Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2014 в 03:14, курсовая работа
Бизнес - процессы представляют собой фундаментальные свойства предприятия как организационной системы, и понятия «управление предприятием» и «управление бизнес-процессами» в настоящее время тесно связаны и неотделимы.
В начале 20-ого века великим русским мыслителем А.А. Богдановым в его главном научном труде любая организационная система (комплекс) рассматривалась как взаимодействия организационных и дезорганизационных процессов. В середине 30-х годов прошлого века совнаркомом тяжелой промышленности и оборонного производства СССР было принято постановление, по которому все процессы производственного цикла должны описывать взаимодействия структурных подразделений предприятия.
Введение 3
Стандартизация подходов к управлению бизнес-процессами 4
Бизнес - модель BMM. Подход – бизнес - ориентированное моделирование 6
Методологии моделирования и управления бизнес-процессами 9
Методология – это учение об организации деятельности 9
Методология моделирования – учение об организации моделирования как вида продуктивной деятельности 10
Компоненты методологий моделирования 11
Субъектно-ориентированный подход 13
Заключение 16
Минобрнауки России
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный технологический институт
(технический университет)»
УГС (код, наименование 080000 Экономика и управление
Специальность (код, наименование) 080111.65 Маркетинг
Факультет Экономики и менеджмента
Кафедра Менеджмента и маркетинга
Учебная дисциплина «Информационные системы маркетинга»
Курс 3
Курсовая работа (курсовой проект)
Тема «Эволюция подходов к управлению бизнес - процессами»
Студент
Руководитель Табурчак А.П.
(должность)
Оценка за курсовую работу
(курсовой проект)
(подпись руководителя)
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Бизнес - процессы представляют собой фундаментальные свойства предприятия как организационной системы, и понятия «управление предприятием» и «управление бизнес-процессами» в настоящее время тесно связаны и неотделимы.
В начале 20-ого века великим русским мыслителем А.А. Богдановым в его главном научном труде любая организационная система (комплекс) рассматривалась как взаимодействия организационных и дезорганизационных процессов. В середине 30-х годов прошлого века совнаркомом тяжелой промышленности и оборонного производства СССР было принято постановление, по которому все процессы производственного цикла должны описывать взаимодействия структурных подразделений предприятия. Получение желаемой прибыли производителем требовало снижения издержек производства посредством улучшения и повышения эффективности его бизнес-процессов. Необходимо было пересматривать традиционные взгляды на процесс управления предприятием, который строился «по вертикали» в соответствии с функциональной иерархической структурой.
Сегодня необходимым условием является построение процесса управления бизнес-процессами «по горизонтали», от поставщиков - входов бизнес-процессов до потребителей - выходов (результатов). Другими словами, произошедшие на мировом рынке перемены потребовали перестроить традиционные взгляды на управление предприятием. С этого времени начинаются интенсивные исследования подходов к управлению бизнес-процессами.
Стандартизация подходов к управлению бизнес-процессами
Для решения вопросов по стандартизации подходов к управлению бизнес-процессами (Business Process Management, BPM) в 2000 г. Такими компаниями, как IBM, Hewlett-Packard, Sun Microsystems был сформирован консорциум BPMI (Business Process Management Initiative), для которого были определены следующие исследовательские задачи: изучать, проектировать, внедрять, выполнять, поддерживать, оптимизировать и анализировать распределенные процессы, выходящих за границы отдельных подразделений и организаций, и охватывающие приложения с различными технологическими платформами; использовать компонентные технологии для автоматизированной поддержки распределенных процессов, а также комбинировать различные методы интеграции приложений. В 2005 году прошли самостоятельные исследования BPMI, в результате чего появилась необходимость в увеличении практической направленности последующих исследований. Результат исследований BPMI - создание: BPML (Business Process Modeling Language) – языка моделирования бизнес-процессов, BPMN (Business Process Modeling Notation) – нотации моделирования бизнес-процессов и BPQL (Business Process Query Language) – языка запросов для бизнес - процессов. 2005 год характеризовался объединением консорциума BPMI с некоммерческой организацией OMG (Object Management Group). К тому времени OMG была предложена своя концепция по разработке приложений, основанная на модельно ориентированной архитектуре MDA (Model Driven Architecture). Вследствие слияния компаний, аббревиатуру BPMI сохранили в названии руководящего органа (BPMI Steering Committee). Чтобы продолжать исследования и разработки в области BPM, создали группу BMI DF (Business Modeling & Integration Domain Task Force). «Миссия Business Modeling & Integration Domain Task Force состояла в разработке спецификации интегрированной модели, поддерживающей управление предприятием. Эти спецификации будут способствовать межфирменной и внутрифирменной интеграции взаимодействия людей, систем, а также процессов и информации, проходящих через компанию, включая ее бизнес - партнеров и клиентов». Группой BMI DF были определены следующие области интересов:
1. Процесс моделирования бизнес - планирования и мотивации
2. процесс управления бизнес-процессами
3. Формулирование бизнес-правил
4. Разработка бизнес - моделирования
5. Разработка бизнес - языка и словаря.
Миссия BMI DF - разработать «спецификации интегрированных моделей». Что же это за спецификации, зачем они нужны? Как определено самими разработчиками, спецификации необходимы для определения подходов к моделированию, к структуре вертикальных (специализированных) решений, а также структуре промежуточного программного обеспечения (middleware). На сайте OMG в предназначенном для этого каталоге регулярно публикуются актуальные спецификации. Среди них поставлены следующие задачи:
Рассмотрим одну из наиболее важных бизнес - моделей, выделенных в самостоятельную область исследований BMI DF. Речь идет о модели мотивации бизнеса BMM (Business Motivation Model). BMM, как и остальные бизнес - модели OMG не привязана к известным методологиям моделирования, другими словами, она нейтральна к методологии ее применения. OMG определяет этот подход как бизнес - ориентированное моделирование.
Для чего разработана модель BMM?
Согласно документу «Business Motivation Model, Version 1.0», эта модель с организационной т. з. задает вид схемы или структуры разработки, взаимодействий и управления бизнес-процессами предприятия. Согласно BMM, предприятие не может и не должно действовать случайным образом. Понятие «мотивация» означает, что, если предприятием используется конкретный подход к его деятельности, определяемый ее миссией, стратегией и тактикой, то модель BMM дает возможность обоснования (мотивирования) этого подхода и помогает определять, какой результат может быть достигнут.
Краеугольными камнями мотивации бизнеса являются видение и миссия. Видение воплощается посредством целей и задач, а миссия – стратегических достижений целей и тактики выполнения задач. В практической деятельности необходимо учитывать многие внутренние и внешние источники влияния, как способствующие, так и препятствующие деятельности предприятия. Необходимо задумываться об использовании имеющейся силы (Strengths) и о компенсации слабости (Weaknesses), уметь использовать возможности (Opportunities) и вовремя реагировать на угрозы (Threats).
Моделью BMM предусмотрена обязательная оценка потенциального влияния различных источников. После оценки влияния источника на краевое условие и средства, должны быть рассмотрены директивы, формирующие курс действий предприятия. Директивы необходимы для удержания предприятия в рамках выбранного курса и направления его в сторону достижений желаемого результата.
В составе директива находятся бизнес-политика и бизнес-правила. Бизнес-политику можно представить в виде менее формализованного и структурированного документа, чем бизнес-правила. Моделью BMM необходимость этих документов обоснована следующим образом: бизнес-политика необходима при управлении бизнесом, соблюдении стратегии и тактики; а бизнес-правила - своеобразные рычаги для принятия эффективных бизнес - решений. Бизнес-правила являются специфическим руководством к действию при осуществлении бизнес - политики. Одни бизнес-правила можно реализовывать посредством программного обеспечения, другие можно выполнять только с помощью людей. Структура бизнес - модели BMM содержит также три внешних ссылочных элемента, которые относятся к другим стандартам: организационная единица, бизнес-процесс, и бизнес-правило.
Необходимо уточнить понятия «методология» и «методология моделирования». Для начала определимся с общим термином «методология», а затем рассмотрим его преобразование в «методологию моделирования». Затем сгруппируем (классифицируем) имеющиеся методологии моделирования в соответствии с их особенностями и представим эволюцию методологий, исходя из принципов, заложенных в основу моделирования.
Таким определением однозначно детерминируетсся суть методологии – организация деятельности.
Такое представление методологии делает возможным обобщение различных трактований данного понятия, его применение в самых различных видах деятельности. Методология необходима во всех видах продуктивной деятельности людей, другими словами, деятельности, обеспечивающей получение нового или субъективно-нового результата. Новый результат можно получить, например, в ходе научной и научно-исследовательской деятельности, а субъективно-новый – при обучении. При репродуктивной деятельности использование методологии не актуально.
Иллюстрируя философскую общность понятия «методология», можно рассмотреть следующую аналогию: методология в виде формы сосуда, которая может наполняться самым различным содержанием.
Необходимо отметить, что моделирование – определенный вид продуктивной деятельности человека, направленный на получение нового или субъективно-нового результата. Как любой продуктивной деятельностью, моделированием предполагается наличие методологии.
Расширив данное определение, получим следующее понятие.
Из этого тривиального расширения следует, что повторять, слепо копировать чужие или даже свои модели, не имеет смысла, даже, в случае целенаправленного выполнения. Подобная деятельность будет репродуктивной, поскольку при копировании нельзя получить нового или субъективно-нового результата.
Далее необходимо определить требования к методологиям моделирования. В общем виде данные требования содержит «схема структуры» методологии, представленной ниже. Это означает, что «форма сосуда должна оставаться неизменной». Таким образом, методологию моделирования составляют следующие четыре компонента:
Далее определим, какими компонентами выявляются наиболее существенные различия среди методологий моделирования.
В первом компоненте методологии моделирования (основание, теоретическая основа) содержатся научные основы, учитывающиеся при создании разных методологий. Четвертый компонент (в виде временной структуры) одинаково применяется для разных методологий моделирования. Можно сделать вывод, что ни первый, ни четвертый из компонентов методологий моделирования нельзя использовать в качестве характерных признаков для группировки методологий.
Для различных методологий наиболее заметными отличиями обладают второй компонент (особенности и принципы) и третий компонент (элементы логической структуры). Таким образом, чтобы объединить разные методологии в одну группу необходимо использовать совокупность их особенностей и принципов моделирования, а при выделении подгрупп внутри каждой из групп использовать различия в элементах логических структур. Таким образом, среди методологий моделирования можно выделить следующие группы:
Информация о работе Эволюция подходов к управлению бизнес - процессами