Возрастная физиология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 14:11, реферат

Краткое описание

Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель мобилизацией физических резервов. В настоящее время большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Содержание

1. Введение
2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата
3. Характеристика нарушений осанки и причины ее возникновения
4. Средства профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Гигиенические требования к оборудованию школы
5. Заключение
6. Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ возрастная физиология.docx

— 41.84 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Введение
    2. Строение и функции опорно-двигательного аппарата
    3. Характеристика нарушений осанки и причины ее возникновения
    4. Средства профилактики нарушения осанки у детей младшего школьного возраста. Гигиенические требования к оборудованию школы
    5. Заключение
    6. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Человеческое тело в течение тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель мобилизацией физических резервов. В настоящее время большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело, в конце концов, начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются. Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая нагрузка. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физическими упражнениями, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.

В современной школе огромное внимание уделяется здоровье сберегающим технологиям. И это не случайно, ведь на сегодняшний день 90% детей имеет хронические заболевания, которые усугубляются неблагоприятной экологией, неправильным питанием и рядом других факторов.

Одной из наиболее распространенных «школьных» проблем со здоровьем является нарушение осанки. За последние годы все чаще отмечаются случаи возникновения отклонений в системе опорно-двигательного аппарата у учащихся. Нарушение осанки возникают у детей в раннем школьном возрасте: в ясельном - у 2,1 %, в 4 года - у 15-17 % детей, в 7 лет - у каждого третьего ребенка. В школьном возрасте нарушения осанки имеются у 67 % школьников.

Все родители мечтают вырастить детей здоровыми и счастливыми, но многие из них хотят, чтобы это происходило само собой, без лишних усилий с их стороны. Основы здоровья, образа жизни, оздоровительные привычки закладываются в семье с раннего детства. Воспитать здорового умного ребенка – это не простая задача, решение ее требует знаний, умений, старания и терпения. Очень важно как можно раньше начать, умело и систематически проводить закаливание, занятия гимнастикой, массаж. Эти действия, вовремя начатые, предотвратят развитие неправильной осанки у ребенка.

Нарушение осанки чаше всего появляется в школьном возрасте, особенно в периоды ускоренного роста скелета детей (периоды вытягивания), но, поскольку сегодняшнее поколение детей много время проводит у телевизора и компьютера, осанка у детей ухудшается уже в дошкольном возрасте. Ребенок с нарушенной осанкой отличается не только непривлекательным внешним видом, этот ребенок, как правило, мало времени проводит на свежем воздухе, он малоподвижен и неправильно питается, часто болеет простудными заболеваниями. Нарушение осанки – это болезнь, но ребенок с нарушенной осанкой находится в группе риска по развитию ортопедической патологи позвоночника, заболеваний органов дыхания, пищеварения и других систем.

Формирование правильной осанки относится к числу основных задач, решаемых в физическом воспитании детей, особенно в начальные периоды возрастного развития, когда наиболее интенсивно идет морфофункциональное становление организма, в том числе формирование изгибов позвоночного столба и других структурных основ осанки.

 

СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

 

К опорно-двигательному аппарату относятся скелет и мышцы, объединенные в единую костно-мышечную систему. Функциональное значение этой системы заложено в самом ее названии. Скелет и мышцы являются опорными структурами организма, ограничивающими полости, в которых расположены внутренние органы. С помощью опорно-двигательного аппарата осуществляется одна из важнейших функций организма – движение. Движение – основное внешнее проявление деятельности организма и вместе с тем необходимый фактор его развития.

Возникновение заболеваний и повреждений позвоночника в детском возрасте в определенной мере связано с целым рядом анатомических и функциональных особенностей опорно-двигательного аппарата, и в частности позвоночника. Формирование позвоночного столба и его функциональное совершенствование занимает весьма длительный период онтогенеза, заканчиваясь к 20-22 годам.

В процессе роста и развития ребенка достигает определенной зрелости такие основные функции позвоночного столба, как опора, защита и движение. Каждый из этих функций осуществляется благодаря сложному взаимодействию структурных элементов позвоночника - позвонков, межпозвоночных дисков, связочно-суставного аппарата и мышц.

Позвоночник и связанные с ним структуры играют ведущую роль в поддержании и сохранении вертикальной позы человека. Позвоночный столб состоит из тела, дуги и отростков. В процессе формирования позвонка происходит окостенение хрящевых элементов. У новорожденного ребенка костная ткань имеется лишь в центральной части позвонка, составляя примерно половину его высоты. Структура костной ткани не дифференцирована, мелкоячеиста. Ориентация костных пластинок и образование упорядоченных силовых линий происходят в процессе дальнейшего роста и развития под влиянием тяги прикрепляющихся к позвоночнику мышц и статической нагрузки. Опорной функцией позвоночника способствует строение костной ткани позвонка. Так, положение силовых линий к моменту завершения роста позволяет позвонку выдерживать в вертикальном направлении нагрузку, в три раза более высокую, чем в поперечном направлении.

Кости. Скелет человека состоит из 206 костей. Процессы образования молодой костной ткани и рассасывания старой продолжаются в течении всей жизни человека хотя с возрастом скорость первого снижается. Рост костей обычно завершается в позднем периоде юношеского возраста. Внутри костной ткани проходят кровеносные сосуды и нервы. Кровеносные сосуды доставляют кислород и питательные вещества костным клеткам. Нервы обеспечивают связь клеток с головным мозгом, таким образом, участвуя в восприятии боли и передачи импульсов в центральную нервную систему. Основным неорганическим веществом кости является кальций. Кроме него, в состав плотного слоя входят: фосфор, магний, фтор. В центре кости находится мозговая полость. В ней располагается мягкое вещество - костный мозг. В нем образуются клетки крови. Оттуда новые клетки попадают с кровью в организм.

Кости в зависимости от формы и строения разделяются на несколько групп: трубчатые (кости цилиндрической или трехгранной формы, длинна которых преобладает над шириной, рост происходит за счет удлинения тела и имеют на концах эпифизы, покрытые суставным хрящом); губчатые (сочетают в себе прочность и компактность с ограниченной подвижностью, ширина приблизительно равна их длине); плоские (кости, площадь которых значительно преобладает над толщиной, основная функция этих костей - обеспечение механической защиты, помимо этого, плоские кости создают обширные поверхности для прикрепления мышц); смешанные (кости, имеющие сложную форму и состоящие из частей, различных по функциям, форме и происхождению, имеют такие функции как защита нервной ткани, формирование точек для прикрепления мышц, прикрепление гортани и языка).

Хрящи. Хрящ представляет собой плотное соединительно-тканное образование, одновременно прочное и гибкое. Хрящи находятся в различных частях тела: в ухе, носу, между ребрами и грудиной, на концах трубчатых костей ног и рук, а так же между отдельными позвонками. Хрящи, находящиеся на концах трубчатых костей, называются суставными. Эти хрящи позволяют кости расти в длину, постепенно превращаясь в костную ткань. Так же хрящ защищает кости от трения и износа, образуя прокладки внутри суставов.

Связки. Связки - это прочные полоски плотной фиброзной ткани. Они соединяют кости скелета и обеспечивают устойчивость суставов. Так же связки поддерживают и сохраняют положение внутренних органов - желудка, печени, почек, селезенки и матки.

Суставы и сочленения. Две или более костей, соединяясь, образуют сустав или сочленение. Сустав - это подвижное соединение, допускающее движение кости; сочленение является неподвижным соединением. Суставы и сочленения разделяются на три больших типа: фиброзные (соединение костей черепа), хрящевые (кости таза, ребра, и грудина) и синовиальные (сустав плеча, локтя, колена и бедра). Концы костей, сходящиеся вместе и образующие синовиальный сустав, покрыты хрящом, а сам сустав окружен тканевым мешком, который называется суставной сумкой. Сумка выстлана синовиальной оболочкой, в ней образуется особая синовиальная жидкость, заполняющая полость сустава. Эта жидкость обеспечивает смазку поверхности костей в суставе, а так же выполняет роль амортизатора, когда сустав подвергается нагрузкам и ударам, например во время ходьбы, бега, прыжков.

Мышцы. Мышцы образованы мышечной тканью, называемой мышечными волокнами. При сокращении мышечных волокон мышцы укорачиваются, благодаря чему осуществляются движение частей тела и органов. Мышечные волокна получают кислород и питательные вещества из кровеносных сосудов, проходящие внутри и вокруг мышц. Различают гладкую и поперечно - полосатую мышечную ткань. Гладкая мышечная ткань формирует непроизвольную мускулатуру: мышечные оболочки полых внутренних органов, стенок кровеносных сосудов и т.д. Движение этих мышц происходят рефлекторно и не контролируются сознанием. Поперечно - полосатые мышцы образуют скелетную мускулатуру. Они обеспечивают движение костной системы. В организме существует более 600 скелетных мышц. Они прикрепляются к костям, другим мышцам и коже. Движение этих мышц подчиняются сознательному контролю. Волокна скелетных мышц сгруппированы в пучки. Несколько пучков вместе образуют мышечную массу. Снаружи мышцы покрыты слоем плотной гладкой ткани - фасцией, которая может выходить за пределы мышечной массы, образуя сухожилие. Особое место занимает сердечная мышца. Она состоит из сердечной поперечно - полосатой мышечной ткани и сокращается непроизвольно.

Связочный аппарат позвоночника у детей имеет ряд существенных особенностей. Он активно участвует в статике. Передняя и задняя продольные связки межпозвоночного симфиза ограничивает наклоны туловища в переднезаднем направлении, а короткие связки между дугами и отростками – в боковом и горизонтальном, гася взаимосмещение позвонков, стабилизирующая функция связочного аппарата осуществляется не пассивно, а активно. Об этом свидетельствует возникающее при перемещении позвонков напряжение эластических волокон, что позволяет связкам позвоночника адекватно реагировать на изменение положения тела в пространстве. В детском возрасте связки отличаются высокой эластичностью и растяжимостью. Вместе с эластичностью межпозвоночных дисков – это фактор, обеспечивающий высокую подвижность позвоночника у ребенка, а в патологических условиях – его функциональную нестабильность.

Рассмотрев выше анатомо-физиологические и статико-динамические особенности позвонков, межпозвоночных дисков и связочного аппарата позвоночника у детей позволяют более четко представить его опорную функцию. Она осуществляется за счет всех структурных компонентов и изменяется в процессе индивидуального развития.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ И ПРИЧИНЫ ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

Осанка – привычное положение тела человека во время ходьбы, стояния, сидения и работы.

Правильная осанка характеризуется нормальным положение позвоночника с его умеренными естественными изгибами вперед в области шейных и поясничных позвонков, симметричным расположение плеч и лопаток, прямым держание головы, прямыми ногами без уплощения стоп. При правильной осанке наблюдается оптимальное функционирование системы органов движения, правильное размещение внутренних органов и положение центра тяжести.

Целый ряд причин – нерациональный режим, различные заболевания, приводящие к ослаблению связочно-мышечного аппарата и организма в целом, а также неудовлетворительно поставленное физическое воспитание и недостаточное внимание взрослых к воспитанию у детей навыка правильной осанки – приводят к возникновению и развитию значительных нарушений телосложения. Эти нарушения в виде нарушения естественных изгибов позвоночника и появление боковых искривлений, крыловидных лопаток, ассиметрии плечевого пояса, уплощение грудной клетки не только обезображивают фурму тела, но затрудняют работу внутренних органов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), ухудшают обмен веществ и снижают работоспособность, а у подростков и взрослых - производительность труда. Например, при сколиозах (боковых искривления позвоночника) диагностированы изменения работы, как правого, так и левого желудочков сердца. Выражена асинхронность в их деятельности, и со временем возникает тяжелые нарушения в работе сердца.

Искривление позвоночника у девочек, возникающие в период роста костей, часто изменяют форму таза, суживая его в продольном и поперечном направлениях, что в последствии может привести к осложнению родов.

Нарушениям осанки и искривлениям позвоночника может способствовать неправильная организация ночного сна детей и подростков: узкая, короткая кровать, мягкие перины, высокие подушки. Привычка спать на одном боку, свернувшись «калачиком», согнув тело и поджав ноги к животу, влечет нарушение кровообращения и нормального положения позвонка.

Отрицательно сказывается на состояние осанки и внутренних органов перетягивание живота в верхней его части тугими резинками и поясами. Этим вызываются изменения во внутренних органах брюшной полости, нарушается правильное, глубокое дыхание, координированное движение многих мышц, поддерживающих позвоночник и препятствующих его деформации.

Нарушение осанки - это не заболевание в общепринятом понимании, это такое состояние, которое при своевременно начатых реабилитационных занятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Однако, нарушение осанки опасно тем, что со временем оно может привести к снижению подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшению рессорной функции позвоночника, что в свою очередь негативно влияет на деятельность центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, становится причиной многих хронических заболеваний из-за общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата.

Дефект осанки начинается с небольших изменений в верхних и нижних отделах туловища. Наиболее частыми нарушениями осанки являются: плоская спина, круглая и сутулая спина, плоско-вогнутая, кругло-вогнутая не редко сопровождающаяся изменениями конфигурации передней брюшной стенки.

Информация о работе Возрастная физиология