Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 20:53, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Массовые коммуникации".
«Теория и практика массовой информации»
Информация (от лат. informatio, разъяснение, изложение, осведомленность) — сведения о чем-либо, независимо от формы их представления.
Средства массовой информации
(СМИ) - средства донесения информации
(словесной, звуковой, визуальной) по принципу
широковещательного канала, охватывающее
большую аудиторию и
В русский язык термин «СМИ» пришел как калька с французского «moyens d’information de masse».
Отдел пропаганды ЦК КПСС в приказном порядке стал навязывать этот термин с середины 70-х годов, вытесняя, тем самым, понятие «СМК (средства массовой коммуникации)», введенное исследователями в Советском Союзе в 60-х годах.
К СМИ относятся:
Периодическое печатное издание (визуальные издания): газета, журнал, альманах, бюллетень.
Электронные СМИ: радио, телевидение, интернет.
Периодическое печатное издание – издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, т.е. своего рода материальный носитель с зафиксированной на нём информацией с определенными реквизитами. Первая печатная газета в России - «Ведомости» Петра I вышла в 1702 году. К периодическим печатным изданиям относятся:
газета – периодическое
Газеты публикуют в первую очередь сведения о текущих сообщениях, а также обзорно-аналитические материалы. Объем газеты составляет от 2-х до 100 и более полос (страниц). Газеты различаются:
журнал – периодическое
журнальное издание, содержащее статьи
или рефераты по различным общественно-
Журналы, как и газеты, классифицируются:
по периодичности — не бывает ежедневных журналов, только еженедельные и ежемесячные, а также выходящие раз в два месяца или реже;
по формату;
по тематике;
по характеру подачи информации (стиль).
Из-за того, что журналы выходят в свет реже, чем газеты, они отличаются низкой оперативностью подачи информации, зато у них больше возможностей для подробного анализа событий, размышлений, подведения итогов и т. д. Но с появлением Интернета журналы стали появляться и в сети. Сначала на сайтах выкладывали архивы печатных изданий, позже стали появляться онлайн-журналы. Они не выходили в печатном виде, а существовали исключительно на просторах всемирной сети Интернет. Сейчас некоторые из них имеют аудиторию в несколько раз большую, чем аналогичные печатные издания.
альманах – сборник, содержащий литературно-художественные и научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку. В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. Первые литературные альманахи появились во Франции в середине 18го века. В России альманахи появились в конце XVIII века. В 1796 Н. М. Карамзин выпустил в подражание западным альманахам сборник «Аониды», который считается первым русским литературным альманахом.
бюллетень – периодическое или продолжающееся издание, содержащее краткие материалы о работе учреждений, общественных организаций, результаты исследований и т.п. Бюллетень - краткое сообщение о событии, имеющем общественное значение. К печатным изданиям также могут относиться иные издания. Бюллетень может быть как:
- Сборник
официальных актов,
- Официальное информационное сообщение.
-
Периодическое
- Листок нетрудоспособности для регистрации болезни рабочего или служащего.
Радио
Его активное расспостронение началось в начале 20го в. Журналисты и социологи выделяют следующие особенности радио:
- Радио является самым оперативным каналом информации
Т.к. радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния, причем получение сигнала происходит в момент передачи Отсюда возможность такой оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события, чего невозможно в принципе добиться в прессе.
- Радио является более удобным для знакомства с радио информации
Т.к. Люди слушают радио, занимаясь другими делами. Они пользуются радио, чтобы узнать новости, послушать музыку, развлечься и чувствовать себя причастными к жизни окружающего мира. Кроме того, радио очень популярно среди автолюбителей, поскольку нет возможности обращаться к печатным изданиям и телевидению.
- Радио является самым доступным СМИ в плане финансовых затрат, т.к. доступ к радио значительно упрощен. Уникальность радио - в его вездесущности и общедоступности.
Телевидение
Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах и стало, как и радио, равноправным участником «триумвирата» средств массовой информации в 60-х годах XX века. Телевизионная специфика родилась как бы на пересечении возможностей радио и кино. От радио телевидение взяло возможность передавать сигнал с помощью радиоволн на далекие расстояния - этот сигнал одновременно имеет звуковую и видеоинформацию, которая на экране телевизора в зависимости от характера передачи несет кинематографический характер или же характер фотокадра, схемы, графика и т.д.
Существует ряд свойств присущих ТВ:
- Широкий и единовременный охват территории, возможность проникать в любую точку мира;
- Экранность: применение аудио-визуальности (движущихся изображений вместе со звуком);
- Возможность прямого
эфира, одновременно
- Возможность монтажа:
подбора кадров, эпизодов и т.д.
Телевидение в глазах своей
аудитории ближе других
Все эти св-ва помогают отображать ту информацию, которая требуется.
Интернет
Интернет появился недавно, примерно 20 лет назад. В России с 1993г. Среди исследователей МИ нет единого мнения относительно его статуса и роли по отношению СМИ. Выделяют следующие особенности:
- В отличии от печати,
радио и телевидения интернет
это не социальный институт, не
юридич. Лицо и их совокупность,
а система пользования,
- Поскольку здесь существует
иституционная
- Число регулярных
На сегодня почти все СМИ имеют сайты в Интернете, на многих из них публикуются регулярно обновляемая информация: как правило, это интернет-версии тех же материалов, иногда они выходят с задержкой, иногда к материалам и/или архивам доступ является платным. Обычно основные доходы интернет-СМИ поступают также от рекламы, хотя СМИ может быть и спонсируемым как вещательный орган какой-либо организации.
Среди функций СМИ выделяют следующие:
Е. П. Прохоров, выделяет следующие шесть функций журналистики:
1. коммуникативную — функцию
общения, налаживания контакта, которую
автор называет исходной
2. непосредственно-
3. идеологическую (социально-ориентирующую),
связанную со стремлением
4. культурно-образовательную,
заключающуюся, по мнению
5. рекламно-справочную, связанную
с удовлетворением утилитарных
запросов в связи с миром
увлечений разных слоев
6. рекреативную (развлечения, снятия напряжения, получение удовольствия).
Основные задачи СМИ передача информации потребителям которая происходит различными путями (газета, радио, ТВ).
Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки:
массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);
периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год;
принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей.
Согласно ст.2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как:
периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.[1]
В России СМИ обязаны регистрироваться в органах Роскомнадзора, предоставлять в библиотеки экземпляры своей печатной продукции, либо хранить в течение 1 года записи каждого выпуска (телерадиовещание) и т. д. В то же время им предоставлены определённые права и гарантии, запрещена предварительная цензура.
К СМИ в России не относятся: стенгазеты, малотиражные издания, библиотеки, Интернет в целом: интернет-блоги, чаты, форумы, конференции и т. д.[2]
Каждое из этих средств информации обладает своими особенностями в области производства и подачи сведений.
Изучая взаимодействие СМИ
и властных структур очень важно
четко понимать цели этого процесса
заключается в обосновании
СМИ, включаясь во взаимодействие с властными структурами, преследуют цель удовлетворения информационных потребностей, как отдельной личности, так и общества в целом, публичного выражения общественных интересов; с другой стороны, деятельность СМИ направлена на получение дохода от реализации своей аудитории (рекламодателям или спонсорам, в том числе и органам власти). Таким образом, взаимодействие СМИ и власти носит достаточно противоречивый характер в силу различной направленности их деятельности и наличия у них особых интересов.
Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Массовые коммуникации"