Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 10:46, курсовая работа
Целью данной работы является исследование международной безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
изучить основные подходы к изучению международной безопасности;
рассмотреть основные виды безопасности;
проанализировать правовые средства обеспечения международной безопасности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Понятие международной безопасности и основные подходы к ее изучению………………………………………………………………………….4
1. Политический реализм……………………………………………………4
2. Либерально-идеалистический подход и «общая безопасность»………5
3. Взгляды Дж. Най и Р. Кохэн……………………………………………...6
Глава 2. Виды международной безопасности…………………………………8
1. Универсальный вид безопасности………………………………………..8
2. Региональная безопасность……………………………………………….9
Глава 3. Правовые средства обеспечения международной безопасности….12
1. Средства обеспечения в политической области……………………….12
2. Средства обеспечения в военной области……………………………...17
3. Средства обеспечения в экономической области………………………25
Глава 4. Новые концепции международной безопасности………………….28
Заключение………………………………………………………………………32
Библиографический список……………………………………………………33
Минобрнауки России
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Вятский государственный гуманитарный университет
Юридический факультет
Кафедра теории и истории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине Международное право
на тему: «Международная безопасность: понятие, виды, правовые основы и средства обеспечения»
студент 2 курса
Научный руководитель
Киров
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Понятие международной
безопасности и основные подходы к ее
изучению…………………………………………………………
1. Политический реализм……………………………………………………4
2. Либерально-идеалистический подход и «общая безопасность»………5
3. Взгляды Дж. Най и Р. Кохэн……………………………………………...6
Глава 2. Виды международной безопасности…………………………………8
1. Универсальный вид безопасности………………………………………..8
2. Региональная безопасность………………………………………………
Глава 3. Правовые средства обеспечения международной безопасности….12
1. Средства обеспечения в политической области……………………….12
2. Средства обеспечения в военной области……………………………...17
3. Средства обеспечения в экономической области………………………25
Глава 4. Новые концепции международной безопасности………………….28
Заключение……………………………………………………
Библиографический список……………………………………………………33
Введение
Проблема безопасности всегда была одной из актуальных проблем любого государства. Это один из центральных вопросов в теории и практике всех государственных и международных практиков. Безопасность идет бок о бок с международной политикой. Если обратится к истории, то можно увидеть, что все народности, империи и города воевали между собой. Причины были всегда примерно одни и те же: захватничество, борьба за лучшие экономические и географические расположения. Однако в настоящее время возникли гораздо более сложные угрозы, нежели нападение соседей. В современном мире человечество с терроризмом, экстремизмом и другими проблемами. Пока существуют государства, безопасность не будет тотальной или абсолютной, а останется относительной, и всегда будет зависеть от политической воли «государей».
Нельзя недооценивать ту роль, которую государства продолжают играть в оценке вызовов и возможностей мира в адаптации нации к международному окружению, защите ценностей. Это является особенно актуальным в современных условиях глобализации, когда информатизация международных отношений создает беспрецедентные возможности для развития, но одновременно делает всю систему более уязвимой для терроризма, применения оружия массового поражения.
Целью данной работы является исследование международной безопасности.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Глава 1. Понятие международной безопасности и
основные подходы к ее изучению
1. Политический реализм
Понятие «международная безопасность» тесно связано с категорией «национальная безопасность». Национальная безопасность призвана, прежде всего, обеспечить гарантии неуязвимости основных, жизненно важных интересов – национального суверенитета, территориальной целостности государства, защиты его населения. То есть таких интересов, ради достижения которых государство, скорее всего, согласится воевать, чем идти на компромисс. Другими словами, любое государство – это нация, для обеспечения жизненно важных интересов которой нужна особая стратегия, называемая национальной безопасностью.
Международная безопасность – это миропорядок, в котором созданы благоприятные международные условия для свободного развития государств и иных субъектов международного права1. Международную безопасность можно рассматривать в широком и узком смысле слова. В широком смысле международная безопасность включает в себя комплекс политических, гуманитарных, экономических и других аспектов безопасности. В узком смысле – включает только ее военно-политические аспекты.
Таким образом, право международной безопасности – это отрасль международного права, которая представляет собой систему принципов и норм, регулирующих военно-политические отношения государств в целях обеспечения мира и международной безопасности
Существуют различные теоретические подходы к изучению безопасности. С точки зрения политического реализма международные отношения существуют «в тени войны». То есть каждое государство в любой момент должно быть готово держать оборону или атаковать, и лишь на фоне этих действий может развиваться дипломатическая политика. В отсутствие высшей руководящей силы, единого управления действиями государства в достижении и защите своих интересов могут рассчитывать лишь на собственные силы. Ни о каком сотрудничестве речи не идет. Таким образом, международная безопасность замыкается в каждом отдельно взятом государстве и основывается на безопасности этого конкретно взятого государства. Если взглянуть со стороны политического реализма, то можно увидеть государство главным действующим лицом национальной и международной безопасности. Именно оно является звеном, причиной и следствием, основным виновником и надеждой в сложившемся соотношении «угроза-безопасность». Расширению роли государство способствовало такое историческое явление, как холодная война. Усилилась не только роль самого государства, но и его бюрократического аппарата. В самой основе построения структуры безопасности, противостояния Востока и Запада лежит реалистская концепция. Это всплыло не только в постоянном наращивании и обновлении военной силы, но и в особом внимании к ядерному оружию.
Таким образом, с точки зрения политического реализма, понятие «безопасность» носит неделимый характер.
2. Либерально-идеалистический подход и «общая безопасность»
Помимо реалистской позиции существует понимание безопасности на основе либерально-идеалистической парадигмы2. Одной из центральных идей в этой концепции является идея о международном сотрудничестве, который основан на универсальных ценностях и общечеловеческих интересах. С этой позиции угрозу безопасности представляют те участники международных отношений, которые отказываются от сотрудничества и тем самым нарушают общепринятые нормы морали и права. Центральные понятия в либерально-идеалистической парадигме – это всеобщее разоружение и коллективная безопасность. Главным объектом этой коллективной информации являются указанные универсалии и неотъемлемые права личности. По мнению либералов, коллективная безопасность единственный путь для преодоления дилеммы безопасности, проходящий через укрепление международных институтов. В эти же годы рождаются и другие, более близкие указанному, понятия безопасности. Примером таких понятий является «общая безопасность», которая стала некой противоположностью стратегии сдерживания. Общая безопасность подразумевает долгосрочные государственные обязательства, учитывающие опасения относительно своей безопасности со стороны других государств, а также совместную работу по разным направлениям, которые необходимы для максимального увеличения степени взаимозависимости между государствами3. Другое понятие того же разряда – понятие «общей и коллективной обороны». Здесь подразумевается совместная защита членов сообщества безопасности (такие, как НАТО) от внешней агрессии. В 70е гг. XX века появляются и понятия «всеобъемлющей безопасности» или «всеобщей безопасности». Эта понятия рассматриваются как альтернатива национальной безопасности и как средство придания новой и более широкой основы сотрудничеству в условиях стабилизации международной системы.
3. Взгляды Дж. Най и Р. Кохэн
Не менее значимыми в области безопасности являются исследования теоретиков Дж. Ная и Р. Кохэна. Изучая проблемы безопасности, Най и Кохэн пришли к выводу о том, что разницу между традиционной политикой международной безопасности и политикой экономической и экологической взаимозависимости нельзя равнять с разницей между так называемыми «играми с нулевой суммой» (здесь обе стороны могут либо выиграть, либо проиграть). Эти теоретики сосредоточивают огромное внимание на силовых факторах межгосударственных отношений. Они подчеркивают, что для разрешения различных вопросов могут понадобиться различные силовые ресурсы. А структуру международной системы Най и Кохэн трактуют, как распределение властных ресурсов между государствами.
Что же происходило с изучением международной безопасности в годы Холодной войны, во время наиболее острого напряжения отношений между государствами? В этот период представители практически всех парадигм и направлений в международно-политической науке исходили из понимания безопасности как способности государств к защите от внешних угроз. Главное внимание ученых, аналитиков и экспертов, занимающихся проблемами безопасности, было приковано к изучению угроз, исследованию вопросов применения и контроля военной силы. Состояние мира рассматривалось как продукт безопасности и стабильности во взаимодействиях между государствами, а безопасность – как объект переговоров и контроля, направленного на достижение качественного и количественного равновесия сил. Важное место здесь уделялось совершенствованию и созданию каких-то новых технических средств контроля и проверки и мерам доверия и безопасности, которые разрабатывались в рамках ООН, ОБСЕ и других межправительственных организаций.
Глава 2. Виды международной безопасности
1. Универсальный вид безопасности
Выделяют два вида международной
безопасности: универсальную и региональную. Оба вида относятся к коллективной
безопасности, то есть они могут быть обеспечены
только общими усилиями всех или большинства
государств мира или определенного региона.
Универсальная безопасность создается
в целом для планеты. Она основана на системе
международных договоров, которые направлены
на обеспечение международной безопасности
для всех субъектов международного права.
Универсальная система обеспечения международной
безопасности сформирована в рамках ООН
(Организации Объединенных Наций). Совет
Безопасности ООН является главным органом
такого обеспечения. По сути, это единственный
орган в мире, который может решать, существует
ли в мире угроза агрессии, какие меры
необходимо принять для того, чтобы сохранить
мир и обеспечить в полном объеме международную
безопасность. В частности, Совет Безопасности
ООН имеет право применить к агрессору
комплекс таких мер, как использование
вооруженной силы, чтобы не только прекратить
агрессию, но и создать условия для недопущения
ее в будущем. Однако применить эти меры
мировое сообщество может лишь при единогласном
согласии всех государств, входящих в
Совет Безопасности ООН, а такое случается
весьма редко. ООН действует в постоянном
режиме и может своевременно реагировать
на запросы государств, обеспокоенных
реальными угрозами их безопасности.
Средствами обеспечения коллективной безопасности по Уставу ООН являются: разоружение, разрешение спорных вопросов мирным путем и создание системы принудительных мер против агрессора. Главная ответственность за обеспечение универсальной системы коллективной безопасности возложена на Совет Безопасности, решения которого носят обязательный характер для всех государств — членов ООН. Россия предлагает эффективнее использовать Совет Безопасности (например, встреча руководителей пяти государств — постоянных членов) для укрепления мира, предотвращения войны.
2. Региональная безопасность
Региональная безопасность
– составная часть международной безопасности,
характеризующая состояние международных
отношений в конкретном регионе мирового
сообщества как свободное от военных угроз,
экономических опасностей, а также вторжений
и вмешательств из вне, связанных с нанесением
ущерба, посягательств на суверенитет
и независимость государств региона. Региональные
системы безопасности составляют часть
всемирной системы безопасности. Устав
ООН установил взаимосвязь между Советом
Безопасности и региональными соглашениями
и органами. В рамках таких соглашений
и органов государства должны прилагать
всевозможные усилия для мирного разрешения
местных споров до их передачи в Совет
Безопасности. Со своей стороны, Совет
обязан поощрять применение принципа
мирного разрешения местных споров при
помощи таких региональных соглашений
и органов, либо по инициативе заинтересованных
государств, либо по своей собственной
инициативе. Конечно, это не означает,
что Совет Безопасности не может на любой
стадии спора провести расследование
с целью определения, не угрожает ли продолжение
спора поддержанию международного мира
и безопасности. Совет Безопасности вправе
использовать такие региональные соглашения
или органы для принудительных действий
под своим руководством. Однако никакие
принудительные действия не могут быть
предприняты региональными органами или
в силу региональных соглашений без получения
полномочий от Совета Безопасности, за
исключением мер, направленных на воспрепятствование
возобновлению агрессивной политики со
стороны государств, воевавших во время
второй мировой войны против стран антигитлеровской
коалиции.