Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2014 в 22:55, реферат
Российский бизнес все активнее оперирует терминами «корпоративная социальная ответственность», «социальные инвестиции». Между тем реальная социальная политика компаний нередко ограничивается обычной благотворительностью. Данная работа посвящена ответам на вопросы: что есть КСО? Чем отличается КСО западных и российских компаний? В чем заключается социальная ответственность бизнеса? И может ли она приносить выгоду?
В международном понимании корпоративная социальная ответственность (КСО) трактуется как добровольный вклад бизнеса в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Социально значимые вопросы давно стоят в центре внимания общественности, поэтому компании пытаются по мере сил «вести себя хорошо», не наступая на больные мозоли общественному мнению. Levi Strauss & Co в 1995 г. была вынуждена свернуть контракты с Бирмой (ныне Мьянма) по причине нарушения прав человека в этой стране. Российские компании активно выходят на мировые рынки и уже поэтому вынуждены играть по правилам цивилизованного бизнеса. Компания «ЛУКОЙЛ» объявила о введении международных стандартов экологической сертификации ISO и OHSAS, а вскоре после этого приобрела в США компанию Getty Petrolium с сетью ее заправок. «Вимм Билль Данн» получила международный сертификат соответствия British Retailer Consortium, после чего стала активно продвигать свой брэнд за рубежом.
При этом западные компании отнюдь не воспринимают КСО как благотворительную деятельность. В мировой практике деятельность в области КСО воспринимается как прагматичное направление бизнеса и является одним из инструментов, который позволяет, например, повышать деловую репутацию бизнеса, капитализацию компании, устанавливать эффективные и сбалансированные отношения с государством, акционерами, потребителями, персоналом, партнерами, местными сообществами.
Российский бизнес все активнее оперирует терминами «корпоративная социальная ответственность», «социальные инвестиции». Между тем реальная социальная политика компаний нередко ограничивается обычной благотворительностью. Данная работа посвящена ответам на вопросы: что есть КСО? Чем отличается КСО западных и российских компаний? В чем заключается социальная ответственность бизнеса? И может ли она приносить выгоду?
Противоположные по своему характеру
выводы о том, что следует понимать под
концепцией социальной ответственности,
порождаются спорами о целях организаций.
С одной стороны, есть люди, рассматривающие
организацию как экономическую целостность,
обязанную заботиться только об эффективности
использования своих ресурсов. Поступая
таким образом, организация выполняет
экономическую функцию производства продукции
и услуг, необходимых для общества со свободной
рыночной экономикой, обеспечивая одновременно
работу для граждан и максимальные прибыли
и вознаграждения для акционеров.
Согласно этой точке зрения, истинная
роль бизнеса состоит в использовании
энергии и ресурсов в деятельности, направленной
на увеличение прибыли при условии, что
он придерживается правил игры и участвует
в открытой конкурентной борьбе, не прибегая
к мошенничеству и обману. С другой стороны,
есть мнение, согласно которому организация
- это нечто большее, чем экономическая
целостность. Согласно этой точке зрения,
современная организация является сложной
частью окружения, включающем множество
составляющих, от которых зависит само
существование организации. К таким составляющим,
иногда называемыми посредниками (между
организацией и обществом в целом), относятся
местные общины, потребители, поставщики,
средства информации, группы общественного
давления, союзы или объединения, а также
работники и держатели акций. Эта многослойная
общественная сила может сильно влиять
на достижение организацией ее целей,
поэтому организации приходится уравновешивать
чисто экономические цели с экономическими
исоциальными интересами этих составляющих
середин.
Согласно этой точке зрения, организации
несут ответственность перед обществом,
в котором функционируют, помимо и сверх
обеспечения эффективности, занятости,
прибыли и не нарушения закона. Организации
должны поэтому направлять часть своих
ресурсов и усилий по социальным каналам,
обязаны жертвовать на благо и совершенствование
общества. Более того, в обществе сложились
определенные преставления и стереотипы
о том, как должна вести себя организация,
чтобы считаться добропорядочным корпоративным
членом обслуживаемых сообществ.
Формирующаяся на этой основе точка зрения,
в значительной мере определяемая общественными
ожиданиями, сводится к тому, что организации
должны ответственно действовать в таких
многочисленных сферах, как защита среды
обитания, здравоохранение и безопасность,
гражданские права, защита интересов потребителя
и т.п. Бизнес обязан быть активно социально
ответственным по причине «железного
закона ответственности», «в долговременной
перспективе те, кто не пользуется властью
в таком направлении, каковое общество
считает ответственным, эту власть потеряет».
Всем известно, что социальные ожидания
в отношении бизнеса с годами менялись,
а эти изменения, в свою очередь, внесли
вклад в представление общества о роли
бизнеса. Здесь важно сделать различие
между юридической и социальной ответственностью.
Под юридической ответственностью понимается
следование конкретным законам и нормам
госрегулирования, определяющим, чтоможет,
а что не должна делать организация. По
каждому вопросу существуют сотни и тысячи
законов и норматив, - к примеру, сколько
токсичных веществ может содержаться
в промышленных стоках; как исключить
дискриминацию при найме на работу; каковы
минимальныетребования по безопасности
продукции; какого типа товары можно продавать
другим странам. Организация, подчиняющаяся
всем этим законам и нормативам, ведет
себя юридически ответственным образом,
однако, она не обязательно будет также
считаться и социально ответственной
Споры о роли бизнеса в обществе породили многочисленные аргументы за и против социальной ответственности.
Бизнес-деятельность компании и ее социальная ответственность тесно связаны. Едва ли не все сферы бизнес-активности в большей или меньшей степени включают социально-значимые компоненты. Ниже приведен список основных функций бизнеса, имеющих отношение к корпоративной социальной ответственности:
А вот как, по мнению американских потребителей,
ведет себя «честная корпорация» (оценка
проведена по 50 пунктам исходя из степени
важности темы):
1. Ведет честный бизнес.
2. Гарантирует высокое качество продуктов/услуг.
3. Заботится о безопасности потребителей.
4. Обеспечивает безопасные условия труда
работников.
5. Ведет «белую» финансовую отчетность.
6. Не подкупает госчиновников.
7. Быстро и честно ликвидирует «этические
проколы».
8. Строит честные отношения с поставщиками.
9. Обеспечивает социальную защиту работникам
компании, вышедшим на пенсию.
11. Занимается вопросами экологии.
22. Поддерживает образовательные и исследовательские
программы.
34. Оказывает местным организациям поддержку,
предлагая им товары и услуги.
37. Спонсирует мероприятия, проводимые
местными организациями.
43. Поддерживает искусство.
Недавние социологические исследования
показывают, что российские граждане ждут
от бизнеса примерно того же.
Объективная картина текущего состояния дел в российской экономике и общественных настроениях представлена в исследовании, которое осуществлялось группой независимых экспертов Института социологии РАН. Объективность проекта определяется не только независимостью экспертизы, но и масштабом проведенного опроса: были изучены мнения свыше 1500 респондентов четырех категорий - потребителей, менеджеров, СМИ и чиновников. На вопрос «что такое корпоративная социальная ответственность?», наиболее заинтересованные в ответе на этот вопрос стороны - население и менеджеры - на первых позициях указали (соответственно, % населения и % менеджеров, по трем, набравшим наибольший вес вариантам ответов из 18 возможных):
В свою очередь, журналисты отводят себе весьма незначительную роль в кампании за ответственный бизнес. Возможно, поэтому среди каналов информации о корпоративной социальной ответственности соответственно профессиональным и потребительским интересам большим доверием пользуются: отчеты независимых экспертов - у 68% менеджеров, надписи на упаковке продукции - у 40,2% населения. Если чиновники единодушны в том, какие формы социальной ответственности наилучшим образом подходят для российского общества, то журналисты явно делятся на две большие группы. Первая: корпоративная социальная ответственность - это очередное ухищрение властей, пытающихся принудить бизнес брать на себя груз социальных забот. «…Во власть часто попадают «случайные люди», <…> в представлении которых все, что происходит в нашей стране, существует, чтобы государство было сильным, чтобы Россия развивалась. При этом Россия не ассоциируется с гражданами, которые в ней живут». Вторая группа журналистов не разделяет подобных взглядов и рассматривает социальную ответственность как одну из возможных стратегий развития. Компании, по их мнению, должны действовать самостоятельно, демонстрируя ответственность без какой-либо поддержки государства. Однако население с менеджерами именно государству отводят главенствующую роль в развитии практик социальной ответственности. Большая часть респондентов этих категорий (51,3% населения и 40,1% менеджеров) считают, что для улучшения жизни в обществе именно государство должно активнее бороться с коррупцией - главным препятствием для развития социальной ответственности. При этом самым ответственным лицом за происходящее в экономике единодушно назван Президент РФ. Этот пункт оказался одним из немногих, в котором мнения всех категорий респондентов совпали. Кроме того, по мнению подавляющего большинства населения и менеджеров, бремя ответственности за состояние дел в экономике страны Президент делит с правительством и крупными компаниями, среди которых наиболее соответствующими принципам социальной ответственности признаны компании международные, а не отечественные. Значительное влияние государства на бизнес и экономику страны в целом, по мнению всех ключевых субъектов экономической жизни, не освобождает бизнес от внесения посильного вклада в улучшение общественного климата и повышение качества жизни в стране. Следует отдельно отметить, что данное исследование явилось более масштабным продолжением проекта по изучению общественных ожиданий в теме корпоративной социальной ответственности, начатого в 2003 году. Целенаправленный повтор определенных вопросов позволил экспертам выявить наметившуюся динамику в отношении населения к роли российского бизнеса в общественном развитии. В частности, результаты прошлогоднего (2003г.) и настоящего (2004г.) исследований уже показывают рост уровня доверия населения к бизнесу: несмотря на недавние скандалы вокруг российских компаний, доля тех, кто считает, что бизнес действует в интересах страны, выросла с 9% до 27,5% по сравнению с 2003 годом. Не смотря на это, на мой взгляд, одно только сближение взглядов двух категорий участников экономического процесса - менеджеров и населения - это уже многообещающий процесс. |
Социальная деятельность ряда российских компаний пока носит скорее популистский характер, направлена на укрепление имиджа и не воспринимается как стратегическое направление деятельности.
Несмотря на перечисленные недостатки организации социальной деятельности отечественных компаний, в последнее время произошли важные изменения и наметилось несколько позитивных тенденций в этой области:
В сердцевине проблемы социальной ответственности находятся личные ценности, общие убеждение относительно добра и зла. Люди, полагающие, что «организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону», скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющее правильное и неправильное поведение.
Информация о работе Точки зрения на корпоративную социальную ответственность