Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 07:34, доклад
Сегодня Франчайзинг в Казахстане используется в большинстве секторов экономики - сфера торговли, услуг для населения и бизнеса, производственные сферы. К настоящему моменту в нашей стране насчитывается более 350 франшиз, по которым работает более 3000 франчайзинговых предприятий с численностью рабочих более 25000 человек. При этом оборот франчайзингового сектора составляет порядка 1 миллиарда долларов в год.
Сегодня Франчайзинг в Казахстане используется в большинстве секторов экономики - сфера торговли, услуг для населения и бизнеса, производственные сферы. К настоящему моменту в нашей стране насчитывается более 350 франшиз, по которым работает более 3000 франчайзинговых предприятий с численностью рабочих более 25000 человек. При этом оборот франчайзингового сектора составляет порядка 1 миллиарда долларов в год.
На нынешнем рынке присутствуют такие мировые бренды, как "World Class", "Pizza Hut", "Burger King", "Zara", "Rixos", "Adidas", "Hardee's", "Benetton", бренды "Росинтер", "Coca-Cola" и многие другие. Помимо крупных брендов, широко распространены малобюджетные франшизы в сфере торговли товарами народного потребления, услуг, СМИ, интернет-технологий и т.д. Доля франчайзинговых компаний в общем числе малого и среднего бизнеса составляет 7%, что в два раза превышает прошлогодний показатель.
Показатель |
2010 |
2011 |
2012 |
2016 |
Доля франчайзинговых отношений в структуре МСБ, % |
3 |
3,5 |
7 |
20 |
Количество иностранных франшиз |
220 |
240 |
350 |
600 |
Количество казахстанских компаний, имеющих собственные франшизы |
9 |
11 |
30 |
150 |
Количество казахстанских |
2 |
4 |
5 |
30 |
Оборот в секторе франчайзинга, млрд. долл |
0,85 |
0,9 |
1,0 |
1,4 |
Количество созданных рабочих мест |
20000 |
22000 |
25000 |
35000 |
В последнее время также наблюдается приход в Казахстан франшиз "нового поколения" - социальных и событийных франшиз. По данным специалистов, сейчас более 200 иностранных франчайзеров активно ищут партнеров в Казахстане, а в целом, более 5000 готовы в дальнейшем сотрудничать с казахстанскими предпринимателями.
Структура франчайзинговых сетей в Казахстане неоднородна, практически отсутствует классический франчайзинг. В большинстве случаев это смешанные сети, состоящие как из собственных, так и франчайзинговых точек.
Региональными центрами франчайзинга являются Алматы, Астана, Атырау, Караганда, Шымкент. Здесь в основном сосредоточен малый и средний бизнес, благоприятствующий развитию технологии франчайзинга. Причем более 70% франчайзинговых проектов исходят из Алматы, где происходит пробация и адаптация иностранных франшиз прежде чем получить развитие в других городах. Основные франчайзинговые бренды сосредоточены в Алматы и Астане.
Особенность рынка франчайзинга в Казахстане - сублицензионность. Франчайзеры предпочитают работать в Казахстане через своих лицензиатов, предоставляя им мастер-франшизу на несколько стран. Лицензиаты заключают суб-лицензионные договоры в Казахстане, и казахстанские компании выступают в качестве суб-франчайзи.
Если же говорить о мировых трендах на рынке франчайзинга, которые так или иначе влияют на казахстанский сектор франчайзинга, то можно выделить ряд основных направлений.
Бюджетные франшизы. Все больше приобретают популярность так называемые бюджетные франшизы, с небольшой стоимостью входной суммы, позволяющие заниматься бизнесом людям с невысокими инвестициями.
Домашние франшизы (Home based franchise). Появившиеся впервые еще в 1978 году, домашние франшизы получили распространение в последнее время, на что немалое влияние оказало развитие информационных технологий, в частности интернета. Домашние франшизы в большинстве своем являющиеся бюджетными, позволяют домохозяйкам, пенсионерам, людям с ограниченными возможностями и другим заниматься предпринимательством, не выходя из дома. Во многих странах на правительственном уровне уделяют большое внимание этому сегменту, который позволяет повысить занятость и снизить нагрузку на бюджет.
Зеленые франшизы (Greenfranchise), или зеленый бизнес, – предприятия, в своей активности не оказывающие отрицательного влияния на окружающую среду и использующие инновационные, восполняемые источники энергии. Бум на зеленые франшизы пришелся на 2009 год, но с каждым годом число таких предприятий неуклонно растет. Зеленые франшизы представлены во многих линиях бизнеса, особенно в сегментах общественного питания, строительном секторе и различных услуг для дома и офиса.
Франшизы здорового образа жизни (Fitnessfranchise), условно их еще называют фитнес-франшизами. Это достаточно большая индустрия здоровья со смежными отраслями и подсекторами. При этом сектор достаточно быстро растет. К примеру, сеть Anytime Fitness, начавшая франчайзирование в 2002 году, увеличивается каждый год на 30% и сегодня представлена почти 2000 фитнес-центров по всему миру. Anytime Fitness сегодня занимает 11-е место среди лучших франчайзеров мира по версии журнала Entrepreneur, опережая даже такие давно признанные бренды, как KFC, TacoBell, и другие.
Детские франшизы. Рынок детского ретейла – сложный сегмент, но достаточно прибыльный и быстрорастущий, что привлекает многих инвесторов. Но помимо ретейла развиваются и такие сегменты этого сектора, как обучение, детское здоровье, детское питание и т.д.
Инновационный франчайзинг. Условно его можно отнести к франчайзингам Green, но сегмент так быстро растет и приобретает все большую популярность, что иннофранчайзинг стал отдельным сектором. Инновации постиндустриальной экономики являются трендом не только для франчайзинга, но и в целом для всего делового сектора.
Наряду с практикой работы иностранных франшиз в Казахстане развиваются казахстанские франчайзинговые системы. Рождением казахстанского франчайзинга принято считать представление франшизы "Казахстанским автотранспортным экспедиторским предприятием "Транссистема" Кыргызскому предприятию "Талапкер". Поддержка и техническая помощь была оказана американской компанией “Carana Corporation” и “Sibley International”.
По сравнению с 2002 годом, когда в Казахстане были всего 2 отечественные франшизы, в 2012 их было уже 30, 5 из которых оперируют за рубежом: “Happylon”, “ShBS”, “Mimioriki”, “Biba”, “Zibroo”. В настоящее время более 200 казахстанских компаний присматриваются к возможности создания собственной франчайзинговой концепции, 30% из них с дальнейшим экспортом зарубеж.
Как и прежде, на казахстанский сектор большое давление будет оказывать российский франчайзинг. От россиян не отстает и украинский франчайзинг, который уже открыл ряд проектов в стране. Следует заметить, что украинский сектор франчайзинга является наиболее развитым среди стран СНГ.
В связи с этим доступ к финансам для потенциальных франчайзи – очень важное условие, которое позволяет развиваться сектору. Но среди франчайзинговых предпринимателей пока не пользуются спросом стандартные банковские кредиты с высокой процентной ставкой. И, возможно, в ближайшее время появятся отдельные финансовые операторы, работающие только с франчайзинговым сектором.
Серьезным шагом для развития франчайзинга в Казахстане стало создание "Национального центра развития франчайзинга при фонде "ДАМУ" в марте 2012 года. Деятельность данного центра является одним из приоритетных направлений фонда "ДАМУ". Клиентами центра развития франчайзинга стали более 500 предпринимателей, а более 5 000 предпринимателей посетили различные тематические мероприятия, организованные центром.
Таким образом, на сегодняшний день в трех государственных документах заявлены меры поддержки франчайзинга:
Программа "Экспорт 2020"
- осуществление поддержки
Программа "Национальный Центр развития франчайзинга при АО "Фонд развития предпринимательства "ДАМУ";
Правительство Республики Казахстан
издало постановление о предоставлении
государственных Грантов
За 2012 год проведено более 30 мероприятий по франчайзингу - выставка, конференции, семинары, круглые столы, презентации.
Для дальнейшего развития франчайзинга в Казахстане необходимо акцентировать внимание на следующих направлениях:
Франчайзинговые операторы. Большую роль в развитии отечественного сектора франчайзинга будут играть мультибрендовые операторы, которые в своем портфеле имеют от двух и более франчайзинговых лицензий. В целом это международный тренд, где индивидуальные мелкие франчайзи уступают на рынке крупным операторам. Но в Казахстане франчайзинг изначально начал развитие через операторов, а не через малый бизнес. Мультибрендовые операторы будут определять основные тенденции на рынке.
Торговые центры. В Казахстане ощущается нехватка торговых площадей для ретейла международного уровня, что мешает приходу многих розничных брендов, а также сетей общепита. Как правило, торговые центры тоже играют роль операторов франчайзинга, приглашая на свои торговые площади крупные бренды. И от количества торговых моллов международного уровня будет зависеть развитие сектора франчайзинга.
Потенциальные франчайзи. На рынок также будут оказывать влияние розничные покупатели франшиз. Казахстанские покупатели франшиз в первую очередь интересуются ретейлом, в частности сегментом модной одежды и обуви. Но брендированный ресторанный сегмент, куда входит стритфуд, фастфуд, кафе, ресторанные концепции и другое, формируется достаточно быстрыми темпами. Сектор пополняется как иностранными, так и отечественными франшизами. Но все же следует отметить, что демократичные форматы общепита пока на стадии развития.
Сегмент детских услуг и товаров растет как за границей, так и на казахстанском рынке.
Брендирование Noname. Ряд сегментов, таких как автоуслуги, логистика, придорожная инфраструктура, фитнес-центры, здоровое питание и медицинские услуги, будут расти в ближайшее время, так как тенденция перехода от так называемого Noname к брендам очевидна.
Экспорт. Все больше казахстанских франшиз осваивают иностранные рынки. Это модельеры, рестораторы, а также решения в области финансов и логистики.
Социальные франшизы получают свою нишу на рынке. К социальным франшизам относятся как франшизы, ориентированные на социально уязвимые слои, так и недорогие франшизы, позволяющие решать проблемы занятости сектора.
Интернет и социальные сети. Количество казахстанских пользователей приблизилось к цифре в 10 млн. человек. Проникновение интернета достигло более 50%, более 3 млн. пользуются социальными сетями, что уже свидетельствует о наметившемся тренде по потребительскому рынку. Социальные сети будут использоваться в качестве основного инструмента по продвижению бренда, а также по созданию обратной связи с потенциальной аудиторией. Сегодня часть пользователей судит о бренде, исходя из представленности в сети. Наиболее широко из казахстанского сектора в социальных сетях представлены такие франшизы, как «Burger King Казахстан», Forbes Kazakhstan и Red Dragon. Борьба за аудиторию заставит многих франчайзеров перейти в сеть.
Польза развитого франчайзингового сектора сегодня не требует каких-то доказательств, об этом свидетельствует опыт развитых стран, где франчайзинг стал индикатором успешной экономики. Но следует заметить, что франчайзинг не является решением всех проблем предпринимателя и не каждый проект априори может быть успешным и выгодным.
Несомненно, иностранные франшизы, имеющие многолетний опыт и историю развития, являются выгодными для предпринимателя. Но каждый случай индивидуален, и работа с лицензиаром с высокими франчайзинговыми платежами не всегда является прибыльной, а в некоторых случаях выгоднее открывать собственную сеть.
В целом для экономики выгодным является не импорт товаров, а трансфер технологий для производства, и в этом отношении наиболее полезным можно считать так называемый инновационный франчайзинг, где франчайзи импортирует технологию, а не сам товар.