Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2013 в 13:51, лекция
Одним из основных требований, диктуемых рыночной экономикой, является необходимость производства продукции такого количества и качества, которое может быть использовано потребителями. Без его выполнения практически недостижима главная цель любого предпринимателя – получение максимальной прибыли. Оно предусматривает рациональное использование все уменьшающихся ресурсов. Невыполнение этого требования делает весьма проблематичным включение российской экономики в международное разделение труда.
Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.
Тема 1. Социальные основы маркетинга, Процесс управления маркетингом
1.Сущность и содержание маркетинга
Одним из основных требований, диктуемых
рыночной экономикой, является необходимость
производства продукции такого количества
и качества, которое может быть
использовано потребителями. Без его
выполнения практически недостижима
главная цель любого предпринимателя
– получение максимальной прибыли.
Оно предусматривает
Совокупность процессов, в ходе которых происходит согласование интересов производителей и потребителей, получила название маркетинга.
Существует множество
В условиях дефицита товаров наиболее
оправдана концепция
Концепция совершенствования товара альтернативна предыдущей. Она направлена на постоянное улучшение качества производимого товара и расширение его потребительских свойств. Такая товарная ориентация производителя, повышающая эксплуатационную характеристику продукта, в большей мере способствует привлечению клиентов, которые получают возможность полнее удовлетворять свои потребительские запросы.
Сбытовая концепция маркетинга ориентирована на более интенсивное информирование потребителя о достоинствах предлагаемого товара и стимулирование его покупок. Активная рекламная кампания способна существенно интенсифицировать потребительский спрос, а, будучи дополненной спектром оказываемых недорогих сопутствующих услуг (по упаковке, транспортировке и т. д.), может значительно увеличить объемы продаж. Однако такой эффект, стимулирующий сбыт, не может быть продолжительным, положительный результат реализации такой концепции обычно оказывается кратковременным.
Потребительская концепция маркетинга
состоит в первоочередном удовлетворении
запросов потребителя. Ее суть выражена
лозунгом-призывом: «Любить клиента,
а не товар». Она состоит в предварительном
изучении интересов потребителя, его
желаний и предпочтении, а затем
– в организации их удовлетворения.
Поэтому производство товаров или
услуг в этой концепции является
средством для достижения цели, а
не самой целью. Сосредоточенность
на нуждах потребителя и их удовлетворении
делает такой подход весьма эффективным.
Но он вместе с тем вызывает и
несогласованность между
Наиболее обобщенной и целостной
является концепция социально-этического
маркетинга. Она предполагает достижение
сбалансированности трех главных факторов,
обусловливающих состояние
2.История возникновения маркетинга
Прежде чем говорить о
развитии маркетинговых услуг
в российской экономике,
На Дальнем Востоке маркетинг
возник очень давно, долгое
время не находя
Экономическая революция,
3) Цели, задачи, принципы и функции маркетинга
В современную эпоху запросы
потребителей быстро растут и становятся
чрезвычайно
Главная цель маркетинга -- ориентация на потребителя. Компании (предприятия) достигают успеха в хозяйственной и коммерческой деятельности только тогда, когда их целью становится удовлетворение нужд потребителя. Вместе с тем задача маркетинга -- не только увеличить спрос, но и пытаться воздействовать на него так, чтобы он соответствовал предложению.
Перед современным маркетингом как рыночной концепцией управления стоят следующие задачи
тщательно и всесторонне изучать рынок, спрос, вкусы и желания потребителей;
приспосабливать производство к этим требованиям, выпускать товары, отвечающие спросу;
воздействовать на рынок и общественный спрос в интересах фирмы.
Эти задачи маркетинга предопределяют и его основные функции:
комплексное изучение рынка и направлений маркетинговой деятельности;
планирование товарного
формирование спроса, организация рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта;
планирование сбытовых операций;
управление товародвижением;
организация до- и послепродажного обслуживания покупателей;
формирование ценовой политики.
Маркетинг основывается на следующих принципах:
1. Нацеленность на достижение
конечного практического
2. Применение в единстве и
взаимосвязи тактики и
3. Направленность деятельности
не на сиюминутный, а на
Принципы маркетинга, таким образом, направлены на достижение наилучших конечных результатов деятельности предприятий, обеспечение долговременной успешной работы предприятия, активное приспособление к требованиям потенциальных покупателей и формирование потребностей и спроса.
Функции маркетинга как вида деятельности по исследованию и формированию целевых рынков, стимулированию производства товаров включает разнообразные действия.
1. Анализ внешней (по отношению
к предприятию) среды, в
2. Рыночные исследования. Основное место в низе занимают анализ потребителей, как актуальных (действующих, покупающих продукцию предприятия), так и потенциальных (которых еще требуется убедить стать покупателями продукции фирмы Х» В процессе анализа исследуются демографические, экономические, географические и другие характеристики потребителей и процессы приобретения товаров.
3. Изучение существующих и
4. Планирование товародвижения
и сбыта, включая создание
также агентских сетей.
5. Обеспечение формирования
6. Обеспечение ценовой политики,
которая заключается в
7. Удовлетворение технических и
социальных норм
8. Управление маркетинговой
В маркетинговом процессе участвуют: производитель товара, посредник и потребитель, это основные субъекты маркетинга, осуществляющие маркетинговые функции.
4Понятие маркетинговой деятельности
В условиях растущей конкуренции каждый
предприниматель рано или поздно
осознает необходимость получения
маркетинговых услуг. Компании открывают
вакансии директоров по маркетингу, создают
регулярно функционирующие
Информация о работе Социальные основы маркетинга, Процесс управления маркетингом