Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2015 в 06:02, доклад
Как известно, важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. После лекции важной формой учебной работы является проведение совмещенного семинарского и практического занятия. Проведение семинара и практикума одновременно служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний в практике применительно к особенностям изучаемой отрасли, т.е., обучить решению специфических задач по профилю своей специальности.
Хазагаева И.Ц.
Семинар по теории маркетинга
и практике организации маркетинговой
деятельности: Экономическая природа
каналов распределения в управлении маркетингом
Как известно, важной составной частью учебного процесса в вузе являются семинарские и практические занятия. После лекции важной формой учебной работы является проведение совмещенного семинарского и практического занятия. Проведение семинара и практикума одновременно служит для дальнейшего уяснения и углубления сведений, полученных на лекциях, а так же для приобретения навыков применения теоретических знаний в практике применительно к особенностям изучаемой отрасли, т.е., обучить решению специфических задач по профилю своей специальности.
16 апреля сего учебного года проведено открытое совмещенное семинарское и практическое занятие по дисциплине «Маркетинг» со студентами 441 группы специальности 80502 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)». Занятие проведено по предыдущей пройденной теме «Экономическая природа каналов распределения в управлении маркетингом» и состояло оно из трех блоков: доклады студентов; презентация по сбытовой деятельности ОАО Бурятхлебпром; решение задач по финансовым расчетам отдельных маркетинговых инструментов по сбыту на примере российских предприятий.
Цель данного семинарского занятия заключалась в обеспечении знания и практических навыков в области современных инструментов по распределению каналов товародвижения. Дать студентам основные навыки анализа рыночных ситуаций, развить способности к принятию самостоятельных управленческих решений, научить оценивать альтернативные варианты, т.е., максимально активизировать каждого студента и вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений в управлении маркетингом.
Реализация обозначенных целей в значительной мере способствует закреплению теоретического знания; приобретению навыков по применению теории на примере решения практических задач, разъяснения по трудным для понимания вопросам, в частности, управления сбытом.
На семинаре решались следующие задачи (по А.М. Матюшкину) [1]:
- развитие творческого профессионального мышления;
- познавательная мотивация;
- профессиональное использование знаний в учебных условиях:
- овладение
терминами экономической и
- навыки оперирования формулировками, понятиями, определениями маркетинга;
- овладение
умениями и навыками
Учебное занятие проходило в режиме объяснения и свободной дискуссии по актуальной проблематике заданной темы. Задания были даны в многовариантной форме по заданной теме и отражали требования программы дисциплины «Маркетинг».
Форма семинарского занятия заключалась в кратких докладах студентов с последующим обсуждением.
Темы докладов следующие:
- особенности маркетинговых каналов в современной экономике;
- выбор канала распределения;
- каналы распределения потребительских и институциональных товаров;
- оценка и взаимоотношения посредников.
Метод докладов предполагал обмен мнениями, т.е. момент живой беседы.
Следующий этап открытого семинарского занятия - практикум. На данном этапе проведена презентация по сбытовой деятельности ОАО Бурятхлебпром. Были изучены и использованы современные методики в области сбытовой политики на практическом примере ОАО Бурятхлебпром.
В заключительном этапе было выполнено решение нескольких задач по финансовым расчетам отдельных маркетинговых инструментов по сбыту на примере российских предприятий с последующим обсуждением.
Целью практического занятия являлось приобретение практических навыков в изучении конъюнктуры рынка и расчете его емкости, перспективы каналов распределения товародвижения.
В ходе практического занятия, как видно из сказанного выше, были использованы современные методики в области сбытовой политики на практическом примере ОАО Бурятхлебпром и других российских предприятий. Такой метод практического занятия предназначено для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях идет осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.
В завершении семинара по теме «Экономическая природа каналов распределения в управлении маркетингом» было сделано педагогическое обобщение всей пройденной темы.
Подводя итоги по открытому семинарскому занятию, здесь важно подчеркнуть, что метод совмещенного семинарского и практического занятия является особым видом изложения учебного материала и особым способом использования этого материала в учебном процессе. Именно поэтому, мы считаем, что этот метод должен стать одним из важных в обучении маркетингу.
Основной и ведущей функцией семинара являлась функция познавательная. В процессе обсуждения на семинаре и практикуме конкретных проблем вырисовывались новые аспекты, углубленное обоснование всех аспектов по рассматриваемой теме, выдвигались положения, не привлекшие ранее внимания студентов. Даже само углубление знаний, движение мысли от сущности первого блока к сущности второго порядка сообщались знаниям студентов более осмысленное и прочное содержание изучаемой темы.
Особенность семинарского занятия заключалась в возможности равноправного и активного участия каждого обучающегося в обсуждении рассматриваемых вопросов.
Применение данного метода существенно меняет роль преподавателя в учебном процессе. Прежде всего, задача преподавателя состоит в подборе, а в наших условиях и в непосредственном составлении реальных ситуаций (особенно на местном материале), студенты должны решить поставленную проблему. Так как при решении маркетинговых задач возможны различные варианты решения проблемы, при этом очень важно, чтобы студенты рассуждали, но ни в коем случае не навязывать им своё мнение. Поэтому главное достоинство этого метода обучения состоит в том, что он не только развивает самостоятельное мышление у студентов, но и формирует "вкус" к анализу экономической ситуации, развивает навыки коллективной работы, что очень необходимо практическим менеджерам экономистам.
Список литературы
1. Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход : метод. пособие / Вербицкий А. А. – М. : Высш. шк., 2000. – 207 с.
2. Гордиенко И. И. Интеллектуальные системы и методы обучения // Вестн. высш. шк. – 2005. – 205 с.
4. Парамонова Т.Н., Блинов А.О. Маркетинг: активные методы обучения : учеб. пособие / Парамонова Т.Н., Блинов А.О. и др. – М. : Крокус, 2009. – 406 с.
4. Сердюк С. Ф. Педагогическая техника преподавателя : учеб. пособие / Сердюк С. Ф. – Воронеж, 2007. – 386 с.
5. Смолкин А. М. Методы активного обучения : науч.-метод, пособие / Смолкин А. М. – М. : Высш. шк., 2007. – 176 с.
Информация о работе Экономическая природа каналов распределения в управлении маркетингом