Медицинская символика – история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:53, реферат

Краткое описание

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это летопись героической борьбы за жизнь и здоровье, неиссякаемого самопожертвования в поисках истины , столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками , упорства и героизма перед лицом неудач и разочарований.
Первый лекарь был современником первого человека. "В лаборатории врача - все больное человечество... их деятельность - ровесница первого человека ,- говорил великий русский ученый Иван Петрович Павлов.

Содержание

Введение 3
Происхождение медицинских символов 4-7
История одного из символов (на выбор) 7-10
Фармацевтические символы и эмблемы 10-11
Вывод 11-12
Список литературы 13

Вложенные файлы: 1 файл

история фармации РЕФЕРАТ.docx

— 38.42 Кб (Скачать файл)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 высшего профессионального  образования «СПбХФА»

Министерство здравоохранения  и социального развития РФ

 

 

 

 

 

Предмет: История фармации

 

Реферат

На тему: Медицинская символика  – история и современность

 

 

 

 

 

                                                                                

                                                                                 

 Выполнила: студентка 1 курса Заочного отделения

                                                                                                            Фармацевтического факультета СПбХФА

                                                                                           Ткаченко Анна Владимировна

                                                                                                               Шифр 12760

                                                                                             Адрес: город Санкт-Петербург

                                                                                            Индустриальный пр. 17/2  кв.3 

                                                                                                                 

 

2012г.

Содержание:

Введение 3

Происхождение медицинских символов 4-7

История одного из символов (на выбор) 7-10

Фармацевтические символы и эмблемы 10-11

Вывод 11-12

Список литературы 13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История развития медицины, гуманнейшей из наук, - это  летопись героической борьбы за жизнь  и здоровье, неиссякаемого самопожертвования  в поисках истины , столкновений с невежеством, суевериями и предрассудками , упорства и героизма перед лицом  неудач и разочарований.

Первый лекарь был современником первого человека. "В лаборатории врача - все больное  человечество... их деятельность - ровесница  первого человека ,- говорил великий  русский ученый Иван Петрович Павлов. Трудной была многовековая борьба человека против болезней и страданий.

На враче  лежит огромная ответственность  за человека , вверившего ему своё здоровье и жизнь. Одним из первых глубоко  осознавал это древнегреческий  врач Гиппократ ( ок.460-370гг до нэ ) : "Я  не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла..."

"Клянусь  Аполлоном  - врачом, Асклепием, Гигиеей  и Панакеей и всеми богами  и богинями , беря их  в свидетели  , исполнять честно , соответственно  моим силам и моему разумению  , следующую присягу и письменное  обязательство..."

Кого же призывает  в свидетели своей клятвы  великий  Гиппократ? Одним из главных богов  Греции - Аполлон бал не только богом  солнца и света, покровителем искусств, но и богом врачевания.

Своего сына Аскелепия( у римлян - Эскулапа) Аполлон  отдал на воспитание мудрому кентавру Хирону , и тот обучил молодого бога искусству врачевания .Став искуснейшим  врачом , Асклепий дерзнул даже воскрешать мертвых , чем нарушил закон , установленный  Зевсом .Громовержец покарал сына Аполлона, испепелив его молнией.

В седьмом  веке до нашей эры в Греции сложился культ бога - врачевателя Асклепия. В  храмы  бога - целителя стекались  больные со всей Греции в надежде  на исцеление. Люди верили, что стоит  лишь заснуть в храме Асклепия, и во сне великий врачеватель  исцелит или подскажет, как лечиться. Все стены в храме Асклепия были украшены мраморными, золотыми и  серебряными руками, ногами, глазами, носами или табличками с благодарственными  текстами.

Эта традиция была продолжена и в более позднее  время. Во многих католических соборах  Западной Европы можно встретить  витрины с выставленными маленькими серебряными или золотыми изображениями  частей тела - это подношения христианским святым за их помощь в исцелении.

Сыновья Асклепия Падарилий и Махаон так же были искусными врачами, исцелившими  раненных героев во время Троянской  войны. Имена дочерей Асклепия -  Гигиеи, олицетворения здоровья, и Панакеи ( Панацеи) , символа исцеления, стали нарицательными.

В честь Гигиеи названа область медицины- гигиена, а  панацеей называют средство от всех болезней или в переносном смысле, эффективное лекарство.

 

 

 

Происхождение медицинских символов.

На протяжении своего развития медицина имела много  символических изображений, прежде всего потому, что она ближе  всего ассоциировалась с радостью, благом или горем людей. Одни из этих символов ушли в далекое прошлое  и забыты навсегда, другие существуют и поныне.

Медицинская символика постоянно  привлекала и привлекает внимание людей  самых разных профессий: врачей, историков, археологов, языковедов, искусствоведов и многих других. Недостаточность  публикаций по данной теме, а также  разночтения в толковании одних  и тех же символов побудили автора к углубленному изучению вопроса  об их происхождении и содержании. Настоящая работа является лишь частью исследования, посвященного отображению  медицины мира в малых формах изобразительного искусства. Исследование базируется на коллекции автора, собранной за 50 лет, содержащей свыше 15 тысяч экспонатов, среди которых монеты, банкноты, медали, ордена, значки, марки, экслибрисы и другие предметы материальной культуры разных стран и народов.

Изучение возникновения  и внутреннего содержания символа  – весьма сложное, но увлекательное  занятие. Любой символ, имея свою собственную  историю, в разное время приобретает различные смысловые оттенки.

Символ в обычном понимании (от греч. simbolon) – условный знак, широко известный и используемый для  чисто практических целей. Но он может  оказаться и тайным знаком, смысл  которого известен только посвященным. Например, как указывается в Энциклопедическом  словаре Брокгауза и Эфрона, у  древних греков символ означал вещественный знак, известный определенной общественной группе людей, тайному обществу и  т. п. Со временем символ приобрел природу  эмблемы, он стал видимым отображением какого-то явления, идеи или предмета.

По определению выдающегося  русского врача XVIII в. Н. М. Максимовича - Амбодика, автора первого в нашей стране руководства по акушерству "Искусство повивания" (1784 г.), выпустившего также два издания книги "Емвлемы и символы" (1788 и 1811 гг.), "...символ есть краткая надпись, состоящая в остроумном изречении немногих слов, совершенный смысл в себе заключающих, кои, будучи соединены с емвлемою, руководствуют нас к познанию другой вещи..., исторический, политический, нравственный или таинственный смысл, или подобное сему ознаменование содержащей". Эмблема же "...есть остроумное изображение или ... картина, очам представляющая какое ни есть ... вещество ..., с принадлежащей к ней надписью, состоящей в кратком слов изречении".

Более развернутое определение  эмблемы и символа дает вышеупомянутый словарь, в котором говорится, что  эмблема – условное изображение  какого-либо понятия, идеи в рисунке  и пластике. От символа эмблема  отличается тем, что смысл ее иносказания  установлен и не подлежит толкованиям. Эмблемы должны быть ясны и просты, зритель должен видеть в них то, что ему хотели сказать. Напротив, символ можно понимать совершенно по-разному, независимо от замысла художника, т.е. символ воплощает идею, а эмблема  – условный знак, ее заменяющий, ее иероглиф. "Там, где отвлечение переводится  в форму вещественного иносказания, мы имеем эмблему: это не символ, а аллегория – прозаическая схема, готовая идея, одетая в оболочку реального образа". У древних  греков и римлян слово "эмблема" означало рельефные украшения на предмете из дорогого материала.

В настоящее время принято, что эмблема (от греч. emblema) является условным изображением какого-либо понятия, идеи. Например, серп и молот –  эмблема союза рабочих и крестьян; улей – эмблема трудолюбия; якорь  – эмблема надежды; лира – эмблема  поэзии и музыки и т. п.

Стара, как мир, символика, связанная с растениями и животными. Еще в глубокой древности растения и животные стали символами определенных качеств. Дуб и лев олицетворяли силу и крепость, кедр и ворон  – долголетие, лавр и пальма –  победу и торжество. Цветущий гранат стал знаком дружбы, голубь – символом мира, а два голубя – вечной любви.

Символика некогда была известна каждому и играла важную роль в  жизни человека, в его общении  с другими людьми. Она отразилась в многочисленных эмблемах, среди  которых особое место занимают изображения  растений. Например, в книге Н. М. Максимовича-Амбодика, где каждая эмблема  сопровождается надписью на пяти языках (русском, латинском, французском, немецком и английском), указывается, что вечнозеленые растения – лавр, ель и др. –  символизируют неизменность и постоянство; роза означает все возвышенное, милость  и справедливость.

Свои специфические символы  и эмблемы имеет и медицина. В мировой литературе опубликованы данные, указывающие на зависимость  возникновения символов в медицине от определенных исторических условий  развития человеческого общества, их прямую связь с истоками эмпирической медицины. Уяснение этих связей, безусловно, способствует раскрытию первоначального  смыслового содержания символов медицины, появившихся, вероятно, как образное выражение представлений древнего человека о природных и бытовых  явлениях, оказывающих на него как  положительное, так и отрицательное  воздействие. Не понимая сущности этих неумолимых и могущественных явлений, человек отождествлял их с различными одушевленными и неодушевленными  предметами.

С развитием общества и  накоплением знаний об окружающем мире начальные представления переосмысливались, а символы, олицетворяющие различные  явления, приобретали новые формы  и значения. Вследствие этого символика  на разных этапах исторического развития общества заключало в себе разное идейное содержание. В настоящее  время существует многоплановая  трактовка смыслового содержания дошедших до нас символов и эмблем медицины.

В процессе работы удалось  выявить и собрать более 50 условных отображений древнейшей из профессий  – врачевания. Попытки дешифровать  их с помощью какого-нибудь одного метода исследования (исторического, лингвистического или любого другого), как это делалось раньше, сегодня приводят к одностороннему, ограниченному, а порой и ошибочному разъяснению. Настоящий уровень  развития научной мысли характеризуется  взаимодействием, взаимопроникновением и синтезом на первый взгляд далеких  друг от друга дисциплин.

Изучая историю возникновения  и развития медицинской символики, приходится обращаться к наукам и  искусству многих стран и народов, ибо медицина (а вместе с ней  ее символы и эмблемы) развивалась  на протяжении всего своего существования  в тесной связи с материальным состоянием и общей культурой  всех стран и народов.

Наряду с использованием многих научных методов изучения медицинской символики за основу был взят исторический метод исследования, позволяющий рассмотреть проблему во всех ее связях и взаимозависимостях с явлениями истории, культуры, науки  и искусства.

Ценными источниками для  изучения истории символов и эмблем медицины являются нумизматика –  вспомогательная историческая дисциплина, изучающая монеты, медали, ордена и  жетоны, а также бонистика, предметом  исследований которой являются денежные знаки в экономическом, историческом, и художественном отношениях. Термин "нумизматика" происходит от латинского слова Numisma – монета. Первые известные  в мире монеты появились в Лидии (Малая Азия) в VII в. до н.э. Греческие  и римские монеты, например, являются одним из основных материальных источников изучения культуры античного мира. Именно о них Гёте сказал: "На этих монетах нас радует бесконечная  весна цветов и весна искусства". В качестве отрасли исторической науки нумизматика развилась  только в XV в. На монетах различных  эпох можно найти много символов и эмблем врачевания, а в некоторых  случаях монеты являются их единственными  свидетельствами, дошедшими до нас.

Авторы изданий, изучающие  символы и эмблемы медицины, предлагают классификацию эмблем врачевания. Согласно этой классификации, медицинские эмблемы  делятся на общие и частные.

К общим медицинским эмблемам относятся:

1. просто змея;

2. змея, обвивающая посох  (посох Асклепия-Эскулапа);

3. змея, обвивающая чашу;

4. змея, обвивающая треножник  Аполлона;

5. змея, обвивающая омфалос  (Дельфийский пуп);

6. две змеи, обвивающие  посох (жезл Гермеса-Меркурия);

7. змея (или две змеи), обвивающая  свечу (или светильник);

8. змея, обвивающая зеркало;

9. анк Импотеха;

10. яйцо;

11. горящий факел или  горящая свеча;

12. светильник;

13. петух;

14. сердце на ладони  и др.

К частным медицинским  эмблемам относятся:

1. изображение ландыша;

2. флорентийского младенца;

3. уринария;

3. клистира;

4. рука, ощупывающая пульс-эмблема  терапевтического профиля;

5. пентаграммы, некоторых  хирургических инструментов (скальпеля,  ножниц и др.);

6. капля крови - эмблема  хирургического профиля;

7. ступки, ступки с пестиком  – эмблемы фармации, эмблемы медицинских  обществ;

8. военно-медицинские эмблемы  и др.

Таким образом, общие медицинские  эмблемы символизируют врачевание вообще, а частные являются символами  отдельных разделов и направлений  врачебной деятельности.

 

История одного из символов - Чаша со змеей.

Эта эмблема в течение  многих веков символизировала труд представителей самой гуманной профессии  в мире. Нельзя не согласиться с  мнением, высказанным в журнале "Здоровье мира" (май 1970 г.), что эмблемой врачевания в античном мире стала не ядовитая змея, а безобидный, хорошо лазающий, водоплавающий уж, который по латыни носит название "Асклепиев уж" (coluber flavescens aesculapii). Именно этих змей находят  до сих пор на местах бывших построек римских легионеров около целебных источников в тех странах, где  такая змея обычно не водится: в Швейцарии (в Валиссе и Нижнем Тессине), в  Австрии (у Бадена около Вены), в  Германии (у Шлагенбада). Их завезли  сюда римляне.

Информация о работе Медицинская символика – история и современность