Нравственно-половое воспитание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:52, реферат

Краткое описание

В настоящее время в республике сложилась неблагоприятная ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей, подростков и молодежи, основными причинами которой являются рост сексуальной активности молодежи, при этом остается низкий уровень знаний про ВИЧ\СПИД, ИППП, методах контрацепции, незапланированной беременности и т.д. Поэтому задача медиков состоит в том, чтобы познакомить молодых людей с особенностями психо-физиологического развития, влияния неблагоприятных факторов на репродуктивное здоровье.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 93.09 Кб (Скачать файл)
     

 

С.Ж.АСФЕНДИЯРОВ  АТЫНДАҒЫ

ҚАЗАҚ ҰЛТТЫҚ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ

 

КАЗАХСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ  С.Д.АСФЕНДИЯРОВА

КАФЕДРА ВАЛЕОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

      СРС на тему:

«Нравственно-половое воспитание»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:    Хасанова Мариям

 

 

 

 

 

 

 

Алматы, 2012 

Введение

Тема разговора очень  щепетильная, но говорить о ней жизненно необходимо. Потому что нравственно-половое  воспитание молодежи – это правильное представление о сексуальном  здоровье, а не пропаганда ориентации на секс или сексуальную активность. Ни для кого не секрет, что на нравственно-половое  воспитание влияют  семья, школа, здравоохранение, общественность, друзья, где формируются защитные факторы и факторы риска здоровья детей и подростков.

В настоящее время в  республике сложилась неблагоприятная  ситуация со здоровьем и нравственным поведением детей, подростков и молодежи, основными причинами которой  являются рост сексуальной активности молодежи, при этом остается низкий уровень знаний про ВИЧ\СПИД, ИППП, методах контрацепции, незапланированной  беременности и т.д. Поэтому задача медиков состоит в том, чтобы  познакомить молодых людей с  особенностями психо-физиологического развития, влияния неблагоприятных факторов на репродуктивное здоровье.

В основе нравственно - полового воспитания заложен здоровый образ  жизни, профилактика заболеваний, влияющие на репродуктивную функцию человека. Мы должны научить подростков осознавать половое поведение, понимать пользу воздержания от случайных половых  контактов и доводы в пользу безопасного  секса, научить осознавать свою роль в создаваемой семье (юноша-отец, девушка-мать), дать информацию и привить  навыки по профилактике рисков (нежелательная  беременность, БППП, включая ВИЧ/СПИД).  

 

 

Актуальность

Сексуальное развитие человека продолжается всю жизнь. В процессе развития дети переходят от обобщенного осознания  своей чувственности к конкретным сексуальным переживаниям. Подростки  осознают свою сексуальность благодаря  общению с окружающими. Существуют свидетельства того, что современные  юноши и девушки начинают половую  жизнь во все более раннем возрасте.

Половое воспитание – это важная часть нравственно-этического и  эстетического воспитания. Основная его цель – формирование будущего семьянина, обладающего высокими моральными качествами, такими, как высокая  гражданственность, честность, трудолюбие, сдержанность, дружелюбие, серьезное  отношение к любви, умение находить прекрасное в природе и в людях, отношение к женщине.

Дети весьма восприимчивы к информации, и любая неточность в том, что  им либо вовсе не сообщают, либо неправильно  преподносятся те или иные сведения о сексуальной жизни, может принести вред. Если воспитание, в том числе  и половое, проводится с учетом возраста, то оно дает положительные результаты. Главной же целью сексуального просвещения, на наш взгляд, является сохранение репродуктивного здоровья и формирование у молодых людей некоторой  свободы в сочетании с ответственностью за свое поведение.

Половое воспитание детей  и подростков

Половое воспитание является неотъемлемой частью нравственного воспитания и связано с рядом педагогических и специальных медицинских проблем. Все, что воспитывает целостную личность, способную осознать социальные и нравственные нормы, свои психологические и физиологические особенности и благодаря этому устанавливать оптимальные отношения с людьми своего и противоположного пола, определяет цели полового воспитания. Оно. должно помочь развивающейся личности освоить роль мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем — роли не только мужчины или женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами и гигиеническими требованиями. 

Получаемые подрастающим поколением постепенно, в соответствии с возрастом, правильные сведения о  проявлениях пола будут способствовать уменьшению невежественности, постыдности, запретности, таинственности в вопросах, касающихся этих проявлений. Хорошо поставленная работа по их разъяснению призвана предотвратить возникновение у детей вредных привычек и преждевременное пробуждение полового влечения, помочь им приспособиться к наступающей зрелости, облегчить и оптимизировать связанные с ней переживания, не только подготовить к нормальному развитию детородных функций, но и вселить чувство ответственности во взаимоотношениях с людьми противоположного пола, предупредить возникновение возможных конфликтов в будущей супружеской жизни.

 

Для достижения целей полового воспитания приходится учитывать сложный  характер психосексуального развития. Сводка научных представлений о сложном и многомерном формировании пола у человека приводится в схеме на рис. 1. Г. С. Ваенльченко (1977), комментируя эту схему, характеризует первые 5 уровней полевого развития (I—V) как физикалъные детерминанты, обусловливающие саму половую принадлежность, а последующие уровни (VI—IX) как «определенные формы поведения». Уже на ранних этапах (с 4-го по 6-й месяц внутриутробной жизни) происходит устойчивая дифференцировка механизмов гипоталамуса по мужскому или женскому типу, определяющая направленность сексуального развития в будущем. Вместе с тем, в сексуальной идентификации личности, в определении реального направления мужской и женской дифференцпровки и, тем более, в формировании морально-нравственной сексуальной позиции ведущую роль играет воспитание.

 

 

Средний возрастной показатель а последовательностьпоявления признаков пубертатного развития у обоих полов(по Н. Seek el, 1946)

Возраст,годы

Мальчики

Девочка

9-10

-

Рост костей таза, округление ягодиц

10-11

Начало роста яичек и полового члена

Рост сосков. Начало роста молочных желез.  Рост волос на лобке

11-12

Активность предстательной железы

Рост наружных и внутренних гениталий. Изменения эпителия влагалища и мазков.

12-13

Рост волос на лобке(сначала по женскому типу)

Пигментация сосков. Увеличение молочных желез.

13-14

Быстрый рост яичек и полового члена. Уплотнение околососковой области

Рост волос в подмышечных впадинах. Начало менструаций (в среднем 13,% лет, колебанния от 9 до 17 лет).Первые менструации несколько лет могут быть без овуляции

14-15

Рост волос в подмышечной области, пушок на верхней губе. Начало изменения голоса.

Самая ранняя нормальная беременность

15-16

Зрелые сперматозоиды (в среднем в 15 лет, колебания от 13,5 до 17)

Угри. Более низкий голос. Менструации принимают регулярный характер

16-17

Волосы на лице и туловище. Мужской тип растительности на лобке. Угри

Остановка роста скелета

21

Остановка роста скелета

 

 

Социальный статус большинства  современных подростков 15—16 лет, соответствующих  по физическому и половому развитию 18—19-летним в 20—30-х годах, остается в лучшем случае неизменным [Личко А. Е., 1977].

До 18—19 лет у, многих ограничены возможности самостоятельного за-работка; среднее специальное и высшее образование завершаются теперь на 1—2 года позже; регламентируемые взрослыми отношения отстают у акселерантов от уровня их физического развития. Поведение многих из них характеризуется некоторой инфантильностью. Эта диспропорция, отмеченная еще И. И. Мечниковым (1903) как характерная для развития цивилизации, ставит сложные проблемы перед молодежью, родителями и воспитателями и должна обязательно учитываться при проведении психогигиенической работы, в том числе полового воспитания.

Определение пола первоначально  производится акушером на основании  внешнего вида гениталий новорожденного (так называемый акушерский пол), Предопределенный биологически, он вызывает соответствующие  реакции у окружающих, проявляющиеся, например, уже в выборе цвета белья для новорожденного, в отношении отца и матери к ребенку. Отнесение ребенка к тому или иному полу формирует у родителей и окружающих определенные экспектации, которые, наряду с созданием у ребенка образа собственного тела, приводят к первичной половой идентификации: ребенок называет себя мальчиком или девочкой, не отдавая себе еще отчета ни в стоящих за этим анатомо-физиологических особенностях, ни в будущей предуготованной в связи с полом роли. В дальнейшем сознательно и неосознанно (в подражании родителю своего пола, идентификации себя с героями сказок, «девчоночьих» или «мальчишеских» играх и т. д.) ребенок воспринимает многие характеристики мужественности или женственности. Под влиянием разнообразнейших источников информации дети постепенно осваивают знания, необходимые для понимания биологического аспекта своего полового назначения. 
Если на осознание анатомо-физиологических особенностей пола уходят годы, то освоение психологических черт мужественности — женственности, постижение и интернализация половой роли требуют значительно большего времени. От своевременности и 
 полноты этого процесса зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок н, в конечном итоге, эффективность и адекватность общения с людьми, отношений в семье, в коллективе.

Формирование у ребенка  интеркализованных представлений о своей половой роли происходит прежде всего в семье и обычно протекает без затруднений, а затем более глубокое ее осознание становится педагогической задачей, ибо чем меньше эта роль осознается, тем больше может возникать помех и искажений в психосексуальном развитии ребенка. Наряду с экспектациями, разъяснениями, поручениями, поддерживающими определенную половую роль, существенное значение имеет личный пример поведения по взаимоотношениях взрослых.

Дальнейшее психосексуальное развитие происходит под усиливающимся самоконтролем ребенка за своим поведением в соответствии с усваиваемыми образцами и контролем детского окружения (детский сад, класс, отряд, компания), различающего мужественность или женственность своих сверстников. 
По мере приближения к пубертатному периоду, наряду с поступками, диктуемыми экспектациями, возникает поведение, отражающее вступление в новый возрастной этап.

Границы между семейными, социальными и гражданскими ролями полов постоянно изменяются, что сказывается на представлении о так называемом «Я-образе» мужчин и женщин. Отмечая, что патриархат у нас все более уступает место фактическому равноправию полов, Ю. Б. Рюриков предлагает называть это новое состояние биархатом. Надо признать, что биархатные сдвиги в нашем обществе являются частью общих социальных сдвигов и пронизывают экономические, социальные, семейные и сексуальные отношения мужчин и женщин. Биархатные перевороты при всей их прогрессивности несут с собой и немало трудностей, так как потребности в новых отношениях между полами опережают способность к установлению, поддержанию и развитию этих новых отношений, которые к тому же неустойчивы и постоянно корректируются жизненной практикой. В ходе решения связанных с этим проблем нередко возникают крайние, утрированные тенденции, проявляющиеся, как отмечается все чаще, в маскулинизации женского и феминизации мужского поведения. Но взаимное уважение мужского и женского престижа, соблюдение этикета, который «охраняя, в плане внешней культуры поведения, достоинство каждой личности, ...способствует развитию гуманистического содержания человеческих отношений»: придают самым обыденным отношениям оттенок значительности и имеют особо важное значение в воспитании мужественности и женственности в эпоху биархатных сдвигов. Не механический перенос врожденных половых различий на социальный уровень, не абсолютизация или игнорирование их, а социализация и коммунистическая гуманизация этих оберегаемых, ценимых и уважаемых различий составляют задачу самовоспитания взрослых и воспитания детей, решение которой равно необходимо воспитателям и воспитуемым и отражается на судьбах последующих поколений.

Пути полового воспитания. Половое воспитание часто  рассматривается как процесс  либо не требующий специального внимания и не представляющий трудностей, доступный  любому взрослому, либо очень интимный, который невозможно осуществлять в широком кругу и, особенно, чужим людям. Это побуждало родителей ряда стран добиваться исключения из школьных программ соответствующего материала и мероприятий. Но данные многих исследований показали, что даже достаточно осведомленные родители в должной мере не занимаются половым воспитанием детей.

 

 

Таблица. Информирования подростков по вопросам физиологических изменений .

Источник информации

Юноши

Девушки

Р<

Мать

2,4

68,0

0,000

Отец

3,0

0,2

0,000

Телевизор/интернет

6,2

1,4

0,000

Взрослый родственник

2,6

2,4

0,840

Друг/подруга

24,4

9,2

0,000

Сиблинг

5,8

5,2

0,674

Педагог

5,0

2,0

0,010

Врач

2,4

1,6

0,366

Книги, журналы

24,8

6,8

0,000

Догадался сам/ Догадалась сама

28,0

3,4

0,000


 

 

 

Появилось мнение, что половое  воспитание должна проводить только школа. Оно, однако, противоречит необходимости  начинать половое воспитание, как  и воспитание вообще, с раннего  возраста. Дело, очевидно, не в том, чтобы  снять ответственность с родителей  или школы, а в том, чтобы объединить их как воспитателей. 
Большую роль также играют детские и молодежные организации, которые формируют у подрастающего поколения необходимые для дальнейшего активного участия в жизни общества личные качества. Воспитывая детей в духе коммунистической нравственности, взаимного уважения, личной и взаимной ответственности, детские коллективы закладывают необходимые для полового воспитания основы. Совместное познание мира, игры, развлечения, спорт, общественная работа мальчиков и девочек вырабатывают у них практический опыт взаимоотношений и взаимопонимания. Трудно переоценить значение пребывания детей в летних пионерских, спортивных лагерях, турпоходах и других коллективах, способствующих развитию личности мальчиков и девочек, их дружбе на почве общих мероприятий при доверии к их самостоятельности.

Информация о работе Нравственно-половое воспитание