Взаимодействие органов государственной власти и СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 23:35, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении политической власти и средств массовой информации приобретает особо актуальное значение. Общепризнано, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом.
Для государства его информационная политика выступает одним из центральных рычагов управления, наиболее весомым инструментом власти. Для средств массовой информации государственная власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом на информационном поле.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.5
1.1 Функции и сущность средств массовой информации………………….5
1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти……………………………………………………………12
2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………………...…15
2.1 Проблемы взаимоотношений органов государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………15
2.2 Мотивы и формы сотрудничества государственной власти и средств массовой информации………………..…………………………………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………31

Вложенные файлы: 1 файл

сми и государство.docx

— 355.34 Кб (Скачать файл)

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.5

1.1 Функции и сущность средств массовой информации………………….5

1.2 Модели взаимодействия средств массовой информации и государственной власти……………………………………………………………12

2 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ………………………………………………...…15

2.1 Проблемы взаимоотношений органов государственной власти и средств массовой информации……………………………………………………15

2.2 Мотивы и формы сотрудничества государственной власти и средств массовой информации………………..…………………………………………….25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………...……………………………………29

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ………………………31

ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...33

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность темы исследования. Сегодня, когда качество жизни общества определяется степенью его информированности и демократического сознания, вопрос о взаимоотношении политической власти и средств массовой информации приобретает особо актуальное значение. Общепризнано, что от взаимодействия государственной власти и СМИ во многом зависят темпы развития гражданского общества и политической системы в целом.

Для государства его информационная политика выступает одним из центральных рычагов управления, наиболее весомым инструментом власти. Для средств массовой информации государственная власть выступает в самых разных ипостасях, начиная с удобного партнёра и заканчивая наиболее опасным конкурентом на информационном поле.

Технико-технологические реалии современного общества превращают средства массовой информации из инструмента, контролируемого властью, в самостоятельную политическую силу, что требует пересмотра их места и роли в политическом процессе.

Степень изученности темы. Основу теоретического исследования составляют труды как отечественных, так и зарубежных исследователей. Среди отечественных авторов: А.Н.Чумиков,  М.А.Кормильцина, С.Л.Давдян, Я.Н.Засурский, М.П.Бочаров и другие.

Среди зарубежных авторов, внесших заметный вклад в разработку данной проблемы, следует назвать такие имена, как: Э.Берней, Айви Ли, Х.Кентрил.

Предмет исследования - процесс взаимодействия органов государственной власти и СМИ.

Объектом исследования данной работы являются связи   с общественностью в системе государственного управления.

Цель курсовой работы- изучить основы взаимодействия органов государственной власти и СМИ; выявить основные механизмы и условия формирования эффективного взаимодействия органов государственной власти и СМИ как фактора реализации информационной политики в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:

  1. Изучить сущность и содержание процесса взаимодействия органов государственной власти и СМИ.
  2. Рассмотреть модели и формы взаимоотношений органов государственной власти со СМИ.
  3. Раскрыть содержание взаимодействия государственной власти и СМИ на федеральном уровне.

Теоретико-методологическую основу составляют системный подход в исследовании проблем государственного управления, социологические принципы изучения системы власти, СМИ и общественного сознания. Особое место в исследовании занимают положения общей теории информации и социальной информациологии, теории современного гражданского и информационного общества, теории управления, а также теории и практики их взаимодействия.

Структура курсовой работы состоит из введения, двух разделов, заключения, списка использованных источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ.

1.1 Функции и сущность  средств массовой информации

 

В настоящее время в условиях глобальных политических преобразований взаимоотношения между государственной властью и СМИ перешли на качественно новый уровень и носят довольно разносторонний и противоречивый характер.

Чтобы подробнее разобраться в информационно-политическом взаимодействии, разберем сначала собственно сущность средств массовой информации.

Особую роль в организации взаимодействия между органами государственной власти и общественными институтами и группами должны играть средства массовой информации. Они могут выявлять интересы граждан, доводить до сведения властей их озабоченности какими-то проблемами, аккумулировать и формировать общественное мнение относительно действий и намерений властей, обеспечивая им поддержку или, наоборот, способствуя консолидации протестных настроений и усилий в обществе.

В Федеральном законе Российской Федерации «О средствах массовой информации» под средствами массовой информации понимается периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации».

Пугачев В.П. трактует средства массовой информации как «учреждения, созданные для открытой публичной передачи с помощью специального технического инструментария различных сведений любым лицам».

 

Средства массовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – на информацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.

Конституция Российской Федерации «гарантирует свободу массовой информации, запрещает цензуру». Аналогичные принципы закреплены и в конституциях других государств.

Федеральный закон Российской Федерации «О средствах массовой информации» закрепляет право граждан на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, их должностных лиц».

Следует отметить, что сегодня происходит возрастание потока информации. Происходит ее глобализация, продолжают модернизироваться традиционные средства коммуникации. Фактически на рубеже 80-ых годов мир средств массовой информации был разделен на 2 части: старые (традиционные) и новые.

Старые: книги, журналы, периодические издания и т. д.

Современные – достижение новых информационных технологий (кабельное телевидение, спутниковая связь, компьютерная пресса и т. д.).

Оценки экспертов показывают, что наиболее зависимы от органов государственного управления крупные СМИ — телевидение, газеты, радио. Наименее зависимыми от органов государственного управления, по мнению экспертов, являются интернет-СМИ.

Следует отметить следующие отличительные черты средств массовой информации:

  • публичность, то есть неограниченный и надперсональный круг потребителей;
  • наличие специальных, технических приборов, аппаратуры;
  • непрямое, разделенное в пространстве и во времени взаимодействие коммуникационных партнеров;
  • однонаправленность взаимодействия от коммуникатора к реципиенту, возможность перемены их ролей;
  • непостоянный, дисперсивный характер их аудитории, которая образуется от случая к случаю в результате общего внимания, проявленного к той или иной передаче или статье.

Средства массовой информации отличаются оперативностью распространения информации, способностью проникать во все социальные общности, профессиональные, возрастные и другие группы.

Функции средств массовой информации разнообразны. В любом современном обществе они в той или иной форме выполняют ряд общих политических функций. Опыт истории показывает, что средства массовой информации способны служить различным политическим целям: как просвещать людей, развивать в них чувство собственного достоинства, стремление к свободе и социальной справедливости, обогащать личность, так и духовно порабощать, дезинформировать и запутывать, разжигать массовую ненависть, сеять недоверие и страх.

Средства массовой информации обладают рядом функций, среди них выделяют явные и латентные. К явным относятся:

  • Информационная функция – основная функция СМИ, которая заключается в предоставлении актуальной информации о самых различных сферах деятельности – деловой, научно-технической, политической, юридической, медицинской и т.п. Добываемая и передаваемая СМИ информация включает не только беспристрастное освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества.
  • Культурологическая функция выполняет не только свою основную познавательную задачу – ознакомление с достижениями культуры и искусства, она способствует осознанию обществом необходимости преемственности культуры, сохранения культурных традиций. При помощи СМИ люди знакомятся с особенностями различных культур и субкультур. Это развивает эстетический вкус, способствует взаимопониманию, снятию социальной напряженности, в конечном счете, способствует интеграции общества.

С данной функцией связано понятие массовой культуры, отношение к которой в плане ее социальной ценности неоднозначно. С одной стороны, стремление познакомить широкие массы с достижениями мирового искусства, новыми направлениями и тенденциями является несомненной заслугой СМИ. С другой стороны, низкий художественный уровень развлекательных программ, неограниченные возможности их тиражирования воспитывают дурной вкус у потребителей массовой культуры.

  • Функция социализации означает усвоение человеком норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности. Эта функция проявляется в сообщении гражданам знаний, позволяющих адекватно оценивать и упорядочивать сведения, получаемые из СМИ и других источников. Масс-медиа, сопровождая человека в течение всей его жизни, в значительной мере влияют на восприятие им информации. При этом у людей могут формироваться и неверные способы восприятия действительности, искажающие восприятие.

Среди других явных функций можно выделить развлекательную функцию, функцию релаксации, экономическую функцию и др.

К латентным функциям:

  • Регулирующая функция имеет широкий диапазон воздействия на массовую аудиторию, начиная с установления контактов и заканчивая контролем над обществом. В этой функции массовая коммуникация влияет на формирование общественного сознания группы и личности, на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов. Здесь же кроются возможности манипулирования и управления общественным сознанием и осуществление функции социального контроля. Хотя СМИ, в отличие от государственных и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. Люди, как правило, принимают те социальные нормы поведения, этические требования, эстетические принципы, которые убедительно пропагандируются СМИ как положительный стереотип образа жизни, стиля одежды, формы общения и т.п.

С этой функцией связана функция формирования общественного мнения о тех или иных социальных институтах, об экономической, политической, культурной и других сферах жизни общества, а также о событиях, происходящих в стране и в мире. Так, например, у людей формируются мнения по вопросам, не находящим непосредственного отражения в их повседневном опыте – о политических деятелях, других странах и т.д.

  • Функции артикуляции и интеграции – СМИ также выполняют конструктивную функцию артикуляции различных общественных интересов. Они обеспечивают представителям различных общественных групп возможность публично выражать свое мнение, находить и объединять единомышленников, сплачивать их общностью целей и убеждений, четко формулировать и представлять свои интересы.
  • Мобилизационная функция – все рассмотренные выше функции СМИ объединены мобилизационной функцией или же прямо или косвенно способствуют ее осуществлению. Эта функция выражается в побуждении людей к определенным действиям. Однако в наши дни эта функция уже не воспринимается как исключительно положительная. Существует множество примеров того, как средства информации воздействовали на детскую психику, провоцируя самые кровавые преступления. С другой же стороны они, наоборот, производят «убаюкивающий» эффект, переводят зрителя в состояние пассивного восприятия.

Средства массовой информации обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. Без радио, телевидения, газет и журналов даже хорошо образованный человек не может правильно ориентироваться в сложной мозаике противоречивых социальных и политических процессов. Средства массовой информации позволяют ему выйти за узкие рамки непосредственного индивидуального опыта, делают обозримым весь мир политики, правда, через призму своего собственного видения социальной и политической реальности.

Средства массовой информации могут быть организованной или дезорганизованной системой. Упорядоченность их структуры, оптимальное функционирование системы зависят от процессов организации и дезорганизации в этом системном объекте. Наряду с редакционными структурами, структурами экономической организации существуют государственные функциональные органы, различные общественные институты, участвующие в этом организационном процессе. Его трансформация связана с общими тенденциями перехода к демократическому обществу, с сокращением сферы отношений субординации, подчинения властным структурам и с расширением отношений координации, сотрудничества между СМИ и различными субъектами организационной, управленческой деятельности.

Информация о работе Взаимодействие органов государственной власти и СМИ