Сущность руководства, власти и влияния в управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2014 в 19:01, контрольная работа

Краткое описание

1. Сущность руководства, власти и влияния в управлении. Формы власти и влияния: их достоинства, недостатки.
2. Убеждения и участие как формы влияния. Правила убеждения. Способы привлечения работников к участию в управлении предприятием как ре¬зерв повышения эффективности менеджмента в современных условиях (участие в прибылях, капитале , управлении предприятия).

Вложенные файлы: 1 файл

руководства хорошая версия.docx

— 38.62 Кб (Скачать файл)
  1. Сущность руководства, власти и влияния в управлении. Формы власти и влияния: их достоинства, недостатки.

 

        Руководство - процесс влияния на подчиненных, является способом заставить их работать на достижение единой цели. Руководить (в бизнесе) - означает быть способным заставить весь коллектив стремиться к выполнению задач, стоящих перед организацией. Руководство как единый процесс может быть, разбит на отдельные действия и шаги руководителя. Они направлены на достижение промежуточных, оперативных целей. Руководство непосредственно связано с оказанием влияние на подчиненных, учеников, друзей и т.п. Готовность персонала следовать приказам и распоряжениям руководителя, определяется следующими факторами:

  1. Степенью понимания смысла распоряжения;
  2. Совместимостью распоряжений с индивидуальными потребностями и интересами сотрудников;
  3. Интеллектуальными и физическими способностями подчиненных;
  4. Личных взаимоотношений;
  5. Организаторских талантов руководителя;
  6. Качества руководства;
  7. Мотивации.

          Одним из элементов руководства является обязательное наличие общей цели, на достижение которой будет направлены совместные усилия. Личные цели отдельных индивидов заставляют менеджера либо выполнить их для достижения общей задачи, либо подчинить их достижению общей цели, либо они не должны мешать достижению целей организации. Чтобы подчинить цели индивида целям группы руководитель должен применить всю свою энергию, а иногда и власть [1].

Для быстрого и эффективного достижения цели менеджер должен координировать работу и мотивировать персонал для  выполнения ее. Ключ к мотивации  персонала следует искать так, чтобы  выборочно использовать тот вид  воздействия, который соответствует  конкретным обстоятельствам, применим к конкретному сотруднику. Индивидуальная мотивация требует знаний характеров, темпераментов, способностей и других качеств сотрудников. Для мотивации группы существуют определенные правила и менеджеру необходимо их знать. Удачно созданная руководителем группа (когда распределение официальных должностей соответствует ролям, которые играют люди в повседневной жизни, а не симпатиям менеджеров) работает ровно, без срывов, и большинство проблем решает без конфликтов, заинтересована в конечных результатах. Воодушевленная главной идеей группа добивается поставленной перед ней цели и с готовностью принимается за новую задачу, поставленную перед ней. Руководитель оценивает ситуацию и принимает решение, подбирает персонал и распределяет задания, контролирует работу и осуществляет мотивацию. [2].

         Власть - возможность оказывать определенное влияние (воздействие) на поведение людей с помощью права распоряжаться чем-либо, авторитета, подчинения своей воле. В свою очередь, влияние - поведение одного человека, которое вносит изменение в образ мыслей и действия другого человека [3].

Власть и влияние являются средствами, которыми располагает руководитель для решения деловых ситуаций. Поскольку менеджер имеет власть над подчиненными, они зависимы от него по вопросам объема выполняемой  работы, расширения полномочий, продвижения  по службе, повышение заработанной платы, удовлетворения социальных потребностей. Однако в определенной степени и  подчиненный имеет власть над  руководителем. Поэтому менеджер должен поддерживать в коллективе разумный баланс власти. Баланс власти - это ситуация в управлении, когда уровень влияния облеченного властью руководителя на подчиненного равен степени зависимости этого подчиненного от руководителя. Источник власти - контроль руководителя над ресурсами, используемыми для удовлетворения каких-либо потребностей подчиненного.  
Обычно различают три источника власти. Сначала власть принадлежит непосредственно основателям компании (или отдельной личности, её основавшей) - власть личности (первый источник власти). Это их волей, желаниями и усилиями создаётся предприятие. Основатели несут за него полную ответственность, порой рискуя для её создания личными сбережениями.  
После того как предприятие создано, появляется второй источник власти - власть собственников. Этой властью обладают как основатели компании, так и её инвесторы по праву владения всем имуществом предприятия.  
Однако когда оно начинает функционировать как самостоятельная организация, его деятельность начинает зависеть также от сотрудников предприятия, поставщиков и потребителей. Теперь компания представляет собой организационную структуру, являющуюся источником её мощи и власти. Это третий источник власти - власть самого предприятия.

          Френч и Рэйвен разработали классификацию основ власти. Известно 5 основных форм:

  1. власть, основанная на принуждении, влияние через страх. Человек ощущает страх, когда напрямую угрожают его потребности выживания или защищенности. Множество потребностей удовлетворяется именно на рабочем месте. Появляется страх потерять работу, намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий, понижение в должности. Влияние через страх может быть эффективным тогда, когда человека поймают в момент «неуставного поведения». Это не помогает делу, а ведет к снижению производительности труда и высокой текучести кадров. Эта форма власти и влияния может работать в течение короткого времени, так как у работника будет накапливаться чувство обиды и, в конечном счете, отрицательно скажется на результатах работы;
  2. власть, основанная на вознаграждении, влияние через положительное подкрепление. Подчиненный позволяет властвовать над собой и делать то, что добивается от него руководитель, но в обмен на вознаграждение. Чтобы повлиять на поведение исполнителя, вознаграждение должно быть ценным для него. То есть власть, основанная на вознаграждении, будет действенной в том случае, когда руководитель сможет правильно определить, что в глазах подчиненного представляет истинную ценность и реально предложить ему это вознаграждение. Эта форма может дать хорошие результаты, если будет иметь честную основу. Однако нужно помнить, что ресурсы организации ограничены. Обещать можно, конечно, что угодно, а вот выполнить обещанное уже гораздо сложнее, и тогда власть может оказаться под угрозой;
  3. законная власть, влияние через традиции. В основе лежит формальное положение руководителя в иерархии, в силу которого подчиненные обязаны выполнять его распоряжения. Эта форма власти будет действенной только при условии, что подчиненный усвоил ценности, которые дадут ему возможность поверить, что руководитель способен удовлетворить потребности в защищенности и принадлежности. (Влияние через традиции основывается на вере в ценности и авторитет руководителя, в его способность быть «отцом родным»). Признавая влияние через традиции, человек получает взамен чувство принадлежности к организации. Только работая в ней, он может полностью ощутить себя личностью, чувствовать себя защищенным, удовлетворять другие потребности. Данная форма власти поощряет, прежде всего, тех, кто ей покорен, а не тех, кто больше всего приносит пользы и имеет высокую компетенцию, поскольку они-то как раз традициям подвластны менее всего. Поэтому традиции могут действовать и во вред организации - так как консерватизм, яростное сопротивление всему новому (мы всегда поступали так, а не иначе и это приносило пользу) не способствуют росту эффективности;
  4. власть примера, влияние с помощью харизмы. Харизма - это власть, построенная на силе и привлекательности личных качеств и способностей руководителя, в силу которых он становится лидером. На подсознательном уровне подчиненные ожидают, что выполнение того, что требует руководитель, сделает их похожими на него или хотя бы вызовет уважение окружающих. Поэтому подвластны чаще слабые люди, хотя перед выдающимися личностями пасуют практически все. Харизматические руководители характеризуются тем, что как бы излучают энергию, заряжая ею окружающих. Они обладают независимым характером, имеют привлекательную внешность, умеют говорить, держаться на людях, чувствуют себя комфортно в любой обстановке;
  5. власть эксперта, влияние через разумную веру. Власть основывается на разумной вере в знания и компетенцию руководителя. Эта форма власти менее устойчивая, чем власть, основанная на примере. Завоевывается она намного медленнее, ведь для того, чтобы убедиться в руководителе, нужно немало времени. Но она оказывается сильнее, поскольку знания сегодня в цене. Влияние разумной веры меняет баланс власти. Поскольку руководителю нужна информация и рекомендации подчиненного, власть последнего растет. То есть временно у подчиненного может оказаться больше власти, чем у руководителя [4].

 

2.Убеждения и  участие как формы влияния.  Правила убеждения. Способы привлечения   работников  к участию в управлении  предприятием  как резерв повышения эффективности менеджмента в современных условиях (участие в прибылях, капитале ,управлении предприятия).

 

        К современным формам влияния относится убеждение и участие.

Коллектив может достичь  поставленных целей с большей  вероятностью и с меньшими издержками, если мнения членов коллектива о необходимости  достижения цели и об используемых средствах совпадают с мнением  руководителя. Поэтому достижение единства мнений является одним из важнейших  аспектов деятельности руководителя. Знание этого аспекта существенно  возрастает в последнее время, когда  интеллект, профессиональные знания и  навыки, материальное и социальное положение работников и руководителя находятся примерно на одном уровне и когда становится все труднее  реализовывать власть, основанную на принуждении, материальном вознаграждении, традициях и др.

          В этих условиях успех руководителя все в большей степени начинает зависеть от его способности создать благоприятный социально-психологический климат в коллективе и от его умения убедить подчиненных в том, что их личный успех во многом определяется достижением целей, стоящих перед организацией. Следовательно, убеждение становится одним из важнейших методов управления.

      Убеждение - это эффективная передача своей точки зрения. Используя убеждение, руководитель молчаливо допускает, что исполнитель обладает какой-то долей власти, которая может уменьшить возможность руководителя действовать. Другими словами, руководитель признает зависимость от исполнителя. Активно добиваясь согласия, руководитель оказывает очень сильное воздействие на потребность исполнителя в уважении. Если исполнитель, в свою очередь, испытывает потребность в знаниях и авторитете, то сила влияния путем убеждения возрастает [6].

К недостаткам  убеждения относится:

    1. медленное воздействие на подчиненного - для того, чтобы кого- либо убедить в чем-либо, требуется затратить времени больше, чем на подготовку приказа. Для того, чтобы склонить его к мнению руководителя, необходима планомерная и часть долговременная работа;
    2. неопределенность - ни один руководитель, использующий убеждение, не может быть полностью уверен в том, что подчиненный, даже согласившись с ним, сделает то, что от него требуется; одноразовое действие - начиная какое-либо новое дело, руководитель, возможно, должен будет заново убеждать своих подчиненных в его необходимости и важности. Сглаживание   недостатков   убеждения   может   быть   достигнуто   за   счет   совместного использования с другими методами влияния;

        Основное преимущество убеждения заключается в том, что подчиненный прилагает максимально возможные усилия к достижению цели, поскольку считает, что, достигая поставленной цели, он удовлетворяет (или получает возможность удовлетворить) некоторые собственные потребности. Второе преимущество заключается в том, что не нужно проверять выполнение работы, так как он, по всей вероятности, постарается выполнить больше, чем минимальные требования.

        Влияние через участие (привлечение) работников в управлении. Руководитель направляет усилия исполнителя в нужном направлении, предоставляя ему необходимую информацию, помогая советом и реальным делом. При этом оба как бы объединяются для достижения единой цели, в которую искренне верят. Люди, вдохновленные потребностями высокого уровня (самовыражения и успеха), работают усерднее на ту цель, которая была сформулирована с их участием. Этот подход нужно использовать только в тех случаях, когда такие потребности являются активными мотивирующими факторами и при условии, что можно положиться на то, что исполнитель будет работать на цели, которые он сам выбрал.

Таким образом, мы можем отметить, что власть является основой управления людьми или руководства. Руководство представляет собой совокупность методов, с помощью которых руководитель побуждает подчиненных к действиям, направленным на достижение целей, стоящих перед организацией.

       Для осуществления эффективного общения важное значение имеет правильное использование приемов аргументации и убеждения.

Для налаживания эффективной  коммуникации желательно учитывать  и использовать ряд правил аргументации и убеждения. Рассмотрим их.

1.    Правило Сократа. Для получения положительного решения по важному для вас вопросу поставьте его на третье место, предпослав ему два коротких, простых для собеседника вопроса, на которые он наверняка без затруднения ответит вам «да». Два раза согласившись, человек снижает у себя уровень критичности восприятия чужих слов, и в третий раз он гораздо легче соглашается с вашим предложением. 2.      Правило Паскаля. Не загоняйте собеседника в угол. Дайте ему возможность «сохранить лицо», сохранить достоинство. «Ничто так не разоружает, как условия почетной капитуляции». (Покажите, что предлагаемое вами удовлетворяет какую-то из потребностей собеседника.) 

3.  Третье правило. Убедительность аргументов в значительной степени зависит от имиджа и статуса убеждающего. Высокое должностное или социальное положение, компетентность, авторитетность, поддержка коллектива повышают статус человека и степень убедительности его аргументов.

4.    Четвертое правило. Не загоняйте себя в угол, не понижайте свой статус проявлением признаков неуверенности, излишних извинений 5.     Пятое правило. Не принижайте статус собеседника, ибо любое проявление неуважения, пренебрежений к собеседнику вызывает негативную реакцию.

6.    Шестое правило. К аргументам приятного нам собеседника мы относимся благосклонно, к аргументам неприятного — с предубеждением. Приятное впечатление создается многими факторами: уважительным отношением, умением выслушать, грамотной речью, приятными манерами, внешностью.

7.   Седьмое правило. Желая переубедить, начинайте не с разделяющих вас моментов, а с того, в чем вы согласны с оппонентом.

8.     Восьмое правило. Проявите эмпатию, постарайтесь понять эмоциональное состояние другого человека, представить ход его мыслей, поставить себя на его место, сопереживать ему.

9.    Девятое правило. Будьте хорошим слушателем, чтобы понять

ход мыслей собеседника,

10.   Десятое правило. Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника.

11.  Одиннадцатое правило. Избейте слов, действий, могущих

привести к конфликту.

12.   Двенадцатое правило {правило Гомера). Очередность приводимых

аргументов влияет на их убедительность.Наиболее убедителен следующий порядок аргументов :сильные — средние — самый сильный.

        В современных условиях, когда делается упор на эффективное использование всех видов ресурсов, следует остановиться на резервах эффективного использования человеческих ресурсов, связанных с применением партисипативных методов управления[5].

          Партисипативными называют методы, основанные на совместном участии руководства предприятия и работников в управлении, включая процесс выработки и принятия управленческих решений. Партисипативное управление основано на принципах демократизации отношений между управляющими и рядовыми работниками, отказа от административно-командных методов руководства; на наличии организованного процесса выработки совместных решений, в котором принимают равноправное участие ,как представители руководства, так и рядовые сотрудники; на вовлечении всего персонала предприятия в процессы решения проблем; принципиальном изменении культуры производственных отношений, создания стиля управления, основанного на уважении к человеку, его правам, достоинству; на действенной системе мотивации к труду [7].

Основными видами участия  работников, их представителей в управлении организацией являются следующие.

Информация о работе Сущность руководства, власти и влияния в управлении