Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 22:11, курсовая работа
Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.
Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь
Введение
Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин – «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства – в частности Республики Беларусь.
Но на территории государства всегда проживали и проживают граждане других государств – иностранные лица, а также люди без определенного гражданства – апатриды. Они хоть и должны подчиняться правопорядку, существующему в данном государстве, также имеют определенные права и обязанности, хотя в тоже время и не являются гражданами данного государства, Республики Беларусь и, следовательно, не подпадают под понятие «граждане».
По данным переписи
населения 2009 года, на территории Республики
Беларуси проживали представители более
130 наций и национальностей. Среди них
наиболее представлены белорусы (7 957
Евреи составляют12 926, армяне
Основное число иностранцев, которые посетили Беларусь в первом полугодии 2012 года, возросло на одну пятую в сравнении с тем же периодом 2011 года. Географическое положение нашей страны, возрастающий интерес к Республике Беларуси как к живописному комфортабельному и главное безопасному объекту туризма дает еще один толчок к возрастанию числа иностранных лиц, временно пребывающих на территории Республики Беларуси. Однако и такое временное пребывание должно быть урегулировано самым тщательным образом, без упущения деталей, чтобы обеспечить защиту прежде всего своим гражданам и, соответственно, обеспечить возможность иностранному лицу и лицу без гражданства пользоваться своими правами и обязанностями. Такое возрастание числа иностранных лиц указывает на необходимость более тщательного регулирования гражданско-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства. Улучшение механизмов регулирования состоит, на наш взгляд, в нахождении и устранении неточностей либо даже противоречий, которые, к сожалению, присутствуют в законодательстве Республики Беларусь.
Несмотря на то, что в законодательстве Республики Беларусь есть запрет на любые формы ограничения прав граждан как по признакам социальной, расовой, национальной, языковой так и по признакам религиозной принадлежности, но из равенства способности иметь права, нести обязанности, вовсе не следует, что на сомом деле все граждане обладают всем комплексом конкретных субъективных прав и обязанностей, предусмотренных законом.
Закрепление прав и обязанностей в законодательстве необходимое, но совсем не достаточное условие для регулирования реального гражданско-правового статуса гражданина. Практика показывает, что без надлежащих действующих гарантий провозглашение прав и свобод даже в Конституции страны, может оказаться лишь юридически, формально, так сказать, в теории, но вот проблемы затем возникают на практике, и именно сфере практического применения, на наш взгляд, следует уделить более пристальное внимание. Именно это мы и постараемся доказать в рамках данной дипломной работы, а именно: совершенствование гарантий прав личности является важным фактором улучшения структуры гражданско-правового статуса.
Целью исследования является получение знаний и навыков в сфере регулирования гражданско-правового статуса иностранных лиц и лиц без гражданства.
Исходя из поставленной цели мы ставим перед собой следующие конкретные задачи:
1)изучить вопросы
правового регулирования
2)исследовать понятие и виды иностранцев и лиц без гражданства;
3)изучить права и обязанности иностранных лиц и лиц без гражданства;
4)исследовать
проблемные аспекты
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением иностранных лиц и лиц без гражданства своих прав и обязанностей.
Предметом исследования является правовые нормы, регулирующие гражданско-правовой статус иностранных лиц и лиц без гражданства, а также проблемные вопросы, связанные с осуществлением данного регулирования.
Методы исследования, которые мы применили, являются общенаучные эмпирические и теоретические методы, в частности методы сравнения, описания, синтеза, анализа, обобщения, гипотетико-дедуктивный, системный методы, а также частнонаучные методы, в том числе сравнительно-правовой, нормативно-юридический и иные методы.
Структурно работа состоит из содержания, введения, основной части, заключения и списка использованных источников. Основная часть разделена на три главы, каждая из которых посвящена выполнению соответствующей задачи исследования.
При написании дипломной работы мы использовали в качестве теоретической и эмпирической основы исследования научные источники, посвященные рассматриваемой теме, в том числе учебные пособия отечественных и зарубежных авторов, монографии, статьи специализированных изданий, информация, размещенная на Интернет-ресурсах, в том числе официальный сайт Национального центра интеллектуальной собственности Республики Беларусь, официальные сайты Министерства иностранных дел Республики Беларусь, департамента по гражданству и миграции Республики Беларусь , а также справочная правовая система «Консультант Плюс».
ГЛАВА I
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИНОСТРАННЫХ ЛИЦ И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
1.1. Национальное
и международное регулирование
гражданско-правового
Термин «иностранное лицо» неоднозначен. Он включает такие категории, как «иностранные физические лица», «человек», «гражданин» (собственно гражданин конкретного государства), «подданный иностранного государства», «лицо без гражданства», а также «иностранный предприниматель», «иностранный участник», «иностранный инвестор», «иностранный пользователь», «иностранный автор» и т.д.
Современные государства, руководствуясь положениями Устава ООН равно как и другими международно-правовыми документами, обязаны выказывать всеобщее уважение и поощрять соблюдение прав и свобод человека в своей законодательной и правоприменительной практике. Соответственно это должно иметь распространение на все категории лиц, которые находятся в пределах юрисдикции данной конкретной страны [2, с. 114].
Национальное регулирование
гражданско-правового
В целом регулированию правового статуса иностранцев в Республике Беларусь посвящено довольно обширное количество нормативных правовых актов.
Всех иностранцев в законодательстве Республики Беларусь разделяют на две категории: постоянно проживающие в Республике Беларусь и временно проживающие в Республике Беларусь. Кроме указанных в действующем законодательстве Республики Беларусь категорий используется еще и третий термин – временно пребывающие в Республике Беларусь иностранцы. Особую группу лиц, проживающих на территории Республики Беларусь, но не являющихся гражданами Республики Беларусь составляют лица без гражданства.
В основе гражданско-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства лежит так называемый принцип национального режима. Этот принцип закреплен в ст. 11 Конституции Республики Беларусь. Согласно Конституции Республики Беларусь иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются теми же правами и свободами и исполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [3]. Но в том случае, когда другое государство нарушает или ограничивает общепризнанные нормы гражданско-правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства. Такой принцип называется принцип взаимных ограничений [4].
Кроме того, иностранным лицам и лицам без гражданства гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свободы.
Кроме Конституции гражданско-правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь регулируется Законом Республики Беларусь N 105-З "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" от 04 января 2010 года (далее Закон № 105-3). Закон № 105-3 направлен на определение правового положения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, на установление порядка их въезда в Республику Беларусь, устанавливает правила пребывания в Республике Беларусь и выезда из Республики Беларусь, а также регулирует иные правоотношения, связанные с пребыванием указанных лиц в Республике Беларусь [5].
Закон № 105-3 состоит из 68 статей и 7 глав. Данный Закон можно разделить на две части. Первая часть содержит общие положения, а вторая состоит из правовых норм, регулирующих права, свободы, обязанности и ответственность иностранцев в Республике Беларусь.
Кроме того, Закон № 105-3 регулирует въезд иностранцев в Республики Беларусь и выезд иностранцев из Республики Беларусь, транзитный проезд (транзит) иностранцев через территорию Республики Беларусь;
Отдельные главы Закона № 105-3 посвящены правилам пребывания иностранных лиц и лиц без гражданства, въезд и выезд иностранных лиц и лиц без гражданства. Эти главы регулируют:
- регистрацию иностранцев в Республики Беларусь;
- пребывание иностранцев в Республики Беларусь;
- депортацию и высылку.
Еще один немаловажный аспект, такой как обжалование решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лицу Республики Беларусь, также регулируется положениями Закона № 105-3, только такие действия (бездействие) должны быть связанны с исполнением Закона № 105-3.
Закон № 105-3 проходил в течение длительного времени ряд изменений. Учитывая важность данного правового акта в регулировании гражданско-правового положения иностранных лиц и лиц без гражданства, многочисленные изменения и дополнения кажутся необходимыми. Так в соответствии с положениями ст. 4 Закона № 105-3, которые остаются неизмененными и несут в себе основу, так называемый, стержень, иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, настоящим Законом, иными законами и международными договорами Республики Беларусь [5].
Но впервые на законодательном уровне в новой редакции Закона № 105-3 урегулированы вопросы регистрации иностранцев в Республики Беларусь. Но так как обязанность регистрации является одной из основных обязанностей иностранцев в государстве пребывания и влечет за собой серьезные правовые последствия, то мы полагаем, что это очень логично, что в новой редакции Закона № 105-3 не только специально выделена данная обязанность иностранцев в виде отдельной статьи в главе "Права, свободы, обязанности и ответственность иностранцев в Республике Беларусь", но и даже посвящена отдельная глава, в которой четко регулируется порядок регистрации иностранцев в Республике Беларусь.
Кроме того, в новой редакции Закона № 105-3 расширяется и приводится в соответствие с Конституцией Республики Беларусь основные права, свободы и обязанности иностранцев, исчерпывающе определяются перечень оснований для принятия различных решений в отношении иностранцев, например, ограничения их прав в Республике Беларусь, на законодательном уровне определяется компетенция государственных органов Республики Беларусь, принимающих соответствующие решения в отношении иностранцев, закрепляется необходимость создания центрального банка данных учета иностранцев, пребывающих в Республике Беларусь. Кроме того, Закон определяет государственные органы, которые могут осуществлять контроль за пребыванием иностранцев в Республике Беларусь и регламентирует обжалование решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц Республики Беларусь, связанных с исполнением данного Закона [6].