Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2014 в 17:12, контрольная работа
В условиях быстро меняющейся ситуации и жесткой конкурентной борьбы организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Отсутствие стратегии в организации приводит к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. Исходя из вышесказнного - деятельность, которая направлена на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации распределения ресурсов и является стратегическим управлением.
1.Сущность стратегического управления – 3 ст.
2.Этапы стратегического управления – 12 ст.
3.Стратегическое управление на ООО «Альфа-Текс» –14 ст.
Министерство образования и науки, молодежи и спорта Украины
ГВУЗ "Национальный горный университет"
Контрольная работа по дисциплине:
«Стратегическое управление предприятием»
Тема: Стратегия управления предприятия «Альфа -Текс»
Подготовила:
ст.гр.М- МК-13
Лыходий О.Ю.
Проверила:
проф. Решетилова Т.Б.
Днепропетровск – 2013
Содержение
1.Сущность стратегического управления – 3 ст.
2.Этапы стратегического управления – 12 ст.
3.Стратегическое управление на ООО «Альфа-Текс» –14 ст.
1. СУЩНОСТЬ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1 Понятие стратегического управления
В условиях быстро меняющейся ситуации и жесткой конкурентной борьбы организации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения, которая позволит успевать за изменениями, происходящими в их окружении.
Отсутствие стратегии в организации приводит к поражению в рыночной борьбе. Это происходит из-за того, что, во-первых, организации планируют свою деятельность исходя из того, что окружение не будет меняться, либо в нем не будет происходить качественных изменений. Во-вторых, планирование начинается с анализа внутренних возможностей и ресурсов организации. Исходя из вышесказнного - деятельность, которая направлена на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе проведения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации распределения ресурсов и является стратегическим управлением.
Стратегическое управление – это управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал, как на основу организации, ориентирует производство на запросы потребителей, осуществляет гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, в соответствии с изменениями окружающей среды и позволяет добиваться конкурентных преимуществ, которые в свою очередь позволяют организации выживать и достигать своей цели в долгосрочной перспективе .
Стратегическое управление также является обоснованием и выбором перспективных целей развития предприятия и повышения его конкурентоспособности, их закрепление в долгосрочных планах, и разработка целевых программ, обеспечивающих достижение намеченных целей.
Стратегическое управление можно рассматривать как совокупность пяти взаимосвязанных управленческих процессов (рис. 1.1):
1) анализ среды;
2) определение миссии и целей;
3) выбор стратегии ;
4) выполнение стратегии;
5) оценка и контроль выполнения.
Рис. 1.1. Пять задач стратегического управления
Исходным
процессом стратегического
Анализ среды предполагает изучение трех ее частей: макроокружения, конкурентной среды, внутренней среды .
Анализ макроокружения, включает в себя изучение влияния следующих компонентов среды:
- состояние экономики;
- правовое регулирование и управление;
- политические процессы;
- природная среда и ресурсы;
- социальная и культурная составляющие общества;
- научно-техническое и
технологическое развитие
- инфраструктура и т. п.
Конкурентная среда анализируется по следующим составляющим:
- конкуренты внутри отрасли;
- покупатели;
- поставщики;
- потенциальные новые конкуренты;
- производители возможной замещающей продукции.
Анализ каждого из данных пяти субъектов конкуренции производится с точки зрения конкурентной силы и конкурентных возможностей.
Анализ внутренней среды, помогает раскрыть внутренние возможности и потенциал фирмы, на который может рассчитывать в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей, а также позволяет лучше уяснить цели организации, более верно сформулировать миссию. Важно всегда помнить, что организация не только производит продукцию для окружения, но и обеспечивает существование своим работникам, предоставляя им работу, возможность участия в прибылях, создавая для них социальные условия и т. п.
Анализ внутренней среды производится по следующим направлениям: кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы; научные исследования и разработки; производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики; финансы фирмы; маркетинг; организационная культура.
Одним из процессов стратегического управления является определение миссии и целей, которое включает в себя: определение миссии фирмы, определение долгосрочных целей, определение краткосрочных целей. Основная общая цель предприятия - четко выраженная причина его существования – миссия предприятия. Цели вырабатываются для осуществления этой миссии.
Миссия обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных организационных уровнях. Формулировка миссии предприятия должна содержит:
- выяснение, какой предпринимательской деятельностью занимается фирма;
- определение рабочих принципов фирмы под давлением внешней среды;
- выявление культуры фирмы.
Долгосрочная цель имеет срок планирования, пять лет. Краткосрочная цель представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах года.
Если цели правильно сформулированы, известны работникам и приняты ими к исполнению, то они будут значимой частью процесса стратегического управления.
Определение миссии и целей фирмы раскрывает смысл её функционирования и стремлений. Что помогает выбрать стратегию поведения.
Процесс анализа и выбора стратегии считается основой стратегического управления. С помощью специальных приемов организация определяет, как она будет достигать своих целей, и реализовывать свою миссию.
От конкретной ситуации, в которой находится фирма принципиально зависит определение её стратегии. Но существуют общие подходы к формулированию стратегии.
При определении стратегии необходимо рассмотреть три основных области. Первая область связана с лидерством в минимизации издержек
производства. Вторая область выработки стратегии связана со специализацией
в производстве продукции. Третья
область определения стратегии
относится к фиксации определенного сегмента
рынка и концентрации усилий фирмы на
выбранном рыночном сегменте.
Существует большое количество видов стратегий, которые в свою очередь основываются на нескольких базовых стратегиях, каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии внутренней и внешней среды.
Рассмотрим некоторые виды стратегий:
Эту стратегию применяет большинство организаций в сложившихся отраслях со стабильной технологией. При стратегии ограниченного роста цели развития устанавливаются «от достигнутого» и корректируются на изменяющиеся условия .
Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющейся технологией. Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня
развития над уровнем предыдущего года.
Эта стратегия выбирается организациями реже всего. Для нее характерно установление целей ниже уровня, достигнутого в прошлом. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.
Эта стратегия представляет собой любое сочетание рассмотренных альтернатив ограниченного роста, роста и сокращения. Комбинированной стратегии, как правило, придерживаются крупные организации, которые активно функционируют в нескольких отраслях.
Базовые стратегии служат вариантами общей стратегии организации.
Для успешной реализации стратегии необходимо, чтобы, во-первых, цели, стратегии и планы были хорошо доведены до работников с тем, чтобы добиться с их стороны как понимания того, что делает фирма, так и неформального их вовлечения в процесс реализации стратегий, в частности добиться выработки у сотрудников обязательств перед фирмой по реализации стратегии. Во-вторых, руководство должно не только своевременно обеспечивать поступление всех необходимых для реализации стратегии ресурсов, но и иметь план реализации стратегии в виде целевых установок и фиксировать достижение каждой цели.
Каждый уровень руководства в процессе реализации стратегий решает свои определенные задачи и осуществляет закрепленные за ним функции.
Последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении
является оценка и контроль выполнения стратегий. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и целями организации. Основными задачами контроля являются:
- определение того, что и по каким показателям проверять;
- оценка состояния контролируемого объекта в соответствии с принятыми стандартами, нормативами или другими эталонами;
- выяснение причин отклонений, если они выявлены в результате проведенной оценки;
- корректировка, если она необходима и возможна.
При контроле выполнения стратегий эти задачи приобретают определенную специфику, обусловленную тем, что стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей фирмы, что принципиально отличает стратегический контроль от управленческого или оперативного контроля, так как он сфокусирован на дальнейшей реализации принятых стратегий и реализации поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться стратегий, а так же целей фирмы.
1.2 Функции стратегического управления
Стратегическое управление предполагает реализацию следующих функций:
- определение целей фирмы с учетом рыночной ситуации;
- определение средств достижение этих целей;
- сегментация (разделение общей цели на подцели);
- разработка соответствующих перспективных планов и программ.
Все виды менеджмента взаимосвязаны. Любой менеджер выполняет административные функции, руководит персоналом, участвует в выборе целей своей деятельности и средств ее достижения. Директор малого предприятия и тем более индивидуальный предприниматель сам выполняет все или большинство функций. Лишь с увеличением размеров фирмы появляется возможность закрепить их за разными сотрудниками или отделами управления. Однако во всех случаях целесообразно различать и анализировать виды менеджмента, поскольку для них характерны особые средства и методы управления, навыки и приемы.
Стратегический менеджмент - основа управления предприятием. Установление целей развития и средств их достижения определяет задачи всех видов менеджмента.
1.3 Основные принципы
В современных условиях выделяют основные принципы и тенденции стратегического управления организацией.
Первым принципом является разделение управления имуществом и производством. Согласно российскому законодательству, в акционерном обществе только собрание акционеров-собственников может принимать решения об изменении уставного капитала, продаже, покупке, сдаче в аренду дорогостоящего имущества, распределении прибыли, эмиссии ценных бумаг, реорганизации предприятий, открытии и закрытии филиалов. В то же время собственник не вправе вмешиваться в управление производством. Арендодатель следит за изменением стоимости своего имущества, соотношением активов и пассивов, прибылей и убытков, внесением арендной платы, но не может указывать арендатору условия реализации продукции и распределения доходов.
Второй принцип, который можно выделить, является основой стратегии предприятия - планирование доходов и расходов.
В условиях кризиса или постоянного риска его развития, необходимо вкладывать средства в надежные и перспективные проекты, которые не только обеспечат заданный уровень доходности, но и укрепят рыночные позиции фирмы. Высокий уровень риска (зависимость ожидаемой выручки от изменения цен на ресурсы, ссудного процента, темпов инфляции, валютного курса и других независящих от предприятия факторов) компенсируется повышенной эффективностью вложений. В первом приближении для её оценки используется коэффициент окупаемости капиталовложений (КОК):
Информация о работе Стратегия управления предприятия «Альфа -Текс»