Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2013 в 17:06, реферат
История математики есть одна из математических дисциплин. Все отрасли математики, какими бы разными они не казались, объединены общностью предмета. Этим предметом является, по определению Ф. Энгельса, количественные отношения и пространственные формы действительного мира. Различные математические науки имеют дело с частными, отдельными видами этих количественных отношений и пространственных форм или же выделяются своеобразием методов. Состав математики, как и всякой другой науки, включает в себя:
История математики есть одна из математических дисциплин. Все отрасли математики, какими бы разными они не казались, объединены общностью предмета. Этим предметом является, по определению Ф. Энгельса, количественные отношения и пространственные формы действительного мира. Различные математические науки имеют дело с частными, отдельными видами этих количественных отношений и пространственных форм или же выделяются своеобразием методов. Состав математики, как и всякой другой науки, включает в себя:
а) факты, накопленные в ходе ее развития;
б) гипотезы, т.е. основанные на фактах научные предположения, подвергающиеся в дальнейшем проверке опытом;
в) результаты обобщения фактического материала, выраженные в математических теориях и законах;
г) методологию математики, т.е. общетеоретические истолкования математических законов и теорий, характеризующие общий подход к изучению предмета математики.
Все эти элементы постоянно находятся во взаимосвязи и в развитии. Выяснение того, как происходит это развитие в изучаемый исторический период и куда оно ведет, и является предметом истории математики. История математики есть наука об объективных законах развития математики.
3. О материалистическом понимании предмета истории математики.
Как было отмечено ранее математика есть наука о количественных отношениях и пространственных формах действительного мира. Эти объекты математики не представляют непосредственно данной реальности. Они являются плодом абстракции.
Чтобы исследовать средствами математики какой-либо предмет или явление, необходимо отвлечься от всех качественных особенностей его, кроме тех, которые характеризуют количество или форму.
В ходе развития математики рассматриваются все более абстрактные объекты, входящие в класс количественных отношений и пространственных форм. В современных математических теориях эти формы и отношения часто предстают в весьма отвлеченном виде.
Абстрактность предмета математики лишь затушевывает происхождение (зачастую сложное, многостепенное, опосредованное) всех понятий математики из материальной действительности, но ни в каком случае не отменяет его. История показывает, что запас количественных отношений и пространственных форм, изучаемых математикой, непрерывно расширяется в неразрывной связи с запросами техники и естествознания, наполняя все более богатым содержанием общее определение математики.
Остановимся на вопросах периодизации истории математики. В истории математики различают несколько больших периодов, отличающихся рядом характерных особенностей.
4.Первый период математики – донаучный. Математика очень древняя наука. Считать и оперировать числами люди умели и раньше. Существуют специально математические тесты, давность которых исчисляется в четыре и более тысяч лет и которые, как теперь можно считать доказанным, представляли уже собой материал для упражнений в школе. Впервые возникают основные первичные и важнейшие математические понятия и операции, такие как абстрактные понятия как угол, площадь, объем и др. И если мы хотим выяснить логическую сущность понятий числа, площади, объема и других, важнейших для математики понятий, их отношение к материальной действительности, роль практики в их возникновении и развитии, мы должны обратиться к этому периоду истории математики.
В этот период хотя и существуют уже общие алгоритмы для решения некоторых классов задач, но рассматриваются они только на конкретных примерах. Общие правила пока не формулируются. К этому периоду относится математика первобытных народов и математические знания древних египтян и вавилонян. Познакомившись с содержанием математики этого времени, начинаешь удивляться тому, какие важные и трудные историко-математические задачи могли быть связаны со столь отдаленными временами.
5.Второй период математики естественным периодом в истории математики является история античной греческой математики. В это время математика стала наукой, обладающей основными характерными для нее – вплоть до нашего времени – особенностями. Решаются задачи относящиеся, например, к истории понятий величины и действительного числа, истории теории делимости, предыстории дифференциального и интегрального исчислений, истории алгебры, аналитической геометрии и других разделов и понятий математики. Над которыми и теперь еще работают историки математики. Следует отметить, что и по отношению к этому периоду перед историками математики стоит еще ряд интересных и важных задач.
6.Третий период математики большой период в истории математики, который естественно назвать периодом элементарной математики, охватывает историю математики у разных народов не всегда одного и того же времени: древних и средневековых Китая и Индии; народов Средней Азии и Кавказа; арабов и средневековых европейцев, вплоть до эпохи Возрождения включительно. Здесь речь идет, прежде всего, о разработке важнейших вычислительных алгоритмов, в том числе необходимого для нужд астрономии приближенного вычисления с любой наперед заданной степенью точности тригонометрических функций, и связанного с ним приближенного решения кубических уравнений.
К этому же периоду относятся русские математические рукописи XI – XVI вв.
История математики этого периода
в последнее время стала
7.Четвертый период математики относится история европейской математикиXVI – XVIII столетий, сюда же относят деятельность Петербургской Академии наук в XVIII в. Это период создания буквенных исчислений и математического анализа и связан он с введением в математику переменной величины и общего понятия функции.
«Поворотным пунктом в математике была декартова переменная величина», - писал Энгельс. «Благодаря этому в математику вошли движение и диалектика, и благодаря этому же стало немедленно необходимым дифференциальное и интегральное исчисление, которое тотчас и возникает, и которое было, в общем и целом завершено, а не изобретено, Ньютоном и Лейбницем» (Ф. Энгельс, Диалектика природы, 1948, стр. 208).
Занимаясь вопросами
диалектико-
8.Пятый период математики (последний) период – история математики XIX – XXI столетий – или период современной математики. История математики XIX в. представлена в известных трудах великих математиков этого периода: Кеплера, Кавальери, Декарта, Ферма, Паскаля, Гюйгенса, Валлиса, Ньютона, Лейбница, Бернулли (Якова, Ивана, Даниила), Эйлера, Лагранжа, Лапласа и других. Для этого периода характерны пересмотр и расширение всех основных понятий математики, начиная с понятия функции, расширение которого было связано с потребностями теперь уже не только механики и астрономии, но и, особенно, математической физики; разработка теории специальных функций (особенно эллиптических); создание новых, абстрактных, математических дисциплин, таких, как теория инвариантов, теории групп, полей, колец, структур и других алгебраических систем («современная алгебра»), неевклидовы геометрии, теория функций комплексного переменного, теория множеств и теория функций действительного переменного, функциональный анализ, топология; разработка аксиоматического метода и задач обоснования математики, математической логики и теории алгоритмов, математической статистики и теории информации, теории автоматов.
В основу периодизации положены важнейшие математические идеи, результаты и методы, определяющие содержания работ и характерные черты каждого периода. Эти же периоды, в общем и целом, соответствуют основным этапам истории развития производительных сил и производственных отношений общества. Действительно, сначала мы имели дело с математическими знаниями людей первобытного общества и ранних ступеней рабовладельческого строя, затем перешли к математике древних греков, т.е. математике наиболее развитого рабовладельческого общества, третий период соответствует, в основном, феодальному способу производства, четвертый – эпохе возникновения капитализма. Пятый период – это период более развитого капитализма и до настоящего времени.
Таким образом, с развитием
производительных сил общества усложняются
задачи, которые приходится решать
науке, и изменяются условия, в которых она находится. В частности,
в условиях подъема производительных
сил и победы прогрессивных слоев общества
создается обстановка, благоприятствующая
развитию науки, и наоборот, господство
реакционных классов и их мировоззрения
препятствуют ее развитию. Этим объясняется
то, что рабовладельческий строй в Риме,
почти ничего не давшего для истории математики,
так как реакционные силы в частности,
юристы постановили «относительно злодеев
(преступников), математиков и им подобных»,
что «обучать искусству геометрии и участвовать
в публичных упражнениях в искусстве,
столь заслуживающем осуждения, как математика,
запрещается», а в средневековом феодальном
обществе, также сковывавшем развитие
науки, математиков отождествляли с колдунами,
что «хороший христианин должен остерегаться
математиков и всех тех, кто занимается
пустыми пророчествами. Нам угрожает реальная
опасность, что математики заключили договор
с дьяволом, чтобы затемнить ум и заключить
человека в узы ада» (M.Keine.
На уроке истории математики следует отметить важность истории математики для целей преподавания и воспитания молодежи.
Преподаватели знают, что беседы из истории математики оживляют преподавание, повышают интерес к предмету, расширяют их кругозор, знакомят со значением математики для развития техники и естествознания. На примерах творческой жизни ученых, на примерах истории их открытий можно привить учащимся веру в их собственные силы, желание испытать эти силы на тех задачах, которые возникают перед современной наукой. Исторические беседы позволяют подвести учащихся к пониманию того, что современное состояние науки базируется на ее прошлом и содержит в зародыше ее будущее.
Поэтому интерес преподавателей школ и высших учебных заведений, а также студентов и учащихся средних школ к истории математики как отечественных, так и зарубежных ученых, не должен быть временным и преходящим.
На уроках математики, следуя программе каждого класса и в соответствии с возрастными особенностями школьников, необходимо помещать серию коротких (на 3 или 5 минут) рассказов из истории математики и ее применении в житейской практике и в науке. Не обязательно выдерживать историческую последовательность и опасаться повторения таких бесед в разных классах на уроках, так как беседы могут быть одинаковыми по теме, но различными по глубине и широте охвата исторического и фактического материала.