Прогнозирование в здравоохранении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2013 в 17:15, курсовая работа

Краткое описание

В настоящее время система здравоохранения, показатели и нормативы медико-социального обеспечения все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения на ближайшие и отдаленные сроки.
Понятие «здравоохранение» означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения является важнейшей частью социально-экономической политики государства, т.к. потери общественного здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу.

Вложенные файлы: 1 файл

Введени3.docx

— 59.21 Кб (Скачать файл)

Введение

В настоящее время система  здравоохранения, показатели и нормативы  медико-социального обеспечения  все еще не стабильны. Не отработана четкая стратегия развития здравоохранения  на ближайшие и отдаленные сроки.

Понятие «здравоохранение»  означает деятельность по сохранению, улучшению, обеспечению и укреплению здоровья различных групп населения. Оптимизация системы здравоохранения  является важнейшей частью социально-экономической  политики государства, т.к. потери общественного  здоровья приводят к очень большому экономическому ущербу. Здоровье - это  свобода от болезней и инвалидности, состояние полного физического, духовного и социального благополучия. Только здоровой человек имеет возможность активно осуществлять трудовую, общественную и личную деятельность.

Актуальность темы данной курсовой работы определяется тем, что  прогнозирование является основой  для успешного развития здравоохранения.

В первой главе данной работы будет отражена роль здравоохранения  в социально-экономической сфере, будут рассмотрены показатели прогноза здравоохранения и основные методы прогнозирования данной отрасли.

Вторая глава будет  посвящена анализу современного состояния здравоохранения РФ, будут  выявлены основные проблемы развития данной сферы. Здесь же рассмотрим основные положения реформы здравоохранения  РФ. Также покажем развитие медицинского страхования, раскроем его сущность.

В третьей главе будет  проанализировано современное состояние  муниципального образования, на примере  Владимирской области, с использованием конкретных статистических данных. Также  будет выполнен расчет прогнозного  показателя и сделан анализ полученных результатов. Здесь же будет рассмотрен вопрос реформирования системы здравоохранения  Владимирской области.

В заключение, проанализировав  все содержание представленной работы, будут сделаны выводы о роли прогнозирования  развития здравоохранения.

1. Здравоохранение как  объект и субъект прогнозирования

1.1 Роль здравоохранения  в социально-экономической сфере

Здоровье населения является величайшей ценностью, основной составляющей человеческого потенциала нации, ее трудового и оборонного ресурса, важнейшей частью совокупности качественных характеристик населения. Общественное здоровье - главное свойство любой  человеческой общности (например, населения, проживающего на той или иной территории), ее естественное состояние. Общественное здоровье отражает как индивидуальные приспособительные реакции отдельного человека, так и способность всей общности наиболее эффективно осуществлять свои социальные задачи (работать, защищать страну, помогать старикам и детям, охранять природу и т.д.), а также  выполнять свои биологические функции: воспроизводить и воспитывать новые  здоровые поколения.

Потери общественного  здоровья (заболеваемость, инвалидность, временная нетрудоспособность, смертность) приводят к очень большому экономическому ущербу. По самым скромным подсчетам, потери здоровья населения, занятого в  экономике России, ежегодно соразмерны потерям 6,5% ВВП.

Качество общественного  здоровья непосредственно зависит  от социально-экономических условий. Можно с полной уверенностью утверждать, что уровень здоровья населения  служит самым точным, адекватным отражением качества жизни. Любые заметные изменения  жизни очень быстро отражаются на качестве здоровья. Многие негативные проблемы общественного здоровья связаны  преимущественно с социально-бытовыми и производственными факторами (низкие доходы населения, плохое качество питания  и питьевой воды, недостаточная обеспеченность жильем, плохие условия труда, неудовлетворительные сфера обслуживания и организация  досуга населения, алкоголизм, наркомания, деградация нравственных принципов, проституция, постоянный психоэмоциональный стресс и прочее).

В России охрана здоровья населения  является делом государственной  важности. Концепция национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 17.12 1997 №1300 определяет здоровье населения основой национальной безопасности страны.

Однако ситуация в сфере  здоровья населения в России является одной из самых неблагополучных. Здоровье - это свобода от болезней и инвалидности, состояние полного  физического, духовного и социального  благополучия. Только здоровый человек  имеет возможность активно осуществлять трудовую, общественную и личную деятельность, то есть самостоятельно бороться с  бедностью. Здоровье обычно определяется как способность к оптимальному физиологическому, психическому и социальному  функционированию. При устойчиво  низком уровне материального благосостояния значительной части семей приоритетным становится получение средств существования  в ущерб здоровью за счет его эксплуатации независимо от качества (готовность работать во вредных и тяжелых условиях, в нескольких местах, ненормированное  время).

Поэтому одним из главных  элементов социального и экономического развития общества является медицинское  обслуживание населения. Здравоохранение - одна из ведущих отраслей сферы  обслуживания. Функциональное значение здравоохранения в системе развития производства выражается в производстве и реализации услуг и благ для  населения, нацеленных на поддержание  нормальной жизнедеятельности человека. В Конституции РФ Российское государство  определяется как социальное государство. Медицинские услуги являются социально  значимыми. Право на охрану здоровья закреплено в ст. 41 Конституции РФ: «…каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».

Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения  как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека - главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым  способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению  трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует  росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. Снижение уровня смертности и инвалидности содействуют росту национального  дохода. В этом заключается важнейший  вклад здравоохранения в экономику. Отдача каждого рубля, вложенного в  здравоохранение, например, в профилактику сердечно-сосудистых заболеваний составляет 3-4 рубля, а в профилактику инфекционных заболеваний - более 100 рублей. Таким образом, развитие экономики и здравоохранения взаимосвязано.

Здравоохранение в настоящее  время представляет собой одно из важнейших подразделений социальной инфраструктуры. Оно включает крупные  комплексы современных больниц  и поликлиник, диспансеров и санаториев, санитарно-эпидемиологических станций, аптеки, научно-исследовательские и  учебные институты и другие учреждения.

Прошедшее десятилетие характеризовалось  сложными социально-экономическими, политическими  и демографическими изменениями  в обществе, которые коренным образом  изменили характер деятельности медицинских  организаций, поставили перед здравоохранением как отраслью целый ряд новых  сложно решаемых проблем, в первую очередь, в сферах управления, финансирования, организации медицинской помощи, лекарственного обеспечения и кадровой политики.

Таким образом, здравоохранение  является особой сферой деятельности государства по обеспечению прав граждан на жизнь и здоровье. В  современных условиях развития общества здравоохранение имеет исключительно важное социальное значение и является одним из ключевых звеньев социальной сферы.

1.2 Основные методы прогнозирования  здравоохранения

В прогнозе развития здравоохранения  базовой является потребность населения  в медицинских услугах различного вида. На основании этого показателя рассчитываются другие показатели прогноза. Прогнозная потребность населения  в медицинских услугах может  быть рассчитана нормативно-факторным  методом. Методика его применения включает анализ состояния медицинского обслуживания в истекшем периоде, удовлетворения потребностей населения в медицинских  услугах, выявление «узких мест»  в медицинском обслуживании, причин их возникновения. Анализ осуществляется по отдельным регионам и в масштабе страны.

Далее определяется состав факторов, влияющих на характер, уровень  заболеваемости населения. Такими факторами  могут быть возрастной, профессиональный состав населения, состояние окружающей природной среды, жизненный уровень  населения и др. Влияние этих факторов неодинаково по интенсивности и  направленности. Существует также значительная дифференциация их влияния по регионам страны. В отдельных регионах неблагоприятная  экологическая обстановка является причиной повышенного в несколько  раз уровня заболеваемости. Поэтому  при разработке прогнозов необходимо максимально точно учитывать  территориальную дифференциацию действия факторов.

Влияние факторов анализируется  посредством специальных научных  исследований, изучения медицинской  статистической информации об обращаемости различных групп населения в  медицинские учреждения. Часть населения  в течение достаточно длительного  времени может не пользоваться услугами медицинских учреждений при имеющихся  и нередко значительных отклонениях  в состоянии здоровья. Причины такого «поведения» населения могут быть разные: субъективное мнение о необходимости посещения врача, самолечение, недостаточная пропускная способность медицинских учреждений и др. Поэтому для более полного выявления характера заболеваемости анализируется также информация, содержащаяся в результатах комплексных медицинских осмотров, осуществляемых по специальным программам выявления различных видов заболеваний, а также в материалах всеобщей диспансеризации населения.

В результате анализа вскрываются  зависимости между отдельными факторами  и характером заболеваемости и суммарное  влияние всех факторов. Выявленные зависимости позволяют определить действительный характер заболеваемости населения в регионах страны и  рассчитать реальную потребность в  медицинских услугах врачей различных  специальностей (терапевтов, хирургов, невропатологов, онкологов и др.). В данных расчетах используется нормативный метод. На основе выявленных зависимостей рассчитываются нормативы потребности населения в услугах амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений.

Норматив рассчитывается в виде количества врачебных посещений  в год на одного жителя (включая  посещение врачом больного на дому). Прогнозная потребность населения  в услугах (по отдельным видам  заболеваний и общая) определяется как произведение соответствующих  нормативов врачебных посещений  на прогнозируемую численность населения  регионов и всей страны, с использованием следующей формулы:

,

где - общая потребность  населения в медицинских услугах  в масштабе страны;

- нормативы потребности  населения в медицинских услугах  по регионам;

Ч - прогнозируемая численность населения по регионам;

п - количество регионов.

Стационарное медицинское  обслуживание осуществляется для лечения  более сложных заболеваний, требующих  пребывания больного в специальных  больничных условиях. Норматив потребности  населения в стационарном медицинском  обслуживании рассчитывается первоначально  в виде нормы госпитализации населения в процентах от общей его численности. Затем на основе такой нормы определяется норматив потребности населения в больничных койках. Его величина зависит от нормы госпитализации, численности населения региона, средней продолжительности пребывания больного на койке в днях, количества дней использования койки в году. Для расчета может быть использована следующая формула:

,

где - прогнозируемая нормативная  потребность в койках;

- норма госпитализации  для прогнозируемого периода (%);

Ч - прогнозируемая численность  населения;

- средняя продолжительность  пребывания больного на койке  (дней);

- количество дней использования  койки в год.

В прогнозах определяется как общая потребность в койках, так и потребность в них  по отдельным видам заболеваний.

Надежность прогноза развития здравоохранительного комплекса прежде всего определяется возможностями обеспечения его необходимыми ресурсами: мощностями медицинских учреждений (стационарных и амбулаторно-поликлинических), медицинскими кадрами, лекарственными средствами, финансовыми ресурсами (капитальными вложениями и средствами для финансирования текущей деятельности медицинских учреждений).

В составе ресурсных показателей  базовую роль играет показатель мощности (пропускной способности) медицинских  учреждений, т.е. возможности обслуживания соответствующего количества населения. Он определяется в виде необходимого числа медицинских учреждений соответствующих  масштабов (крупных, средних, небольших) и типов (универсальных, специализированных и др.) и рассчитывается на основе выявленных на предыдущих стадиях прогнозирования объемов потребностей населения в услугах стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждений.

Наиболее распространенными  типами стационарных медицинских учреждений являются областные больницы в городах  и районные - в сельской местности. Для того чтобы определить прогнозное количество больниц в регионе, необходимо иметь информацию о прогнозируемой численности населения территории, прогнозируемой потребности населения  в стационарном обслуживании и нормативах количества коек в расчете на одну больницу соответствующего размера (крупная, средняя, небольшая). Эти нормативы  дифференцируются в зависимости  от численности населения регионов. Для городов областного значения они установлены в размере 300-600 коек, в сельских районных центрах  они значительно ниже. Для очень  крупных городов нормативы могут  достигать 800-1000 и более коек на одну больницу. Прогнозируемое количество больниц в регионе может быть определено как отношение прогнозируемой потребности населения региона  в стационарных услугах к нормативной  мощности одной больницы.

Информация о работе Прогнозирование в здравоохранении