Правовое регулирование оказания Интернет-услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2014 в 21:31, реферат

Краткое описание

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, и сетевых услуг как основы развитой экономики двадцать первого века, а также отсутствие комплексных исследований, посвященных обязательствам, связанным с международной сетью Интернет, обусловливают актуальность темы настоящей работы.

Содержание

Ведение
Общая характеристика обязательств по оказанию услуг
Понятие Интернета
Правовые проблемы, связанные с оказанием Интернет-услуг
Развитие российского законодательства, регулирующего оказание Интернет-услуг
Заключение
Список Литературы

Вложенные файлы: 1 файл

информационное.docx

— 78.36 Кб (Скачать файл)

Крымский филиал

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный университет правосудия» 

 

 

 

 

Реферат

По дисциплине: «Информационное право»

На тему «Правовое регулирование оказания Интернет-услуг»

 

 

 

 

Выполнил : студент 2 курса 23 группы

Картира Валентин Александрович

 

 

 

 

г. Симферополь 2014

Содержание

  • Ведение
  • Общая характеристика обязательств по оказанию услуг
  • Понятие Интернета
  • Правовые проблемы, связанные с оказанием Интернет-услуг
  • Развитие российского законодательства, регулирующего  оказание Интернет-услуг
  • Заключение
  • Список Литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение 

Актуальность темы исследования. Переход к третьему тысячелетию связывается целым рядом специалистов в области философии, информатики, экономики, юриспруденции и других наук с переходом к информационному обществу, обладающему новой структурой, в которой решающую роль играют отрасли, связанные с получением, распространением и обработкой информации.

"В течение всей предшествующей XX в. истории развития человеческой  цивилизации основным предметом  труда оставались материальные  объекты… Экономическая мощь  государства измерялась материальными  ресурсами, которые оно контролировало.

В конце XX в. впервые в человеческой истории основным предметом труда в общественном производстве промышленно развитых стран становится информация".

Привычно относимое к будущему информационное общество представляет собой реальность сегодняшнего дня. Уже сейчас в наиболее экономически развитых государствах более половины рабочих мест приходится на сферу производства и обработки информации. В условиях информационного общества ключевую роль играют телекоммуникационные сети как среда для сбора и обмена информацией в локальных, общегосударственных и международных масштабах, где протекают процессы лавинообразного распространения общественных отношений по поводу использования международной сети Интернет (далее - Интернет).

Согласно сведениям, приведенным в Концепции развития рынка телекоммуникационных услуг в Российской Федерации  ожидается, что к 2010 г. количество активных пользователей Интернета в России будет насчитывать более 26 млн. человек. При этом общее число пользователей, включая тех, кто эпизодически использует Интернет, обычно в два с половиной раза больше указанных цифр.

Резкое увеличение общественно-экономического значения использования международной сети Интернет обострило правовые проблемы, связанные с применением высоких компьютерных и телекоммуникационных технологий.

В отечественной юридической науке отношения, связанные с использованием Интернета, исследованы фрагментарно. Большинство авторов посвящают свои работы отдельным проблемам правовой охраны объектов авторских прав, доступных пользователям телекоммуникационных сетей, затрагиваются также вопросы прав на доменное наименование,  идентифицирующий сетевой информационный ресурс (сайт),  соотношения этих прав с правами на товарный знак и фирменное наименование, вопросы защиты персональных данных, обеспечения права граждан на получение информации из Интернета, в том числе правовой информации и информации о деятельности государственных органов, вопросы предотвращения распространения с использованием Интернета сведений, несоответствующих действительности, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию граждан либо юридических лиц, оскорбительных и клеветнических сведений, а также пропаганды, направленной на разжигание национальной, расовой и религиозной розни, насильственное изменение конституционного строя, вопросы электронного документооборота, электронной подписи и заключения сделок в электронной форме, регулирования отношений по поводу осуществления безналичных платежей с использованием телекоммуникационных сетей.

Также изучались проблемы информационной безопасности государства и граждан в сфере несанкционированного доступа к компьютерной информации с использованием телекоммуникационной сети, проблемы внесения несанкционированных изменений или уничтожения информации, распространения вредоносных программ, вопросы юрисдикции для юридических фактов, связанных с пользованием трансграничной телекоммуникационной сетью Интернет, проблемы применения телекоммуникационных сетей для судопроизводства.

Поднимались вопросы возможности распространения правовых норм, регулирующих деятельность средств массовой информации, на сетевые информационные ресурсы. Многие публикации о правовых проблемах использования телекоммуникационных сетей, среди которых подавляющее большинство посвящено Интернету, носят постановочный характер, сигнализируя о наличии тех или иных правовых проблем, с указанием на невозможность использования существующих законодательных актов и необходимость внесения изменений в законодательство.

Вместе с тем, несмотря на охват российскими исследователями многих правовых проблем, связанных с использованием телекоммуникационной сети Интернет, практически не получили должного освещения вопросы обязательственных отношений в данной сфере.

Состояние современного законодательства, затрагивающего отношения по поводу оказания Интернет-услуг, отражает отсутствие системного подхода, что проявляется, в частности, в избыточном терминологическом многообразии.

Так, помимо термина "компьютерная сеть", в законодательстве о средствах массовой информации говорится о телекоммуникационных сетях, законодательные акты об информатизации оперируют словосочетанием информационная сеть. При этом не излагаются признаки, позволяющие отграничить понятия, описываемые указанными терминами, что приводит к избыточному терминологическому многообразию, пересечению предметов регулирования отдельных законов и подзаконных нормативных актов.

Кроме того, в России отсутствует правовая база, позволяющая эффективно развиваться предпринимательству в области телекоммуникационных сетей, особенно в части норм, направленных на развитие системы совершения сделок путем обмена данными в телекоммуникационных сетях.

Наличие социально-экономической потребности в развитии глобальных телекоммуникационных сетей, наиболее масштабной из которых является Интернет, и сетевых услуг как основы развитой экономики двадцать первого века, а также отсутствие комплексных исследований, посвященных обязательствам, связанным с международной сетью Интернет, обусловливают актуальность темы настоящей работы.

 

 

 

Общая характеристика обязательств по оказанию услуг

Современные тенденции российской экономики, отражающие тенденции постиндустриального мира, все более трансформируют баланс между промышленным производством и сферой услуг в пользу последних.

Данные глобальные макроэкономические процессы, заключающиеся в количественном и качественном росте числа оказываемых услуг, возникновении их новых видов, показывают важность рассмотрения категории услуг вообще, и правового аспекта данной категории, в частности. Их роль “...существенно возрастает в современных условиях... когда все сильнее гражданский оборот, развитие предпринимательской деятельности и конкуренции опираются на товарно-денежные связи и действие закона стоимости.”

Услуги, представляющие с юридических позиций разновидность обязательства, неразрывно связаны с понятием обязательства, играющим наряду с понятием права собственности ключевую роль в гражданском праве.

Первые представления об обязательстве еще на заре цивилистической мысли были отражены в трудах римских юристов. Согласно этим представлениям, сущность обязательства состоит в том, чтобы “...связать другого перед нами, дабы он дал что-нибудь или сделал или предоставил”.

В отечественной гражданско-правовой науке существенный первоначальный вклад в изучение обязательства внесли работы Агаркова М.М., Александрова Н.Г., Лунца Л.А., Новицкого И.Б., определивших обязательство как гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо (или несколько лиц) имеет право требовать от другого лица (или нескольких лиц) совершения определенного действия либо воздержания от совершения какого-либо действия.

Позднее вопросы, связанные с понятием обязательства, их классификацией, основаниями возникновения, исполнения и прекращения, обеспечением исполнения и основаниями наступления ответственности за их нарушение, были освещены в работах ряда исследователей, среди которых Алексеев С.С., Братусь С.Н., Егоров Н.Д., Иоффе О.С., Кабалкин А.Ю., Красавчиков С.А., Малеин Н.С., Матвеев Г.К., Толстой О.К., Халфина Р.О. и другие.

На сегодняшний момент для классификации обязательств используются несколько подходов, и единства мнений в данном вопросе пока не сложилось. Так, Агарковым М.М.  была избрана в качестве критерия цель обязательств, Новицкий И.Б.  предложил дифференцировать обязательства по основаниям их возникновения, были предложены и другие критерии.

Не затрагивая вопросов обоснованности или целесообразности выбора тех или иных критериев классификации обязательств, следует подчеркнуть - несмотря на различие оснований классификации, услуги признаются большинством авторов в качестве отдельного вида обязательства. Например, Брагинский М.И. выделяет услуги по признаку материального объекта правоотношения,  Егоров Н.Д. отграничивает обязательства по обслуживанию  граждан  по особенностям субъектного состава, Шешенин Е.Д. признает услуги отдельной категорией, использовав в качестве основания деления вид объекта обязательств,  Кротов М.В. различает обязательства по передаче имущества и по оказанию услуг исходя из объекта экономических отношений – вещи или услуги, которые обусловливают различия к правовому регулированию данных отношений.

 Таким образом, выделение обязательств  по оказанию услуг, по сути, основывается  на различиях в объекте обязательства  либо объекте экономических отношений. Услуги в данном случае рассматриваются  в качестве товара, особой потребительской  стоимости, возникающей в результате  деятельности экономических субъектов. По словам К. Маркса, “...труд оказывает  услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности”. 

В связи с этим возникает необходимость решения вопроса о соотношении обязательств по оказанию услуг с обязательствами по выполнению работ, при исполнении которых также выполняется определенная деятельность.

По мнению ряда ученых, обязательства по оказанию услуг отличаются отсутствием овеществленного результата деятельности исполнителя. 

В обязательствах, конечной целью которых является предоставление услугополучателю информации, в качестве такого овеществленного результата может выступать материальный носитель информации. Например, при сканировании Российской государственной библиотекой текста диссертации с последующей записью информации на дискету и передаче ее заказчику, материальный носитель информации (дискета) будет выступать в качестве овеществленного результата работы.

Вместе с тем, как совершенно справедливо отмечено Шерстобитовым А.Е., “...далеко не во всех случаях материальный носитель информации носит вещный характер”. 

Так, в случае передачи результатов сканирования по каналам сети Интернет материальный результат деятельности будет присутствовать в виде изменения магнитных характеристик накопителя информации (жесткого диска) в компьютерной системе заказчика после получения им заказа. Такой материальный результат не имеет признаков вещи, поэтому в данном случае можно будет говорить об оказании услуги, а не выполнении работы.

Несмотря на то, что услуги всегда были широко распространены в гражданском обороте, им было уделено значительное внимание законодателя только в период перехода к рыночным отношениям.

Впервые в кодифицированном отраслевом законе услуги упомянуты в Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 года  в статье о договоре транспортной экспедиции (статья 105) и статье о праве на товарный знак и знак обслуживания (статья 148).

Позднее правовая база оказания услуг была значительно расширена за счет введения в действие Конституции Российской Федерации (далее - Конституция),  а также целого ряда законов федерального уровня, иных нормативных актов.

Конституцией были гарантированы свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (пункт 1 статьи 8), и установлен запрет на установление на территории Российской Федерации (далее - РФ) таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (пункт 1 статьи 74).

Отдельные положения об услугах были закреплены в Законах РФ о банках и банковской деятельности,  о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках,  о защите прав потребителей,  о сертификации продукции и услуг  и других.

Гражданский кодекс Российской Федерации (далее - ГК РФ)  можно назвать новым этапом в правовом регулировании услуг. Помимо подтверждения конституционной нормы о свободе перемещения товаров, услуг и финансовых средств, которая может быть ограничена только в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (пункт 3 статьи 1 ГК РФ), ГК РФ закрепил ряд важнейших моментов, касающихся услуг как правовой категории.

Информация о работе Правовое регулирование оказания Интернет-услуг