Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 17:39, доклад
Правонарушения, связанные с гражданско-правовой и административно-правовой ответственностью, не могут служить основанием для постановки вопроса о выдаче того или иного физического лица. Положительное решение требования о выдаче лица, совершившего преступление международного характера, как правило, означает, что запрашиваемое государство считает преступным деяние, совершенное данным лицом. При необходимости предоставления доказательств виновности подозреваемого возникает вопрос о проверке обоснованности выдвигаемого обвинения со стороны государства, от которого требуют выдачи.
Филиал федерального государственного бюджетного
образовательного учреждения
высшего профессионального
«КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
в станице Ленинградской
Доклад на тему:
«ВЫДАЧА ЛИЦ (ЭКСТРАДИЦИЯ), СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА»
Работу выполнила
Студентка 4 курса
Юридического факультета
Сергеян Светлана
Ст. Ленинградская 2012г.
Выдача лица, совершившего преступление (экстрадиция), - это передача для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора в отношении лица, обвиняемого в совершении преступления или осужденного, государством, на территории которого находится преступник, другому государству, где было совершено преступление, или государству, гражданином которого является преступник. Конституция (ч. 1 ст. 61) устанавливает: «Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Граждане Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, в соответствии с ч. 1 ст. 12 УК РФ подлежат уголовной ответственности по российскому законодательству.
В настоящее время является общепризнано, что выдача преступников - это право государства, а не его обязанность. Обязанность выдачи может быть только при наличии соответствующего международного договора и с учетом определенных условий.
Государство, направляя требование о выдаче, берет на себя обязательство не привлекать к уголовной ответственности и не подвергать наказанию лицо за те преступные деяния, за которые выдача не была произведена.
Правонарушения, связанные
с гражданско-правовой и административно-правовой
ответственностью, не могут служить
основанием для постановки вопроса
о выдаче того или иного физического
лица. Положительное решение
Правовыми
основаниями экстрадиции
Для осуществления выдачи необходимо установить состав преступления в действиях лица, в отношении которого поступило такое требование. При этом в национальном законодательстве ряда государств действует положение о том, чтобы прежде чем суд приступит к установлению наличия состава преступления, был получен ответ на предварительный вопрос: предусмотрена ли запрашивающим государством выдача преступников в аналогичных случаях в отношении государства, к которому предъявлено данное требование.
В настоящее время наряду с принципом невыдачи своих граждан иностранным государствам утвердился принцип невыдачи политических преступников. Он закреплен в ряде многосторонних и двусторонних договоров о правовой помощи и в национальном законодательстве многих стран. Однако несмотря на общее признание самого этого принципа в международной правовой теории и практике нет единого толкования вопроса об установлении политического характера преступления. Установление политического характера совершенного преступления, как правило, производится в судебном порядке. Существует деление политических преступлений на «абсолютные» и «относительные». К первым относятся деяния, политический характер которых не вызывает сомнений (например, выступление по радио и телевидению или на массовом митинге и др. с призывом к вооруженным антиправительственным выступлениям). К «относительным» причисляются деяния, в основе которых лежит общеуголовный состав содеянного, но совершенные по политическим мотивам (убийство политического лидера оппозиционной партии или оппозиционного движения; поджог склада с оружием вблизи городской черты, населенного пункта с целью вызвать восстание или гражданскую войну и т.д.).
Определение характера преступления относится к внутренней политике государства, на территории которого находится беглец. Борьба с преступлениями, носящими международный характер, предусмотрена международными правовыми документами.
Для приведения приговора об экстрадиции в исполнение к требованию о выдаче должны быть приложены заверенная копия приговора с отметкой о вступлении его в законную силу и текст уголовного законоположения, на основании которого лицо осуждено. Если осужденный уже отбыл часть наказания, сообщается и об этом (п. 3 ст. 58 Конвенции Совета Европы о выдаче правонарушителей 1957 г.).
7 ноября 1996 г. Россия подписала
две европейские конвенции: «О
взаимной правовой помощи по
уголовным делам» 1959 года и «О
выдаче» 1957 года. Через три года
они были ратифицированы
В соответствии с Конвенцией 1959 года правовая помощь оказывается по вопросам уголовного преследования за преступления, наказание за которые на момент просьбы о помощи подпадает под юрисдикцию судебных органов запрашивающей Стороны.
К вопросам оказания правовой помощи относятся:
- исполнение
судебных поручений,
- вручение
судебных повесток и
- передача
выдержек из судебных
- информирование
государств - участников Конвенции
о вынесении обвинительных
В феврале 2000 г. Европейская
комиссия по проблемам преступности
СЕ разработала типовую форму
запроса о правовой помощи, в соответствии
с которой запрос должен содержать:
наименование запрашивающего государства
и органа, фамилию, имя, отчество должностного
лица, адрес, телефон, факс; дату запроса;
номер, на который необходимо ссылаться
запрашиваемой стороне при
В соответствии с международным договором РФ выдача возможна в отношении находящихся в России иностранных граждан или лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. Так, например, государства-участники СНГ приняли 22 января 1993 г. в Минске Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, где, в частности, обязались выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение. Двусторонние договоры об оказании правовой помощи, включающие вопросы выдачи преступников, имеются у Российской Федерации с Азербайджаном, Албанией, Алжиром, Болгарией, Венгрией, Вьетнамом, Грецией, Грузией, Индией, Ираком, Ираном, Канадой, Кипром, Китаем, Кубой, Киргизией, Латвией, Литвой, Монголией, Польшей, Румынией, Тунисом, Эстонией, Югославией и рядом других государств. Федеральным законом от 25.10.99 № 190-ФЗ ратифицирована Европейская конвенция о выдаче от 13 декабря 1957 г.
Как правило, в договорах
устанавливается, что выдача для
привлечения к уголовной
Выдача для приведения приговора в исполнение производится за такие деяния, которые в соответствии с законодательством России и запрашивающего о выдаче государства являются наказуемыми и за совершение которых лицо, выдача которого требуется, было приговорено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев (одного года) или к более тяжкому наказанию.
В большинстве международных договоров РФ оговорены условия, при которых российская сторона отказывает в выдаче иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации. В частности, если:
а) на момент получения требования уголовное преследование согласно российскому законодательству не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности или по другому законному основанию;
б) в
отношении лица, выдача которого требуется,
в Российской Федерации за то же
преступление был вынесен приговор
или постановление о
в) преступление в соответствии с законодательством запрашивающего о выдаче государства или российским законодательством преследуется в порядке частного обвинения (по заявлению потерпевшего).
Россия воспользовалась возможностью сделать оговорку к п. 6 ст. 15 Конвенции 1959 года, в связи с чем по вопросам оказания взаимной правовой помощи по уголовным делам для Российской Федерации компетентными органами являются: 1) Генеральная прокуратура РФ - по всем вопросам, кроме перечисленных ниже; 2) Верховный Суд РФ - по вопросам судебной деятельности Верховного Суда РФ; 3) Минюст РФ - по вопросам, связанным с работой других судов; 4) МВД РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел Российской Федерации; 6) ФСБ РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции органов Федеральной службы безопасности; 7) ФСНП РФ - в отношении поручений, не требующих санкции судьи или прокурора, связанных с проведением дознания и предварительного следствия по делам о преступлениях, отнесенных к компетенции федеральных органов налоговой полиции.
Запросы о предоставлении выдержек из судебных материалов и информации о них рассматриваются Ген. прокуратурой РФ или Минюстом РФ.
К компетенции Ген. прокуратуры РФ и Верховного Суда РФ относится решение вопроса о применении при исполнении поручения, по просьбе запрашивающей Стороны, процессуального законодательства последней. При этом не должно возникать противоречий законодательству Российской Федерации.
В случаях, не терпящих отлагательства, запросы могут быть направлены в российские судебные органы. В соответствии с оговоркой к ст. 24 Конвенции в качестве судебных органов в Российской Федерации рассматриваются суды и органы прокуратуры.
При ратификации Конвенции Россия сделала оговорку к ст. 2, допускающей отказ в оказании правовой помощи. В соответствии с ней, а также ст. 2 Конвенции, обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть отказано, если:
- просьба касается преступления, которое запрашиваемая Сторона считает политическим или связанным с политическим;
- запрашиваемая
Сторона считает, что
- лицо,
которое в запрашивающем
- преследование
или исполнение решения по
делу невозможно ввиду
В соответствии со ст. 2 Конвенции
1957 года выдача производится в том
случае, если за совершение преступления,
в связи с которым поступил
запрос, законодательством
Органом Российской Федерации, к компетенции которого ст. 4 Федерального закона о ратификации Конвенции, отнесено решение вопросов о выдаче, является Ген. прокуратура РФ. До присоединения России к Конвенции вопросы экстрадиции также рассматривались этим ведомством.
Новацией, введенной указанным
Федеральным законом о