Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:59, курсовая работа
Основная цель, которую я ставила перед собой во время написания курсовой работы, это попытка разобраться в методах и технологиях чёрного пиара. В современном мире информация, умело и вовремя преподнесённая, превращается в мощное оружие. Хочется, чтобы это оружие не обращали против покупателей, избирателей, против обычных людей. Зачастую, в потоке информации, которая ежедневно опускается на нас (и особенно в больших городах), сложно разглядеть, где именно используется чёрный пиар. Именно поэтому для меня было важно понять то, какие существуют методы, и как они используются.
Институт международного права и экономики им. А.С. Грибоедова
Факультет журналистики
Технологии «чёрного» PR
Курсовая работа
студентки второго курса
группы PR и реклама
Конкиной Анны
Научный руководитель:
доктор политических наук,
профессор Шомова С. А.
Москва
2007
Содержание
Основная цель, которую я ставила перед собой во время написания курсовой работы, это попытка разобраться в методах и технологиях чёрного пиара. В современном мире информация, умело и вовремя преподнесённая, превращается в мощное оружие. Хочется, чтобы это оружие не обращали против покупателей, избирателей, против обычных людей. Зачастую, в потоке информации, которая ежедневно опускается на нас (и особенно в больших городах), сложно разглядеть, где именно используется чёрный пиар. Именно поэтому для меня было важно понять то, какие существуют методы, и как они используются.
Я убеждена, что тема моей курсовой работы крайне актуальна. Чёрный пиар проникает в самые разнообразные сферы общественной жизни. Мы встречаем его и в политике, и в торговле. Он распространяется довольно быстро, и становится всё более популярным средством очернения репутации конкурентов.
Во время написания своей курсовой работы, я использовала большое количество источников. Это были и книги, посвящённые чёрному PR, и Интернет-источники – информационные порталы, сайты политических партий, сайты о чёрном пиаре, а также газетные и журнальные статьи.
При подробном изучении темы моей курсовой, я наткнулась на Интернет-сайт, где велось подробное обсуждения того, что же такое чёрный PR, существует ли он вообще, и что называют чёрным PR в России. К своему удивлению, я обнаружила, что многие люди со знанием дела утверждают, что чёрного PR вообще не существует как такового. Точная цитата: «Чёрный PR существует только в голове тех, кто к пиару не имеет отношения. Это такая метафора, крайне субъективная». Эти слова меня очень удивили, и совершенно естественно то, что я захотела разобраться в том, почему существует такое мнение. Благодаря этому резкому выражению мнения некого Интернет-пользователя, тема моей курсовой работы ещё больше меня заинтересовала.
Некоторые теоретики, как я уже говорила, отрицают понятие «чёрный PR». Они считают, что пиар изначально несёт в себе положительный смысл, и поэтому не может быть чёрным. Например, Сэм Блэк в книге «PR – что это такое?» предлагает такое определение: «PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением посредством взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности»3. А значит, если исходить именно из этой позиции, то чёрного пиара не существует по определению. Так как его методы чаще всего не соответствуют таким словам как «гармония», «взаимопонимание», «правда и полная информированность».
PR ориентирован на
создание положительно имиджа
организации, идеи и личности
в сознании людей. Важно,
Но так как в мире существует множество определений PR, то не нужно ориентироваться только на один вариант. Можно сказать, что существует не чёрный PR, а чёрные технологии.
«В постперестроечный период многие бросились заниматься PR»1 . «Наиболее прямой путь распространения информации – конечно, через СМИ. Но как заставить СМИ подавать эту информацию в условиях их внезапно случившейся неподконтрольности? СМИ следовали своему интересу, и могли взять информацию, а могли и не взять, если она не работала на увеличение их тиражей»2. «Пресса не спешила брать новости бесплатно, то есть на правах паблисити, да и первые пиарщики не отличались креативом, чтобы создавать новости достойные паблисити» 1. «В России для таких случаев издавна существовал надёжный инструмент: подкуп. Передаваемый материал просто оплачивался, причём оплачивался не открыто, как реклама, ибо тогда он и размещался бы со всеми атрибутами рекламы, а не это нужно заказчикам. Материал оплачивался тайно, «чёрным налом», а поскольку при таких условиях его и прорабатывать как следует не требовалось – всё равно, мол, возьмут, - то и формировался он как попало, небрежно. Явно торчали “ослиные уши” заказной информации. В результате начало пиар-деятельности сразу ознаменовалось её трансформацией. С одной стороны, в откровенную рекламу – оплаченные рекламные статьи, продвигающие какой-то товар. С другой стороны, в ругательные статьи, разного рода поливания грязью конкурентов, которые иначе как чёрным пиаром и назвать невозможно. Традиционного незаметного профессионального пиара не оказалось!
Тонкость в том, что
по большому счёту, начинающие пиар-специалисты
проглядели главную особенность пиара
– незаметность, которую всегда сложно
организовать. Чтобы незаметно распространить
нужную информацию, необходимо создавать
информационные поводы»1.
Большинство методов чёрного PR переступают все нравственные принципы общественной жизни. Но, к сожалению, в нашей жизни вполне уместно использование и восприятие нечестных форм и способов конкурентной борьбы.
Если обобщить категории технологий чёрного PR, то существуют:
Существует большое количество конкретных методов. Это только некоторые из них:
«Наступление эры компьютеров и электронных коммуникаций привело к появлению информационного общества. Информация стала важнейшим ресурсом, а средства её доставки – важнейшими производственными мощностями. Интернет остаётся единственной информационной средой, не охваченной тотальным контролем.
Современные информационные технологии в первую очередь стали использовать профессионалы от информации: журналисты, рекламщики, пиарщики. Собственно, сам современный пиар стал возможен во многом благодаря развитию новых технологий. Чёрный пиар также не замедлил воспользоваться этими возможностями, тем более именно для дискредитации так хорошо подходят некоторые их особенности: массовый охват, быстрота изменения и доставки информации, анонимность, то есть безответственность. Несомненная привлекательность новых технологий – их интерактивность. Это важно для потребителя – не тупо внимать вливаемой информации, а иметь возможность ответить или вступить в диалог. Информация, полученная в результате интерактивного обмена, вызывает значительно больше доверия, а значит, и срабатывает эффективнее.
Что касается использования Сети в чёрном пиаре, то за примерами далеко ходить не надо. Знаменитый сайт compromat.ru не раз сыграл свою роль в самых развёрнутых кампаниях чёрного пиара и ещё сыграет. Говорят, этот сайт регулярно просматривают политики и политологи всего мира, даже из Белого дома он виден.
Новое по сравнению с
традиционными ресурсами
Блоги широко используются в пиаре, и чёрном, и белом, примеров уже сейчас миллионы. Практически изначально блоги стали инструментом распускания слухов и раздувания скандалов. Простая и понятная структура дала возможность управлять этими процессами для формирования мнений и событий.
Известен случай, когда сеть магазинов Wal-mart купила блоггера для собственного пиара в сети. Это каким-то образом открылось, и рухнула репутация не только блоггера, но и заказчика. Чёрный пиар идёт в блогах широко, появились специализированные агентства. Например проект «Скрытый маркетинг» предлагает услуги по изменению имиджа товара, созданию информационного всплеска путём увеличения количества упоминаний силами купленных 2 тыс. блоггеров».
Также к новым методам чёрного пиара можно отнести:
«Чёрный» пиар в политической сфере
“Грязные” избирательные технологии применяются давно. Разве что в последние годы более широко и в интересах различных, а не одной единственной партии.
«Сегодня практически ни одни выборы не обходятся без привлечения профессионалов в области пиара. Те или иные законодательные ограничения по предоставлению возможностей агитации в СМИ и т.д. не имеют большого значения. Важна проработанность ставших уже стандартными составляющими технологии избирательной кампании, а именно:
Разумеется, бюджет избирательной кампании подразделяется на формальный, для отчёта перед избиркомом, и теневой, реальный, который может значительно отличаться, в зависимости от того, как умело спрятаны следы пиар-деятельности за ширмой «бесплатных» публикаций, например.
Простейшие приёмы
Ни одно агентство, конечно,
не представит отдельной строкой
в бюджете расходы на чёрный пиар.
Всё это учитывается в