Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 16:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Маркетингу".
Маркетинг
1. Сегментация рынка – разбивка рынка на четкие группы покупателей, каждой из которых требуются отдельные товары и комплексы маркетинга. В основе сегментации рынка лежит учет индивидуальных предпочтений различных категорий потребителей. Главная цель сегментирования – обеспечить адресность разрабатываемому, выпускаемому и реализуемому товару. При сегментации потребительских рынков пользуются следующими признаками:– географическими (континенты, страны, регионы, районы, округа, области и т.д.) – демографическими (возраст, пол, размер семьи),– социально-экономическими (уровень дохода, род занятий, уровень образования, национальность) – психографическими (стиль жизни, образ жизни) и – поведенческими (степень случайности покупки, степень приверженности, интенсивность потребления).
Для сегментации рынков предприятий, используется значительная часть тех же признаков, что и при сегментации потребительских рынков. Это – географические, поведенческие и др. Наиболее употребительны экономические и технологические. В частности, выделяют следующие:– отрасль обслуживания;– размер предприятия;–подходы к организации закупок (например, отношения поставщиков сельскохозяйственного сырья и их клиентов могут выражаться в осуществлении, как разовых закупок, так и долговременных договорных отношений);– условия оплаты и формы (характер) взаимосвязей с поставщиками.
2. Маркетинг: понятие, цели, функции Существует множество определений маркетинга. По определению американского профессора Ф. Котлера маркетинг — это вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд человека и потребностей посредством обмена.
Маркетинг определяется как методология предпринимательской деятельности. Философия маркетинга требует, чтобы предпринимательская деятельность концентрировалась вокруг потребителя. Это означает, что должны производиться и поставляться на рынок товары, которые будут безусловно куплены, на которые обязательно будет спрос.
Суть системы маркетинга раскрывается через совокупность социально-экономических категорий таких как:
Нужда – потребности – запрос – товар – обмен – сделка – рынок – маркетинг – потребитель.
Первой исходной идеей, лежащей в основе маркетинга, является идея человеческих нужд, где под термином «нужда» понимается ощущение нехватки человеком чего-либо.(физеологические и социальные)
Вторая исходная идея маркетинга – потребность. Потребность – нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида
Спрос (запрос) - это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Обмен — это акт получения желаемого объекта от кого-либо с предложением чего-либо взамен. Сделка – это коммерческий обмен ценностями между двумя сторонами, предполагающий наличие:– двух ценностно-значимых объектов;– согласованных условий осуществления сделки;– согласованного времени совершения;– согласованного места проведения. Товар в маркетинге – это средство удовлетворения потребностей или нужды, предлагаемое рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления.
Рынок – в узком значении слова, совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. В развитом обществе рынок — не обязательно какое-то физическое место для осуществления сделок. различают «рынок продавца», если спрос превышает предложение, и «рынок покупателя», если предложение превышает спрос.Цели маркетинга– достижение максимально возможного уровня потребления– максимальное повышение качества жизни – предоставление максимально широкого выбора – достижение максимальной потребительской удовлетворенности
Функции маркетинга – аналитическая, связанная с анализом внешней и внутренней среды фирмы; изучением покупателей, конкурентов, изучение поставщиков и посредников; анализом товаров и услуг; – производственная - организация разработки новых товаров; управление качеством и конкурентоспособностью;– сбытовая - сбыт и послепродажное обслуживание; разработка и реализация ценовой политики; формирование спроса; стимулирование сбыта;– управления и контроля - управление маркетингом; стратегическое и тактическое планирование; контроль маркетинговых решений; разработка предложений по всем аспектам маркетинговой деятельности.
3. Понятие позиционирования товара. Основания для позиционирования Позиционирование - это разработка и создание имиджа товара таким образом, чтобы он занял в сознании покупателя достойное место, отличающееся от положения товаров-конкурентов. Позиция товара – это мнение целевых рыночных сегментов относительно главных характеристик товара. Поэтому при позиционировании товаров нужно использовать только те характеристики, которые отвечают потребностям рынка, т.е. являются важными для потребителей и на основе которых они осуществляют свой выбор. Процесс позиционирования предполагает:– установку на выбранный сегмент рынка;– определение стратегии позиционирования в зависимости от особенностей сегмента;– выбор средств маркетинга. Позиционирование товара основано, в частности :-на отличительном качестве товара или на базе определенных преимуществ товара -на выгодах -на категории продукта -на определенной категории потребителей; -на стиле жизни (мотоцикл для любящих скорость);-на особом способе использования товара; - отношении к конкурирующему товару-чувстве патриотизма.
При построении карт позиционирования используют (в зависимости от вида товара) различные пары характеристик, например, цена - качество, качество - надежность, уровень услуг - стоимость услуг, экологическая чистота - цена, калорийность - полезность и т.д.
Товар является качественным, если он отвечает тому уровню качества, который нужен покупателю. Позиционирование напрямую связано с уникальным торговым предложением Рекламное обращение становится уникальным торговым предложением при соблюдении трех условий.1. Рекламное обращение должно сделать потребителю какое-то предложение: купи именно этот товар и получи именно эту выгоду.2. Предложение должно быть таким, какого конкурент либо не может сделать.3. Предложение должно быть настолько сильным, чтобы побудить к действию большую массу потребителей. В качестве составляющего элемента методики позиционирования часто используется рекламный слоган
Маркетинговые коммуникации - Маркетинговые коммуникации представляют собой процесс передачи информации о товаре целевой аудитории. Целевая аудитория представляет собой группу людей, которые получают маркетинговые обращения и имеют возможность реагировать на них. Цели Все маркетинговые коммуникации ориентированы на решение определенных задач, которые, в свою очередь, должны соответствовать целям коммуникационной программы. Обычно в число этих целей входит создание у покупателей осведомленности о торговой марке, распространение информации, повышение культуры рынка, формирование положительного образа компании или ее торговой марки. Конечная цель любой стратегии маркетинговых коммуникаций состоит в том, чтобы помочь фирме продать ее товар и таким образом сохранить свой бизнес.
Для успешной работы на рынке компания должна доставлять свои маркетинговые обращения в любые места, где возможен контакт целевой аудитории с ее торговой маркой. Места осуществления таких контактов могут быть самыми разными: от магазина, непосредственно продающего товар, до комнаты, в которой покупатель может увидеть по телевизору рекламные ролики или позвонить по «горячей» телефонной линии и получить интересующую его информацию Участники маркетингового процесса Целевая аудитория включает в себя не только потенциальных потребителей. Участником маркетингового процесса называется любое лицо, которое содействует успеху компании или продвижению ее товаров. Таким образом, к участникам маркетингового процесса могут быть отнесены сотрудники фирмы, продавцы ее продукции, поставщики, жители территорий, на которых производятся и реализуются товары, средства массовой информации, органы государственного регулирования коммерческой деятельности, а также покупатели. Для доставки потребителю запланированных обращений используются следующие инструменты коммуникаций: Реклама — любая оплаченная конкретным лицом форма коммуникаций, предназначенная для продвижения товаров, услуг или идей. Стимулирование сбыта — различные виды маркетинговой деятельности, которые на определенное время увеличивают исходную ценность товара или услуги и напрямую стимулируют покупательную активность потребителей (например, купоны или пробные образцы), работу дистрибьюторов и торгового персонала. Паблик рилейшнз (связи с общественностью) — координированные усилия по созданию благоприятного представления о товаре в сознании населения. Они реализуются путем поддержки определенных программ и видов деятельности, не связанных напрямую с продажей товаров: публикации в прессе важной с коммерческой точки зрения информации, «паблисити» на радио и телевидении .Прямой маркетинг — интерактивная система маркетинга, позволяющая потребителям легко получать интересующие их сведения и приобретать товары с помощью использования различных каналов распространения информации. Личная продажа — установление личного контакта с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью продажи товара. Упаковка — помимо основной функции служит местом расположения маркетингового коммуникационного обращения. Поэтому разработкой упаковки товара занимаются как технологи и дизайнеры, так и специалисты по планированию маркетинговых коммуникаций. Поскольку именно маркетинговое обращение на упаковке посетитель магазина видит перед собой в момент принятия решения о покупке, оно играет исключительно важную роль в процессе убеждения .Специальные сувениры — бесплатные подарки, служащие напоминанием о компании, производящей товар, и о ее фирменной марке. Спонсорство — финансовая поддержка, оказываемая компанией некоммерческим организациям при проведении различных мероприятий в обмен на право установления с ними особых отношений. Спонсорская деятельность может повысить престиж компании и сформировать позитивное представление о ее деятельности. Предоставление лицензии — практика продажи права на использование фирменных символов компании или ее товара и оформляется в виде специального контракта. Сервисное обслуживание — важная часть поддержания маркетинговых коммуникаций, заключающаяся в послепродажном обслуживании покупателя. Программы сервисного обслуживания нацелены на удовлетворение текущих потребностей клиентов.
Прямо́й ма́ркетинг, — вид маркетинговой коммуникации, в основе которого — прямая личная коммуникация с получателем сообщения или клиентом с целью построения взаимоотношений и получения прибыли. Прямой маркетинг основан на отношении к клиенту как к индивиду, предполагает обратную связь и не использует для коммуникаций информационных посредников.
5. Этапы жизненного цикла товара.
Стратегии маркетинга на
Задачи маркетинга на данном этапе: привлечение внимания покупателей к новому товару Стадия роста наступает тогда, когда происходит признание товара потребителями, и на него начинает расти спрос. Резко увеличивается объем продаж и растет производство самого товара, расширяется ассортимент и номенклатура товара, и растет прибыль от его продажи. Цена становится выше Задачи маркетинга на этом этапе: завоевание позиций на рынке, отработка базовых решений, укрепление приверженности покупателей через рекламу, увеличение продолжительности этапа устойчивого роста. Для быстрого роста объема реализации могут применяться следующие стратегии:1улучшение качества товара, создание новых моделей;2выход на новые сегменты рынка;3освоение новых каналов сбыта для более прочного завоевания рынка;4переориентация части рекламы с распространения сведений о товаре на стимулирование его потребления;5своевременное снижение цены на товар для привлечения дополнительного числа потребителей. Стадия зрелости и насыщения представляет собой период постепенного замедления темпов роста объема продаж и прибыли. В это время прибыль достигает своего максимального значения и начинает снижаться за счет увеличения затрат на рекламные мероприятия. Задачи маркетинга на этом этапе: поиск новых рынков сбыта, оптимизация каналов товародвижения, введение комплекса мер по стимулированию сбыта (скидки, конкурсы среди потребителей, продажи на премиальной основе)При этом возможно использование следующих маркетинговых стратегий:1)стратегии модификации рынка:– поиск новых рынков или сегментов для данного товара,– определение новых способов использования товара,– изменение положения товара на рынке (перепозиционирование товара);2)стратегии модификации товара:– улучшение качества товара — изменение срока службы, надежности, вкуса и т.п.,– модернизация товара — расширение сферы применения, повышение удобства, упрощение процесса использования;3) стратегии модификации маркетинговых средств:– снижение цен с целью привлечения новых покупателей,– новые формы рекламы,– активное стимулирование рекламы.На стадии спада наблюдается значительное снижение объема продаж и прибыли. На этой стадии возможны следующие маркетинговые стратегии:1уход предприятия с рынка;2уменьшение предложения товара;3модификация товара;3резкое сокращение затрат на маркетинговые мероприятия.
6. Понятие нового товара. Причины
неудач новых товаров при
7 Маркетинговая характеристика товаров Товар – все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, организации, идеи) Товарная единица – обособленная целостность, характеризуемая показателями величины, цены, внешнего вида и прочими атрибутами (например, губная помада – товар, а тюбик – единица товара).Товар можно рассматривать с позиции трех уровней 1) товар по замыслу;2) товар в реальном исполнении;3) товар с подкреплением.Товар по замыслу – это продукт как средство удовлетворения конкретной потребности, то, что будут покупать, какую потребность он предназначен удовлетворять.Это товар, каким его видит разработчик идеи. Так, производство косметических изделий на практике превращается в надежду выглядеть красиво и привлекательно.Товар в реальном исполнении – это осязаемые и неосязаемые признаки исполнения и свойства товара. Это товар, созданный конструктором и технологом, т. е. производителем. Товар в реальном исполнении имеет пять характеристик: – уровень качества;– набор свойств;– специфическое оформление;– марочное название;– специфическую упаковку.Товар с подкреплением – это товар в реальном исполнении с набором дополнительных выгод (бесплатная доставка, установка и монтаж, послепродажное техническое обслуживание).Идея подкрепления товара заставляет деятеля рынка присмотреться к существующей у клиента системе потребления в целом, к тому, как покупатель товара комплексно подходит к проблеме. Например, сервисное обслуживание включает: абонемент, бесплатный ремонт, свободу выбора.