Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 16:58, реферат
Добро Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со временем Истина отошла к науке, Красота к искусству, а Добро вообще повисло в воздухе. Но наука, не освящённая идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку.
1.Введение: Алгебра и гармония стр.2
2.Поэты, стихотворения которых сочетали в себе и алгебру и гармонию:
Тютчев Ф.И. стр.3
2)Брюсов В.Я стр.4
3) Кириенко-Волошин М. стр.6
4) Мандельштам О.Э стр.7
5)Хлебников В.В стр.9
3.Заключение: Мое мнение.
МОУ Гимназия №1
Выполнила: |
Пальцева Светлана |
ученица 8 «Б» класса | |
гимназии №1 | |
Проверила: |
Вислогузова О. А. |
г. Петровск – Забайкальский
Математика – царица всех наук, символ мудрости. Красота математики среди наук недосягаема, а красота является одним из связующих звеньев науки и искусства. Это не только стройная система законов, теорем и задач, но и уникальное средство познания красоты. Красота многогранна и многолика. Она выражает высшую целесообразность устройства мира, подтверждает универсальность математических закономерностей, которые действуют одинаково эффективно в кристаллах и живых организмах, в атоме и во Вселенной, в произведениях искусства и в научных открытиях. Добро Истина, Красота. Древние утверждали триединство этих трёх ликов культуры. Со временем Истина отошла к науке, Красота к искусству, а Добро вообще повисло в воздухе. Но наука, не освящённая идеалами Добра, ведёт мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в мир декаданса. Красота в равной мере должна питать искусство и науку.
Гармония означает «согласованность, соразмерность, единство частей и целого, обуславливающие внутреннюю и внешнюю формы предмета, события, явления, их совершенство». Внешне гармония может проявляться в мелодии, ритме, симметрии, пропорциональности. Математик, так же как и художник или поэт, создает узоры, и если его узоры более устойчивы, то лишь потому, что они составлены из идей. Многие поэты, выразили свое отношения к математике через их произведения. Например, Федор Тютчев.
Фёдор Иванович Тютчев - (23 ноября (5 декабря) 1803, Овстуг, Брянский уезд, Орловская губерния — 15 (27) июля 1873, Царское Село) — русский поэт, дипломат, консервативный публицист. Тютчев получил домашнее образование под руководством Семёна Раича, ставшего также впоследствии учителем Михаила Лермонтова. Изучил латынь и древнеримскую поэзию, в тринадцать лет переводил оды Горация. Продолжил гуманитарное образование на Словесном отделении в Московском университете, где его преподавателями были Алексей Мерзляков и Михаил Каченовский. Ещё до зачисления в число студентов, в 1818 избран сотрудником Общества любителей российской словесности. Получив аттестат об окончании университета в 1821, Тютчев поступает на службу в Государственную Коллегию Иностранных Дел и отправляется в Мюнхен в качестве внештатного атташе российской дипломатической миссии. Здесь он знакомится с Шеллингом и Гейне и женится на Элеоноре Петерсон, урождённой графине Ботмер, от которой имеет трех дочерей. Старшая из них, Анна, позже выходит замуж за Ивана Аксакова. В своем стихотворении писал:
Счастлив в наш век, кому победа
Далась не кровью, а умом,
Счастлив, кто точку Архимеда
Умел сыскать в себе самом
Так же эту тему затронул Валерий Брюсов.
Валерий Яковлевич Брюсов (1 декабря 1873, Москва — 9 октября 1924, Москва) — русский поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературовед, литературный критик и историк. Один из основоположников русского символизма. Будущий мэтр символизма был внуком поэта-баснописца И. Я. Бакулина (фамилией деда Брюсов подписывал некоторые свои сочинения); получив вольную, тот начал в Москве торговое дело. Дед Валерия, Кузьма Андреевич, родоначальник Брюсовых, был крепостным помещика Брюса. В 1859 году он выкупился на волю и переехал из Костромы в Москву, где приобрёл дом на Цветном бульваре. В этом доме поэт родился и жил до 1910 года. Отец Брюсова, Яков Кузьмич Брюсов (1848—1907), сочувствовал идеям революционеров-народников; он публиковал стихотворения в журналах; в 1884 году Яков Брюсов отослал написанное сыном «Письмо в редакцию», описывавшее летний отдых семьи Брюсовых; «письмо» было опубликовано. Увлёкшись скачками, отец просадил всё состояние на тотализаторе; он заинтересовал скачками и сына, первая самостоятельная публикация которого представляет собой статью в защиту тотализатора. Родители мало занимались воспитанием Валерия, и мальчик был предоставлен самому себе; большое внимание в семье Брюсовых уделялось «принципам материализма и атеизма», поэтому Валерию строго запрещалось читать религиозную литературу; но при этом других ограничений на круг чтения юноши не накладывалось, поэтому среди «друзей» его ранних лет были как литература по естествознанию, так и «французские бульварные романы», книги Жюль Верна и Майн Рида и научные статьи — словом «всё, что попадалось под руку».
При этом будущий поэт получил хорошее образование — он учился в двух московских гимназиях (с 1885 по 1889 год в частной классической гимназии Ф. И. Креймана (был отчислен за пропаганду атеистических идей), в 1890—1893 годах — в частной гимназии Л. И. Поливанова; последний — великолепный педагог — оказал значительное влияние на юного поэта); в последние гимназические годы Брюсов увлекался математикой. Вот что он писал:
А третье - третье яблоко Ньютона,
Оно упало в час своей норы,
И понял ум незыблемость закона,
Что движет землю, небо и миры.
В своем произведении, как вы поняли,
Брюсов рассказывает о яблоке Ньютона.
Долгие летние времена Исаак Ньютон пролеживал
под яблоней, внимательно рассматривая
наливающиеся соком яблоки. И однажды
его осенило: представив, что яблоко - это
Луна, он совершил гениальное открытие,
названное потом Законом всемирного тяготения.
Падало ли ему на голову яблоко?
Вряд ли. Во-первых, к началу июня, когда
Ньютон сформулировал для себя закон,
яблоки еще не созрели, а, во-вторых, свидетелей
не было. Так что свою легенду Ньютон рассказал
племяннице Вольтера, та передала ее своему
дяде, а уж в словах самого Вольтера никто
сомневаться не собирался, его авторитет
был достаточно высок.
Вот еще один из авторов стихотворений, где сливаются одновременно и алгебра, и гармония - это Максимилиан Волошин.
Максимилиан Кириенко-Волошин родился 16 (28) мая 1877 года в Киеве, в семье юриста, коллежского советника. После разрыва с женой, Еленой Оттобальдовной (урождённой Глазер), отец Максимилиана умер в 1881 году. С матерью поэт поддерживал родственные и творческие отношения до конца её жизни. Раннее детство прошло в Таганроге и Севастополе. Свое среднее образование Волошин начал в Московской Поливановской гимназии. Когда они с матерью переехали в Крым, Максимилиан пошел в Феодосийскую гимназию. Каждый день рано утром он проделывал путь из Коктебеля в Феодосию длиной около семи километров по гористой пустынной местности. С 1897 по 1899 год Максимилиан учился в Московском университете, однако чаще занимался самообразованием. В 1900-х много путешествовал, занимался в библиотеках Европы, слушал лекции в Сорбонне. В Париже он также брал уроки рисования и гравюры у художницы Е. С. Кругликовой. Вернувшись в начале 1903 года в Москву, легко становится «своим» в символистской среде; начинает активно публиковаться. С этого времени, живя попеременно, то на родине, то в Париже, много делает для сближения русского и французского искусства; с 1904 года из Парижа регулярно посылает корреспонденции для газеты «Русь» и журнала «Весы», пишет о России для французской прессы. В апреле 1906 года женится на художнице М. В. Сабашниковой и поселяется с ней в Петербурге. Их сложные отношения отразились во многих произведениях Волошина. Он писал:
Мир стер зубцы Лапласовых колес,
Заржавели Ньютоновы пружины,
Эвклидов куб - наглядный и простой,
Оборотился Римановой сферой.
Здесь Волошин говорит о Римановой сфере. Риманова сфера-это риманова поверхность, естественная структура на расширенной комплексной плоскости , являющаяся комплексной проективной прямой . Как вещественное многообразие диффеоморфна двумерной сфере S2.Так же был еще один писатель - Осип Мандельштам. Мандельштам Осип Эмильевич - русский поэт, прозаик, переводчик, эссеист. Из петербургской еврейской купеческой семьи. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания "Шум времени",1925). В 1907-08 слушал лекции в Париже, в 1909-10 в Гейдельберге, в 1911-17 изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил). Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация 1910. Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать "суровость Тютчева с ребячеством Верлена", высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы; интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно сдержанны ("Неумолимые слова..." о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети. В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, "Айя-София" печатаются в программной подборке акмеистов.
Программа акмеизма для
него конкретность, "посюсторонность",
"сообщничество сущих в
Если все живое лишь помарка
За короткий выморочный день,
На подвижной лестнице Ламарка
Я займу последнюю ступень.
1 августа 1744 года родился Жан Батист Пьер Антуан де Моне Ламарк (ум. 1829) – ученый биолог. Он считал, что природа стремится к совершенству, и следствием этого является процесс эволюции живых организмов. Это было еще до Дарвина с его теорией естественного отбора, и речь шла просто об имманентном свойстве жизни, ее предназначении (кстати, слово «биология» придумал именно Ламарк), о том, что в конкретных условиях одни органы животных развиваются и становятся более приспособленными к этим условиям, а другие, наоборот, остаются невостребованными и даже атрофируются. А в целом эволюция носит прогрессивный характер.
Но в том, что касается человека, у Ламарка такой уверенности уже не было. В примечании к одному из своих трудов он заметил: «Можно, пожалуй, сказать, что назначение человека как бы заключается в том, чтобы уничтожить свой род, предварительно сделав земной шар непригодным для обитания». «Лестница Ламарка» ведет ввысь, к совершенству. А лирический герой стихотворения спускается по эволюционной лестнице в какие-то глубины, уходит к холоднокровным, к беспозвоночным, которых Ламарк многие годы изучал. С одной стороны, здесь прочитывается интеллигентский, почти народнический жест солидарности: разделить участь тех, кто несовершенен и обделен. С другой – деградация мира человеческого, замена в нем сложного на простоту, примитивность. Вот, пример еще одного писателя – Велимира Хлебникова. Виктор Владимирович Хлебников родился 9 ноября 1885 года в главной ставке Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Отец — Владимир Алексеевич Хлебников — был попечителем улуса, учёным-орнитологом, мать — Екатерина Николаевна Хлебникова, историк по образованию, двоюродная сестра народовольца Александра Михайлова. Виктор был третьим ребёнком в семье. О месте своего рождения Хлебников впоследствии писал: «Родился… в стане монгольских исповедующих Будду кочевников… в степи — высохшем дне исчезающего Каспийского моря». По отцовской линии поэт происходил из старинного купеческого рода — его прадед Иван Матвеевич Хлебников был купцом первой гильдии и потомственным почётным гражданином Астрахани. Хлебников также отмечал, что в нём есть часть армянской и запорожской крови.
Семье Хлебниковых по
службе Владимира Алексеевича
А я желал сегодня, а может, и вчера,
В знаменах Невского,
Под кровлею орлиного пера,
Увидеть имя Лобачевского.
Здесь Хлебников, затрагивает великого математика Николая Лобачевского. Николай Иванович Лобачевский родился 20 ноября 1792 г. в Нижнем Новгороде в семье губернского регистратора межевой конторы Ивана Максимовича Лобачевского. У Н.И. Лобачевского было два брата: старший Александр и младший Алексей. Мать – Прасковья Александровна в 1802 году привезла своих сыновей в Казань и устроила их учиться в гимназии на казенный счет (тогда это была единственная гимназия в громадном учебном округе). В старших классах его учителями были Н.М. Ибрагимов и Г.И. Корташевский. Лобачевского считали одним из лучших учеников и в 1806 г. после окончания учебного года он был награжден похвальным листом и намечен к переводу в студенты университета. Однако отобранных учеников оставили в гимназии до декабря 1806 г. для усовершенствования в языках и только после экзамена их перевели в студенты. С января 1807 г. четырнадцатилетний Лобачевский значится казенным студентом Казанского университета, начавшего третий год своего существования (указ об открытии – 5(17) ноября 1804 г., начало занятий – февраль 1805 г.). Здесь Лобачевский проявил особую склонность к физико-математическим наукам и, по отзывам М.Ф. Бартельса, И.А. Литрова, Ф.К. Броннера и других профессоров, обнаружил выдающиеся способности. Но его живой характер и независимое поведение не раз вызывали раздражение администрации, он получал выговоры, бывал, заключен в карцер, его имя вносилось на черную доску провинившихся. В итоге, после окончания университета в 1811 году, он не оказался в числе лучших студентов, проводимых в магистры. Только совместное заступничество его учителей изменило положение.
Информация о работе Поэты, стихотворения которых сочетали в себе и алгебру и гармонию