Франчайзинг в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 07:34, доклад

Краткое описание

Сегодня Франчайзинг в Казахстане используется в большинстве секторов экономики - сфера торговли, услуг для населения и бизнеса, производственные сферы. К настоящему моменту в нашей стране насчитывается более 350 франшиз, по которым работает более 3000 франчайзинговых предприятий с численностью рабочих более 25000 человек. При этом оборот франчайзингового сектора составляет порядка 1 миллиарда долларов в год.

Вложенные файлы: 1 файл

Франчайзинг_статья.docx

— 27.14 Кб (Скачать файл)

Сегодня Франчайзинг в  Казахстане используется в большинстве  секторов экономики - сфера торговли, услуг для населения и бизнеса, производственные сферы. К настоящему моменту в нашей стране насчитывается  более 350 франшиз, по которым работает более 3000 франчайзинговых предприятий с численностью рабочих более 25000 человек. При этом оборот франчайзингового сектора составляет порядка 1 миллиарда долларов в год.

На нынешнем рынке присутствуют такие мировые бренды, как "World Class", "Pizza Hut", "Burger King", "Zara", "Rixos", "Adidas", "Hardee's", "Benetton", бренды "Росинтер", "Coca-Cola" и многие другие. Помимо крупных брендов, широко распространены малобюджетные франшизы в сфере торговли товарами народного потребления, услуг, СМИ, интернет-технологий и т.д. Доля франчайзинговых компаний в общем числе малого и среднего бизнеса составляет 7%, что в два раза превышает прошлогодний показатель.

 

Показатель 

2010

2011

2012

2016

Доля франчайзинговых отношений в структуре МСБ, %

3

3,5

7

20

Количество иностранных франшиз

220

240

350

600

Количество казахстанских компаний, имеющих собственные франшизы

9

11

30

150

Количество казахстанских франшиз  за рубежом

2

4

5

30

Оборот в секторе франчайзинга, млрд. долл

0,85

0,9

1,0

1,4

Количество созданных рабочих  мест

20000

22000

25000

35000


 

В последнее время также  наблюдается приход в Казахстан  франшиз "нового поколения" - социальных и событийных франшиз. По данным специалистов, сейчас более 200 иностранных франчайзеров активно ищут партнеров в Казахстане, а в целом, более 5000 готовы в дальнейшем сотрудничать с казахстанскими предпринимателями.

Структура франчайзинговых сетей в Казахстане неоднородна, практически отсутствует классический франчайзинг. В большинстве случаев это смешанные сети, состоящие как из собственных, так и франчайзинговых точек.

Региональными центрами франчайзинга являются Алматы, Астана, Атырау, Караганда, Шымкент. Здесь в основном сосредоточен малый и средний бизнес, благоприятствующий развитию технологии франчайзинга. Причем более 70% франчайзинговых проектов исходят из Алматы, где происходит пробация и адаптация иностранных франшиз прежде чем получить развитие в других городах. Основные франчайзинговые бренды сосредоточены в Алматы и Астане.

Особенность рынка франчайзинга в Казахстане - сублицензионность. Франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через своих лицензиатов, предоставляя им мастер-франшизу на несколько стран. Лицензиаты заключают суб-лицензионные договоры в Казахстане, и казахстанские компании выступают в качестве суб-франчайзи.

Если же говорить о мировых  трендах на рынке франчайзинга, которые  так или иначе влияют на казахстанский  сектор франчайзинга, то можно выделить ряд основных направлений.

Бюджетные франшизы. Все больше приобретают популярность так называемые бюджетные франшизы, с небольшой стоимостью входной суммы, позволяющие заниматься бизнесом людям с невысокими инвестициями.

Домашние франшизы (Home based franchise). Появившиеся впервые еще в 1978 году, домашние франшизы получили распространение в последнее время, на что немалое влияние оказало развитие информационных технологий, в частности интернета. Домашние франшизы в большинстве своем являющиеся бюджетными, позволяют домохозяйкам, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и другим заниматься предпринимательством, не выходя из дома. Во многих странах на правительственном уровне уделяют большое внимание этому сегменту, который позволяет повысить занятость и снизить нагрузку на бюджет.

Зеленые франшизы (Greenfranchise), или зеленый бизнес, – предприятия, в своей активности не оказывающие отрицательного влияния на окружающую среду и использующие инновационные, восполняемые источники энергии. Бум на зеленые франшизы пришелся на 2009 год, но с каждым годом число таких предприятий неуклонно растет. Зеленые франшизы представлены во многих линиях бизнеса, особенно в сегментах общественного питания, строительном секторе и различных услуг для дома и офиса.

Франшизы здорового  образа жизни (Fitnessfranchise), условно их еще называют фитнес-франшизами. Это достаточно большая индустрия здоровья со смежными отраслями и подсекторами. При этом сектор достаточно быстро растет. К примеру, сеть Anytime Fitness, начавшая франчайзирование в 2002 году, увеличивается каждый год на 30% и сегодня представлена почти 2000 фитнес-центров по всему миру. Anytime Fitness сегодня занимает 11-е место среди лучших франчайзеров мира по версии журнала Entrepreneur, опережая даже такие давно признанные бренды, как KFC, TacoBell, и другие.

Детские франшизы. Рынок детского ретейла – сложный сегмент, но достаточно прибыльный и быстрорастущий, что привлекает многих инвесторов. Но помимо ретейла развиваются и такие сегменты этого сектора, как обучение, детское здоровье, детское питание и т.д.

Инновационный франчайзинг. Условно его можно отнести к франчайзингам Green, но сегмент так быстро растет и приобретает все большую популярность, что инно­франчайзинг стал отдельным сектором. Инновации постиндустриальной экономики являются трендом не только для франчайзинга, но и в целом для всего делового сектора.

 

Наряду с практикой работы иностранных франшиз в Казахстане развиваются казахстанские франчайзинговые системы. Рождением казахстанского франчайзинга принято считать представление франшизы "Казахстанским автотранспортным экспедиторским предприятием "Транссистема" Кыргызскому предприятию "Талапкер". Поддержка и техническая помощь была оказана американской компанией “Carana Corporation” и “Sibley International”.

По сравнению с 2002 годом, когда в Казахстане были всего                      2 отечественные франшизы, в 2012 их было уже 30, 5 из которых оперируют за рубежом: “Happylon”, “ShBS”, “Mimioriki”, “Biba”, “Zibroo”. В настоящее время более 200 казахстанских компаний присматриваются к возможности создания собственной франчайзинговой концепции, 30% из них с дальнейшим экспортом зарубеж.

 

Как и прежде, на казахстанский сектор большое давление будет оказывать российский франчайзинг. От россиян не отстает и украинский франчайзинг, который уже открыл ряд проектов в стране. Следует заметить, что украинский сектор франчайзинга является наиболее развитым среди стран СНГ.

В связи с этим доступ к финансам для потенциальных франчайзи – очень важное условие, которое позволяет развиваться сектору. Но среди франчайзинговых предпринимателей пока не пользуются спросом стандартные банковские кредиты с высокой процентной ставкой. И, возможно, в ближайшее время появятся отдельные финансовые операторы, работающие только с франчайзинговым сектором.

Серьезным шагом для развития франчайзинга в Казахстане стало  создание "Национального центра развития франчайзинга при фонде "ДАМУ" в марте 2012 года. Деятельность данного  центра является одним из приоритетных направлений фонда "ДАМУ". Клиентами  центра развития франчайзинга стали более 500 предпринимателей, а более 5 000 предпринимателей посетили различные тематические мероприятия, организованные центром.

Таким образом, на сегодняшний  день в трех государственных документах заявлены меры поддержки франчайзинга:

Программа "Экспорт 2020" - осуществление поддержки экспортеров  путем возмещения им 50% затрат, понесенных ими при выводе отечественной  продукции на внешние рынки. Данная поддержка распространяется и на приобретение франшизы в производственной сфере для организации экспортоориентированного производства;

Программа "Национальный Центр развития франчайзинга при  АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ";

Правительство Республики Казахстан  издало постановление о предоставлении государственных Грантов начинающим предпринимателям для реализации проектов в рамках программы "Дорожная карта  бизнеса 2020". Гранты в размере  до 3 млн. тенге выдаются, в том  числе на приобретение франшизы.

 

За 2012 год проведено более 30 мероприятий по франчайзингу - выставка, конференции, семинары, круглые столы, презентации.

 

Для дальнейшего развития франчайзинга в Казахстане необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:

Франчайзинговые операторы. Большую роль в развитии отечественного сектора франчайзинга будут играть мультибрендовые операторы, которые в своем портфеле имеют от двух и более франчайзинговых лицензий. В целом это международный тренд, где индивидуальные мелкие франчайзи уступают на рынке крупным операторам. Но в Казахстане франчайзинг изначально начал развитие через операторов, а не через малый бизнес. Мультибрендовые операторы будут определять основные тенденции на рынке.

Торговые центры. В Казахстане ощущается нехватка торговых площадей для ретейла международного уровня, что мешает приходу многих розничных брендов, а также сетей общепита. Как правило, торговые центры тоже играют роль операторов франчайзинга, приглашая на свои торговые площади крупные бренды. И от количества торговых моллов международного уровня будет зависеть развитие сектора франчайзинга.

Потенциальные франчайзи. На рынок также будут оказывать влияние розничные покупатели франшиз. Казахстанские покупатели франшиз в первую очередь интересуются ретейлом, в частности сегментом модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и другое, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но все же следует отметить, что демократичные форматы общепита пока на стадии развития.

Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке.

Брендирование Noname. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги, будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от так называемого Noname к брендам очевидна.

Экспорт. Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики.

Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.

Интернет и социальные сети. Количество казахстанских пользователей приблизилось к цифре в 10 млн. человек. Проникновение интернета достигло более 50%, более 3 млн. пользуются социальными сетями, что уже свидетельствует о наметившемся тренде по потребительскому рынку. Социальные сети будут использоваться в качестве основного инструмента по продвижению бренда, а также по созданию обратной связи с потенциальной аудиторией. Сегодня часть пользователей судит о бренде, исходя из представленности в сети. Наиболее широко из казахстанского сектора в социальных сетях представлены такие франшизы, как «Burger King Казахстан», Forbes Kazakhstan и Red Dragon. Борьба за аудиторию заставит многих франчайзеров перейти в сеть.

 

Польза развитого  франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых стран, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным.

Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний  опыт и историю развития, являются выгодными для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгоднее открывать собственную сеть.

В целом для  экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер технологий для  производства, и в этом отношении  наиболее полезным можно считать  так называемый инновационный франчайзинг, где франчайзи импортирует технологию, а не сам товар.


Информация о работе Франчайзинг в Казахстане