметры, на уровень и форму обслуживания, на имидж фирмы и т.п.);
По форме (открытые и закрытые, прямые и косвенные);
По функции (основные, вспомогательные).
Следует помнить, что общее число вопросов в анкете не должно превышать 45. Это максимум, после которого внимание респондента снижается. Необходимо учитывать и то обстоятельство, может ли опрашиваемый быстро ответить на поставленный вопрос. Не следует задавать вопрос, при ответе на который респонденты могут испытывать неудобство или затруднения.
Достоинства и недостатки анкетирования можно представить в виде таблицы №1.
Таблица №1.
Преимущества и недостатки анкетирования
Преимущества | Недостатки |
1. Просты в применении | 1. Иногда респонденты не хотят или не могут предоставить необходимую информацию |
2. Позволяют устранить расхождения в результатах, вызванными различиями в техники опроса | 2. ответы на стандартизированные вопросы и вопросы с заданными вариантами ответов могут быть не достоверными для определенных данных |
3. Кодирование, анализ и интерпретация данных относительно несложны | 3. Достаточно сложно правильно формулировать вопросы анкет |
Маркетолог должен трансформировать интересующие вопросы в конкретные вопросы анкеты. Два схожих метода постановки вопроса могут дать разную информацию.
Анкета должна создавать настроение, мотивацию и поощрять респондента к участию в опросе, стимулировать стремление к сотрудничеству и завершению процесса заполнения анкеты. Незавершенный опросы дают весьма ограниченные данные.
Разработка анкеты проводится в несколько этапов (рис.1.).
Определение необходимое информации |
|
Выбор способа опроса |
|
Определения содержания отдельных вопросов |
|
Общая постановка вопросов для преодоления нежелания респондента отвечать |
|
Определения структуры вопросов |
|
Словесная формулировка вопросов |
|
Последовательность расположения вопросов |
|
Определение формы и расположения вопросов |
|
Разработка оформления анкет |
|
Устранение недостатков при предварительном тестировании |
Рис. 1. Процесс разработки анкет
Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам. Их назначение — проверка достоверности данных.
Завершают анкету заключительные вопросы. Их цель — снятие психологического напряжения у респондента (например, «Не утомила ли Вас наша беседа?»). В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.).
В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность опрашиваемому за участие в исследовании.
Повышению качества анкет и успешному проведению с их помощью сбора данных будет способствовать выполнение следующих рекомендаций.
1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию вопросов:
o вопросы должны быть простыми и понятными;
o вопросы должны быть однозначными;
o вопросы должны быть нейтральными (исключающими придание ответам определенной направленности);
o каждый вопрос должен быть настолько конкретен, насколько это возможно;
o следует использовать общепринятую терминологию.
2. Соблюдение принципов построения анкет:
o инструкции и указания должны размещаться до соответствующих вопросов;
o порядок вопросов: от простых — к сложным, от общих — к специальным, от непринужденных — к деликатным;
o не следует применять слишком много различных инструментов;
o сначала размещаются вопросы, устанавливающие доверие, затем вопросы по существу, затем, если это необходимо, — контрольные и, наконец, — вопросы о личности;
o самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления,
активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу ан
кеты сложность вопросов должна снижаться.
3. Выбор оптимального объема анкет:
o громоздкие анкеты вызывают большое число отказов респондентов;
o короткие анкеты создают впечатление незначительности обсуждаемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкретного человека;
o максимальное время, необходимое для заполнения анкеты, при
почтовом опросе не должно превышать 20—30 мин.
4. Предварительная оценка качества анкет:
o разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;
o проводится пробный опрос небольшой (10—15 человек) группы людей, на основе которого осуществляется доработка и уточнение анкеты.
5. Обеспечение привлекательности анкет:
o внешний вид анкеты оказывает влияние на склонность респондента к сотрудничеству (особенно при проведении почтовых опросов);
o используемый шрифт должен быть отчетливым и четким, вопросы должны отделяться друг от друга;
o необходимо предусмотреть наличие свободного места для ответов на открытые вопросы.
Формы записей результатов наблюдений составлять несколько проще чем анкеты. Исследователю не нужно принимать во внимание психологическое влияние вопросов и то как они будут заданы. Ему необходимо разработать только форму, которая четко определит необходимую информацию, чтобы «полевой» работник мог точно ее записать, а также упрощает процесс кодирования, учета и анализа данных.
Формы наблюдения должны указывать кто, где, когда, почему и как исследует поведение. Форма расположения и восприятия форм для записи результатов должны отвечать требованиям, сформулированным для анкет. Хорошо разработанная форма позволяет записывать каждое наблюдение, но не подытоживать их, так как это приведет к ошибке. Так же как и анкета формы для записи результатов нуждаются в предварительным тестировании.
Необходимо организовать постоянное общение со своими действительными и потенциальными потребителями, наладить обратную связь, чтобы знать , где им удобно купить данный продукт, на рекламу какого вида он лучше всего реагирует, что его в рекламе раздражает, на изделие каких фирм и почему они обращают внимание, сравнивая ваши продукты с конкурентами.
2. Составить стандартизированную открытую анкету для изучения потребительского спроса на товар Вашего предприятия. Необходимо представить не просто анкету (как конечную форму), а ее «скелет». То есть анкета разбивается на структурные элементы, объясняется целесообразность использования каждого вопроса, почему использован тот или иной вариант шкалы, как вопрос сообразуется с целями анкетирования и т.д.