Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2015 в 23:53, статья
Опыт реализации многочисленных программ Национального проекта «Здоровье» по повышению качества медицинской помощи населению показал, что укрепление кадрового потенциала российского здравоохранения - едва ли не самая сложная проблема отрасли. Её эффективное решение во многом связано с подбором кандидатов, удовлетворяющих не только квалификационным требованиям врачебной профессии, но обладающих соответствующими ей психологическими особенностями.
Опыт реализации многочисленных программ Национального проекта «Здоровье» по повышению качества медицинской помощи населению показал, что укрепление кадрового потенциала российского здравоохранения - едва ли не самая сложная проблема отрасли. Её эффективное решение во многом связано с подбором кандидатов, удовлетворяющих не только квалификационным требованиям врачебной профессии, но обладающих соответствующими ей психологическими особенностями.
В соответствии с приказом Минздрава России от 21.05.2002 № 154 “О введении формы учета клинико-экспертной работы в лечебно-профилактических учреждениях” в ЛПУ муниципального уровня проводится более 9-ти видов экспертиз: экспертиза временной нетрудоспособности, экспертиза с целью решения медикосоциальных проблем, экспертиза лечебно-диагностического процесса, экспертиза профилактики, экспертиза с целью определения льготного лекарственного обеспечения и дорогостоящего лечения, медикоэкономическая экспертиза, исковая (претензионная) экспертиза, экспертиза качества медицинской помощи и др.). В ЛПУ происходит направление нуждающихся больных на медико-социальную экспертизу. Кроме того, данный перечень был расширен приказом Минздравсоцразвития России от 14.03.2007 № 170 “Об организации деятельности врачебной комиссии медицинской организации”. Туда дополнительно вошли:
К сожалению, в отечественном здравоохранении отсутствует строгое нормативное регулирование проводимых в медицинском учреждении экспертиз. В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан из вышеперечисленных экспертиз упоминается только об экспертизе временной нетрудоспособности и медико-социальной экспертизе. Все остальные экспертизы реализуются на основе подзаконных актов, как правило, нечетких и противоречивых.
Большое разнообразие видов экспертной работы и недостаточность законодательной базы являются причинами повышенных требований, которые предъявляются на всех уровнях здравоохранения к деловым качествам и компетентности лиц, занимающихся экспертной деятельностью. Медицинский эксперт – это специалист, аттестованный лицензионным органом на право проведения одного или нескольких видов экспертных работ в области медицинских технологий, предоставления медицинской помощи, продажи медицинских услуг [Тогунов И.А. Основные термины в сфере здравоохранения: экономика / Главная медицинская сестра, № 6. – 2000]. Комплексная задача по подбору и подготовке таких специалистов для ЛПУ, БМСЭ, Территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Фонда ОМС, Фонда обязательного социального страхования, коммерческих медицинских организаций, страховых компаний и проч. до сих пор системно не решается. Отбор персонала для выполнения специфической экспертной работы в основном проводится по формальным признакам: образование, стаж, категория, в то время как необходимо учитывать реальное понимание сущности экспертного процесса и способности специалиста к проведению экспертиз на высоком профессиональном уровне. Законодательство РФ не устанавливает порядка подтверждения компетенции специалистов (как штатных, так и привлекаемых к работам по договорам), осуществляющих ведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи. [Р.У.Хабриев, И.Ф.Серегина, Контроль и надзор — неотъемлемые элементы обеспечения доступности и качества медицинской помощи / Здравоохранение № 1, 2006 г., c.14-18].
Между тем, технология экспертного процесса давно отработана, а отдельные его аспекты утверждены вышеупомянутым Приказом МЗ РФ № 154, и описываются в Методических рекомендациях Минздрава РФ № 2002/140 от 20 декабря 2002 г. «Учет, оценка и анализ клинико-экспертной деятельности лечебно-профилактических учреждений». Процесс экспертного исследования включает:
Принципиальная схема проведения экспертизы может выглядеть следующим образом (рис. 1):
Рис. 1.
Порядок проведения экспертизы
Поскольку работа медицинских экспертов зачастую связана с подготовкой материалов для принятия обоснованных управленческих решений по улучшению качества медицинской помощи, полноценному удовлетворению потребительского спроса на медицинские услуги, повышению уровня социальной защиты отдельных контингентов населения они должны быть способны грамотно применять знания о современных отечественных и зарубежных достижениях в области управления качеством, например, таких как положения Total Quality Management (TQM), российские и международные стандарты, действующие нормативные документы, касающиеся вопросов сертификации и аккредитации, социальной защиты населения, проблем временной нетрудоспособности и инвалидности.
При проведении экспертизы относительно объемов, сроков и качества проводимого лечения, состояния здоровья и трудоспособности больного медицинскому эксперту необходимо умение, налаживая аргументированный диалог с практикующими врачами, доказывать необходимость проведения тех или иных исследований либо, наоборот, необоснованность каких-либо назначений, например, чрезмерного количества рентгеновских или лабораторных исследований, которые изматывают пациента и мешают налаживанию эффективного контакта с больным и в постановке окончательного диагноза. От эксперта требуется способность убедительно обосновать свою позицию перед коллегами в ЛПУ или в согласительной комиссии. В случаях, когда пациент предъявляет претензии к качеству оказанных медицинских услуг, к экспертному заключению о потребности в социальной защите, а эксперт считает, что все сделано правильно, он должен суметь убедить в этом пациента.
Таким образом, расширившийся спектр и увеличившийся объем экспертной работы, сложность и психологическая напряженность при её проведении предъявляют повышенные требования к личности медицинского эксперта, характер которой чрезвычайно важен для эффективной профессиональной деятельности.
Многолетние исследования авторов показали, что медицинскому эксперту для успешного выполнения своих обязанностей необходим следующий набор психологических качеств (табл. 1).
Способности |
Личностные качества, интересы и склонности |
|
|
Качества, препятствующие эффективному осуществлению профессиональной деятельности медицинского эксперта:
Далеко не каждый квалифицированный врач, не смотря на активное стремление освоить специальность медицинского эксперта, может достичь необходимого уровня профессионального мастерства. Лица, психотип которых не подходит для данного вида деятельности, будут длительно, с большими трудностями овладевать специальностью эксперта, работать гораздо хуже людей с врожденными способностями к профессии, чаще допускать неточности и просчеты, являться виновниками конфликтных ситуаций, производить на коллег и пациентов впечатление ненадежности. Кроме того, научными исследованиями доказано, что психологическую непригодность к какой-либо работе достаточно часто удается компенсировать. Однако неизбежно возникающий вследствие психологического несоответствия человека избранной профессии стресс со временем приводит к необратимой утрате здоровья [1.Зинченко Т.П., Фрумкин А.А. Автоматизированная система профессиональной психодиагностики// Психологические исследования: Сборник научных и методических материалов. Вып. 1. СПб., 1997 . 2. Зинченко Т.П., Фрумкин А.А, Винокуров Л.В. Адаптационный синдром и профессиональная психодиагностика// Там же. Вып. 2. СПб., 1999].
В связи с этим определение профессиональной пригодности врача к экспертной деятельности должно осуществляться в процессе профессионального отбора, в ходе целенаправленного проведения которого необходимо предварительно исследовать особенности деятельности эксперта на рабочем месте, четко установить перечень его функциональных обязанностей и полномочий, тем самым, определив профессионально важные качества для специалиста, исполняющего данную должность.
Для профессии эксперта характерны следующие виды работ:
Очевидная многогранность экспертной деятельности обуславливает достаточно большое количество требований к человеку, закладываемых в психологический эталон специальности. Для организации и полноценного проведения экспертного процесса нужен целый спектр разнообразных способностей, которыми один человек обладать не может, даже если компенсаторные возможности его психики достаточно высоки.
При оценке психологического портрета претендента на должность эксперта не следует сразу полагаться на его опыт работы по специальности, так как даже эффективная деятельность в прошлом не гарантирует психологическую пригодность к профессии. Лучше всего, проблемы, касающиеся определения типа личности человека, на современном этапе решаются на основе соционики, которая является одним из наиболее популярных и глубоко разработанных направлений современной психологической науки.
Соционика оперирует 16-ю основными типами, отражающими различные способы обработки информации средствами нормальной человеческой психики. Психотип полностью определяет результат вынесения личностью непроизвольной субъективной оценки комфортности какого-либо вида деятельности. Именно от этой оценки зависит склонность личности к тому или иному виду деятельности. Склонность проявляется в том, что обеспечивающие её функции являются значимыми для субъекта и проявляются им охотно, а отсутствие склонности – явное свидетельство того, что те же функции субъектом подавляются. Поэтому вполне реально подобрать подходящего по психотипу врача-эксперта для выполнения конкретной работы с учетом определения основных функций его личности.
Каждому из типов присущи своя модель обработки информации, определенное сочетание установок психики и система отношений с другими людьми. В основе соционики лежит понимание того, что, безусловно, образование, воспитание, материально-экономический статус, национальность, пол и возраст влияют на характер личности, но ее ядро или психотип является более глубинным образованием, и служит фундаментом, на котором формируются индивидуальные различия. Соционика располагает эффективными прогностическими инструментами для определения профессиональной пригодности человека с учетом его психологического типа, поскольку знание типа личности позволяет определить в какой мере она подходит в качестве эксперта и выполнение какого вида работы ему следует поручить.
Существующим аспектам смысловой информации соответствуют 8 функций личности: деловая логика, структурная логика, этика эмоций, этика отношений, интуиция возможностей, интуиция времени, волевая сенсорика и сенсорика ощущений [Юнг К.Г. Психологические типы: Пер. с нем. – СПб: Ювента; М. : Прогресс-Универс, 1995. – 716 с.]. У каждого психотипа представлены все 8 функций. Половина из них проявляется активно, а другая половина – подавляется (табл. 1):
Табл.1.
Функции личности в состояниях активного проявления и подавления.
Функция личности |
Состояние активного проявления функции |
Состояние подавления личностью активного проявления функции |
Деловая логика |
обеспечивает выбор и применение тактических приемов, техники и технологий, деловитость, прагматизм, догадливость, расчётливость, ловкость, уверенность в себе, желание контролировать и эффективно использовать обстоятельства, организовывать и руководить, эффективно преодолевать препятствия и достигать цели. |
проявляется как неподкупность, выступает причиной нежелания проявлять свои деловые и организаторские качества, руководить, обусловливает доверчивость субъекта, неуверенность в себе |
Структурная логика |
обеспечивает рассудительность, целеполагание, выбор стратегии, стремление прояснить ситуацию, последовательность и системность взглядов и действий, принципиальность, честность, стремление к истине и справедливости |
является причиной нелогичного, безрассудного поведения, беспринципности, нежелания прояснить ситуацию, пренебрежения истиной и справедливостью |
Этика эмоций |
проявляется чувствами радости и счастья, страстностью, азартом, вдохновением, энтузиазмом, артистизмом, порывистостью, энергичностью |
проявляется плавностью психических процессов и телодвижений, общей вялостью, бесстрастностью, скепсисом, склонностью к депрессии |
Этика отношений |
проявляется добротой, душевностью, состраданием и чувством жалости к другим, милосердием, гуманизмом, деликатностью, щепетильностью, чувством благодарности, обаянием, уживчивостью, желанием ладить и договариваться с другими |
проявляется злостью, бездушием, отсутствием сострадания и жалости к другим, жестокостью, неблагодарностью, неуживчивостью, нежеланием ладить и договариваться с другими |
Интуиция возможностей |
ответственна за понимание тенденций, чутьё на людей, ситуации и новые идеи, предвидение, дальновидность, проницательность и находчивость, тягу к знаниям, творчеству и прогрессу, инициативность и честолюбие, открытость, стремление к свободе и гласности |
проявляется как дисциплинированность и исполнительность, желание работать скрытно и является причиной недальновидности, недопонимания людей и ситуаций, нежелания учитывать их особенности, противодействия прогрессу и инициативе |
Интуиция времени |
ответственна за способность к сравнению объектов, поиск совершенства, стремление к самосовершенствованию, осторожность, скрытность, развитое чувство времени, в частности, умение переждать неблагоприятный период и вовремя перейти к активным действиям, искусство компромисса, гибкость, самоотверженность |
проявляется в услужливости, неосторожности вплоть до беспечности, нежелании сравнивать, выжидать, приспосабливаться, совершенствоваться, жертвовать собой, бескомпромиссности |
Волевая сенсорика |
ответственна за наблюдательность, активность, силу воли, готовность к подавлению любого сопротивления, смелость, решительность, упорство и целеустремлённость |
является причиной нерешительности, нежелания преодолевать препятствия, проявлять наблюдательность, активность, силу воли, упорство и целеустремлённость |
Сенсорика ощущений |
проявляется инстинктом самосохранения, ответственностью, заботливостью, тактичностью, миролюбием, чувством меры, гармонии, а также развитием и применением физической силы при необходимости |
проявляется безответственностью, бестактностью, нежеланием заботиться о ком-либо и развивать и применять физическую силу |
Информация о работе Психологический портрет медицинского эксперта с позиции соционического подхода