Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июля 2014 в 21:16, контрольная работа
Первоначально возникла национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права.
Мировая и региональная валютная системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик.
Региональная валютная система - это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании международных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня - Европейская валютная система.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждение образования
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ»
Институт информационных технологий
Специальность: Экономика и организация производства
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По курсу: Международная экономика и внешнеэкономическая деятельность
Тема: Европейская валютная система; этапы её формирования. Евро.
Вариант №12
Минск, 2014
Европейская валютная система; этапы её формирования. Евро
Первоначально возникла национальная валютная система - это форма организации валютных отношений страны, сложившаяся исторически и закрепленная национальным законодательством, а также обычаями международного права.
Мировая и региональная валютная системы носят международный характер и обслуживают взаимный обмен результатами деятельности субъектов национальных экономик.
Региональная валютная система - это форма организации валютных отношений ряда государств определенного региона, закрепленная в межгосударственных соглашениях и в создании международных финансово-кредитных институтов. Наиболее яркий пример валютной системы такого уровня - Европейская валютная система.
Уже после второй мировой войны - в 1950 г. был создан Европейский платежный союз, в который вошли 17 западноевропейских государств. Его целью стали борьба с жесточайшей нехваткой долларов и восстановление разрушенной войной валютно-финансовой системы региона.
Реальная попытка ввести единую европейскую валюту была предпринята в 1970 г. Воодушевленные первыми успехами интеграции страны Общего рынка решили, что настало время перейти к валютному союзу. Разработка программы была поручена тогдашнему премьер-министру Люксембурга Пьеру Вернеру, поэтому весь проект получил название "план Вернера". В соответствии с ним к 1980 г. участники союза должны были ввести полную взаимную обратимость валют, твердо зафиксировать обменные курсы и в конечном итоге перейти к единой валюте.
Однако почти сразу стало ясно, что задуманному не суждено сбыться. В 1971 г. доллар перестал размениваться на золото, и начался затяжной кризис международной валютной системы. Вслед за ним последовал взлет цен на нефть, спровоцировавший долговременный спад в западных экономиках. Хотя внешние потрясения стали лишь дополнительным фактором провала "плана Вернера", основная причина неудачи была внутреннего свойства. В то время страны ЕС имели очень неоднородную динамику хозяйственного развития, в том числе и разные темпы инфляции, что не позволило бы удержать их валюты в одной "упряжке", каким бы эффективным ни был механизм валютной интеграции.
В конце 70-х гг. в Западной Европе появились признаки выхода из стагнации, многие страны провели структурную перестройку и уменьшили зависимость от импорта нефти из стран ОПЕК. В марте 1979 г. начала действовать Европейская валютная система (ЕВС), существующая и по сей день. В ее основу были положены коллективная европейская единица - ЭКЮ (European Currency Unit) и механизм регулирования обменных курсов с жесткими нормативами допустимых отклонений.
В сентябре 1993 г. в соответствии с Маастрихтским договором «абсолютный вес» валют в ЭКЮ был заморожен, однако относительный вес колеблется в зависимости от рыночного курса. Так, в октябре 1993 г. доля марки ФРГ равнялась 32,6%, французского франка - 19,9%, фунта стерлингов - 11,5%; итальянской лиры - 8,1%, датской кроны - 2,7% и т. д.
В качестве реальных резервных активов ЕВС использует золото. Во-первых, эмиссия ЭКЮ частично обеспечена золотом. Во-вторых, с этой целью создан совместный золотой фонд за счет объединения 20% официальных золотых резервов стран ЕВС и Европейского фонда валютного сотрудничества (ЕФВС).
Режим валютных курсов основан на совместном плавании валют в форме «европейской валютной змеи» в установленных пределах взаимных колебаний.
Предел колебаний курсов валют стран ЕЭС между собой допускался от 1,125% до 4,5% в разные годы. В графическом изображении «змея» означала узкие пределы колебаний курсов валют 6 стран ЕЭС (Германии, Франции, Италии, Нидерландов, Бельгии, Люксембурга) между собой. Если курс валюты страны опускался ниже допускаемого предела, центральный банк должен был скупать национальную валюту на иностранную.
Наиболее реальные достижения ЕВС: успешное развитие ЭКЮ, которая приобрела ряд черт мировой валюты, хотя еще не стала ею в полном смысле; режим согласованного колебания валютных курсов в узких пределах; относительная стабилизация валют, хотя периодически пересматриваются их курсовые соотношения; объединение 20% официальных золотодолларовых резервов; развитие кредитно-финансового механизма поддержки стран-членов; межгосударственное и частично наднациональное регулирование экономики.
Новый этап в развитии западноевропейской интеграции начался с Единого европейского акта, принятого в 1987г., и с программы создания валютного и экономического союза, разработанной комитетом Ж. Делора в апреле 1989 г.
В апреле 1989 г. был обнародован так называемый доклад Делора - предварительный проект Экономического и Валютного союза. Высказанные идеи вызвали огромный резонанс и увлекли не только значительную часть западноевропейских правящих кругов, но и миллионы простых граждан. Проект ЭВС, поддержанный средствами массовой информации, стал в первой половине 1989г. символом нового взлета западноевропейской интеграции. Дальнейшие события разворачивались с удивительной быстротой.
Вначале на Мадридском саммите в июне 1989 г. были приняты два основных организационных предложения, выдвинутые комитетом Делора:
начать первый этап перехода к экономическому и валютному союзу с 1 июля 1990 г. созвать межправительственную конференцию для выработки изменений к основополагающими договорам, без которых невозможно продвижение к последующим этапам.
К декабрю 1990 г. комитет управляющих центральными банками и Валютный комитет ЕС практически подготовили проект устава будущего Европейского центрального банка.
При обсуждении вопроса о переходе к заключительной стадии перехода к евро произошло столкновение между двумя принципиально разными подходами - "экономическим" и "монетаристским", "фундаметалистским" и прагматическим.
Первый подход был представлен главным образом ФРГ и Нидерландами. Эти страны определенно выступали за фиксацию обменных курсов и введение единой валюты, но при условии обязательного и строгого соблюдения критериев конвергенции. Поскольку невозможно было предугадать, когда этого можно достичь, ФРГ и Нидерланды возражали против того, чтобы заранее утвердить дату перехода к полному экономическому союзу.
Второго подхода придерживались Италия и несколько в смягченной форме Франция. Они подчеркивали мобилизующую роль самой идеи ЭВС. Согласно их точке зрения, установление твердой даты перехода должно было подстегнуть национальные правительства и рыночные силы, создать политические условия для принятия непопулярных мер экономии и, в конечном счете, резко ускорить экономическую конвергенцию.
На межправительственной конференции не удалось найти окончательного решения этой проблемы. Компромисс был достигнут лишь в ходе самого Маастрихтского саммита, который и утвердил текст поправок, необходимых для реализации экономического и валютного союза.
Маастрихтский саммит закончился в обстановке невиданной эйфории. Сообщества, добившиеся неоспоримых успехов в осуществлении "проекта-1992", были вооружены теперь и конкретной программой создания экономического и валютного союза.
Для полной интеграции всех финансовых рынков будет на основе евро потребуется несколько лет, однако предыдущие попытки европейской интеграции заняли гораздо больше времени. Первый план введения единой валюты был предложен в 1970 г. тем не менее понадобилось почти десять лет борьбы, чтобы отменить систему Бреттон-вудских соглашений о фиксированных ставках обменных курсов и прийти к идее создания Европейской валютной системы с ее механизмом согласованных обменных курсов (Exchange Rate Mechanism). В последующие годы Европейская валютная система и механизм ставок обменных курсов придали валютным рынкам некоторую стабильность, однако равновесие это всегда оставалось хрупким. План Делора, предложенный в 1987 г. и принятый двумя годами позже, стал первой важной вехой, с появлением которой идея создания ЭВС получила энергичную, деятельную и оптимистическую поддержку. Маастрихтское соглашение 1991 г. закрепило успех: евро и станет реальностью четыре десятилетия спустя после первых попыток валютной интеграции, сделанных ЕЭС еще в 1958 г. В течение некоторого времени различные валюты будет использоваться параллельно. Путь к полной реализации программы отмечен тремя основными этапами.
Первый этап. В мае 1998 г. Европейский совет определил 11 стран, которые отвечают критериям конвергенции и войдут в евро-пространство на первом этапе, а также был утвержден Европейский центральный банк - ЕЦБ (вместо Европейского валютного института). Оставшиеся страны Скандинавии и Великобритании имели возможность присоединиться, но они выразили желание сделать это на более поздних этапах. Когда же Греция, стремившаяся присоединится сразу, не смогла войти в евро-зону, так как она не отвечала критериям вступления в валютный союз.
Второй этап. Начался 1 января 1999г: на этом этапе ставки обменных курсов были окончательно и бесповоротно зафиксированы. Заработала международная платежная система TARGET, которая объединила национальные системы обработки крупных платежей в реальном времени Real Time Gross Settlement System (RTGS). Стала номиналом облигаций новых правительственных займов, единицей котировок на денежных рынках и валютой, в которой производятся межбанковские расчеты. Физическим лицам разрешено хранить евро на банковских счетах и осуществлять платежи в евро, однако ни банкноты, ни монеты в евро еще не выпущены в обращение.
Франкфуртская фондовая биржа потратила шесть месяцев на перестройку своей торговой и расчетной системы под евро, и ее "конверсионная команда" из 90 человек не была особенно занята на выходных. В результате были настолько уверены, что даже открыли специальный вэбсайт, чтобы все желающие могли час за часом убедиться в достигнутом прогрессе. В "Commerzbank" 400 служащих находились на работе или наготове, все звонки были перекоммутированны непосредственно на мобильные телефоны, чтобы с любым сотрудником можно было связаться за считанные секунды. "Deutsche Bank" провел 59 отдельных пробных запусков для проверки связи своих компьютеров с клиринговыми системами по всей Европе; 2.000 служащих в 40 офисах, разбросанных по всему свету, отчитывались перед "глобальным контрольным центром", который расположился в Эшборне неподалеку от Франкфурта. "Deutsche Bank" заявил, что он является единственным банком, способным предоставить полный спектр финансовых продуктов в евро, начиная уже с 4 января.
В Париже около 10.000 сотрудников более чем 100 финансовых институтов принимали участие в проведении 900 стадий, на которые был разбит процесс введения евро. Французская ассоциация банкиров и профсоюзы заранее согласовали необходимые исключения из обычных норм, регламентирующих продолжительность рабочего времени.
Зато итальянцы, словно желая подтвердить стереотипное мнение о своих деловых качествах, проявили несколько меньшее рвение. Местные банки отрапортовали, что они готовы к введению евро, но выделили для этого гораздо меньшие рабочие группы, чем их немецкие и французские конкуренты. Один из руководителей Банка Италии заявил: "Конца света не случится, если в понедельник что-то будет не так. Система будет отлично работать во вторник или в среду"
С 1 января 2002 года были выпущены в обращение банкноты и монеты в евро. Евро стало вторым законным платежным средством обязательным к приему любым торговым предприятием.
Одним из основных рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным и правовым традициям. Созданные наднациональные институты имеют ограниченные полномочия, делегированные национальными государствами. Как известно, в экономическом и валютном союзе важнейшие решения в области денежно-кредитной, валютной и финансовой политики принимаются разными институтами на основе сложного механизма, который не может конкурировать с эффективной централизованной валютной политикой США. Реализация политики внутри ЭВС часто затруднена институциональными и процедурными сложностями, которые при возникновении кризисных ситуаций могут сыграть отрицательную роль. Прежде всего, речь идет о координации действий между ЕЦБ, отвечающим за денежно-кредитную и валютную политику. Советом ЭКОФИН, который формирует финансовую политику всех государств ЕС, Советом евро-11, отвечающим за экономическую и финансовую политику одиннадцати государств-членов ЭВС, и национальными правительствами, в ведении которых осталось немало оперативных вопросов.
Главная проблема состоит в том, что регулированием денежного обращения и кредитных отношений занимается ЕЦБ, а финансовая политика находится в руках министров экономики и финансов государств-членов ЕС. Правовые рамки денежно-кредитной и валютной политики в ЭВС ограничивают возможности проведения активной политики на международных валютных рынках. Общая денежно-кредитная политика и даже единая валюта не устраняют специфики отдельных государств внутри валютного союза, которая потенциально чревата столкновением интересов. Например, слабый евро наносит больший ущерб интересам наиболее крупных и развитых стран, а в случае чрезмерного укрепления евро неизбежны снижение темпов экономического роста и социальные издержки в менее развитых странах. Кроме того, ориентация ЕЦБ прежде всего на поддержание стабильности цен и жесткий контроль за денежной массой евро не способствует экспансии на мировых валютных рынках. По этим причинам, несмотря на наличие общих стратегических целей и экономическую конвергенцию, сохраняются противоречия между национальными приоритетами и требованиями всего валютного союза.
Согласно теории оптимальных валютных зон профессора Р. Манделла, нынешние одиннадцать государств-членов ЭВС не образуют такую "оптимальную валютную зону", а решение о создании валютного союза имело не экономический, а прежде всего политический характер. Для многих из них (например, Франции, Италии, Испании, Португалии, Финляндии) до недавнего времени была характерна значительная асинхронность экономического цикла, поэтому в принципе нельзя исключать вероятность возникновения так называемых "асимметричных шоков", т. е. экономических потрясений, затрагивающих только отдельные страны валютного союза. Несмотря на выполнение показателей экономической конвергенции, сохраняется неоднородность состава и темпов развития участников валютного союза: так, при средних по ЕС темпах экономического роста 3% в начале 2000 г. в Ирландии рост составлял 7,5, а в Италии - всего 1,3; уровень инфляции в среднем по ЕС составлял 1,1%, в то время как в Испании - 1,8, а во Франции -0,6% .
Информация о работе Европейская валютная система; этапы её формирования. Евро