Индия в начале 21 века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 19:17, реферат

Краткое описание

Индия выдви¬нула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического раз¬вития, обеспечившие улучшение жизни значительной части более чем миллиардного населения, ста¬ли фундаментальными достиже-ниями индийского общества и го¬сударства. Интенсивный рост наукоемких отраслей заложил основу конкурентных преимуществ и в других сферах. Тем не менее Индии предстоит решить непростые проблемы, чтобы обратить демографический вес в экономический дивиденд. В начале ХХI века число бедных со¬ставляло в этой стране около 300 миллионов, а около четверти населения оставалось неграмотным.

Вложенные файлы: 1 файл

доклад индия.docx

— 41.38 Кб (Скачать файл)

Доклад на тему «Индия в  начале 21 века»

 

Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Достаточно высокие темпы социально-экономического развития, обеспечившие улучшение жизни значительной части более чем миллиардного населения, стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства. Интенсивный рост наукоемких отраслей заложил основу конкурентных преимуществ и в других сферах. Тем не менее Индии предстоит решить непростые проблемы, чтобы обратить демографический вес в экономический дивиденд. В начале ХХI века число бедных составляло в этой стране около 300 миллионов, а около четверти населения оставалось неграмотным.

Индия рассчитывает на демографический  фактор 

Индия занимает седьмое место в мире по площади, второе место по численности населения. Индия стремится обратить рост населения в экономический дивиденд. Но для этого ей надо решить непростую задачу – повысить уровень образования и квалификации огромной массы молодежи. Уже сейчас имеющиеся в Индии кадры позволяют ей добиваться успеха на мировых рынках в высоких технологиях, в т.ч. в компьютерном обеспечении и медицине.

При среднесрочном планировании до 2020 г. Дели исходит из того, что стареющие Европа, Япония, а также Америка будут нуждаться как в квалифицированных кадрах, так и в аутсорсинге своих производств. Индия готовится заполнить эту нишу. Тем более, что она обладает таким преимуществом, как знание английского языка практически всеми квалифицированными специалистами (например, по сравнению с Китаем или Россией). Разработчики программы развития Индии до 2020 г. учитывают, что доход на душу населения в стране за 20 лет (1980-2000 гг.) вырос в 2 раза. С учетом нынешнего роста населения и среднего годового роста ВВП на 9% Индия сможет к 2020 г. увеличить этот показатель в 4 раза [7]. Предусматривается также увеличение продолжительности жизни с 64 лет в 2001 г. до 69 лет в 2020 г., повышение грамотности населения до 95% (мужчин – 96%, женщин – 94%).

Демографический фактор оказывает огромное влияние как на экономику и социальное благополучие индийского общества, так и на военную мощь.

С учетом имеющегося наличия квалифицированных работников, и особенно увеличения их численности в последующие годы и десятилетия, Дели ставит цель совершить «революцию знаний» и стать «супердержавой знаний».

В начале XXI в. Индия выдвинула амбициозную задачу войти в число ведущих держав мира. Ничего удивительного в этом нет. Страна с населением более миллиарда человек не может думать о себе иначе, как крупномасштабно. За годы независимости для реализации этих идей были созданы достаточно весомые предпосылки. Многомиллионный средний класс и огромное число людей интеллектуального труда, получивших качественное образование, стали оказывать растущее влияние на политический и экономический курс страны. Нынешняя Индия – это молодая энергичная страна, и в этом ее преимущество перед многими «стареющими» странами Запада и Востока.

На стыке XX и XXI вв. в Индии быстрыми темпами развивались наукоемкие отрасли, особенно информационные технологии, в т.ч. – программное обеспечение. Индийские достижения в этой области дают импульс развитию конкурентных преимуществ и в других сферах, включая ряд отраслей машиностроения и научных исследований, особенно биотехнологий, медицины, фармацевтики и сельского хозяйства.

Сфера услуг в Индии заняла доминирующее место в структуре ВВП. Ее опережающее  развитие может стать предпосылкой для создания экономики, базирующейся преимущественно на знании. В стране улучшается ситуация, связанная с использованием высококвалифицированного труда. Если в конце XX в. происходил активный отъезд специалистов, особенно программистов, на Запад, то позже начался обратный «отток мозгов», в первую очередь из США, что не в последнюю очередь связано с мировым финансово-экономическим кризисом 2008-2009 гг.

Достаточно высокие темпы социально-экономического развития Индии, обеспечивавшие при этом улучшение жизни значительной части населения, стали фундаментальными достижениями индийского общества и государства.

Тем не менее, масштабные социальные проблемы во многом продолжают сдерживать поступательное развитие страны. В абсолютных цифрах число бедных составляло в начале XXI в. около 300 млн человек, неграмотных – около четверти населения. Проблемы ликвидации бедности, снижения уровня безработицы и общего улучшения условий жизни населения остаются одними из главных задач государства и общества.

К решающим факторам, которые оказывали и будут оказывать влияние на формирование внутренней и внешней политики Индии, рост ее экономики в XXI в., можно отнести то, что страна развивается по демократическому пути. В ней отработан механизм коалиционных правительств, при которых, во-первых, обеспечивается широкое представительство – социальное и региональное – в руководящих органах исполнительной и законодательной ветвей власти, вне зависимости от того, какая политическая группировка добивается победы на выборах. Во-вторых, происходит мирная передача власти, не вызывавшая политических и социальных потрясений. В-третьих, правительство Индии следит за изменениями в социальной ситуации в стране и корректирует социально-экономические процессы, в том числе связанные с реформами. Существенную роль в обеспечении социальной и политической стабильности играет средний класс. 

Внешнеполитические приоритеты Дели

Достижению цели становления Индии в качестве одной из ведущих мировых держав служит укрепление ее экономического и политического потенциала на основе достаточно быстрого развития экономики, а также создание мощных вооруженных сил, располагающих ядерным оружием и другой современной военной техникой. Страна упорно добивается включения ее в Совет Безопасности ООН в качестве постоянного члена.

Дели исходит из целесообразности создания многополярного мира, а также из того, что мировое экономическое и военно-политическое развитие будет определяться главными центрами силы.

По мнению индийских политиков, важнейшим из них остается Америка как самая мощная держава, которой удается использовать свое влияние для сохранения старых и создания новых военно-политических альянсов. Однако возможности США сокращаются, в т.ч. и потому, что в последние годы усиливаются другие крупные государства. Происходят заметные перемены в глобальном соотношении сил. По существу, лидерству Запада брошен вызов азиатскими странами, что связано с усилением их экономического и политического влияния и ростом их национального самосознания.

В Дели считают, что Индия – как  один из центров силы – представляет собой огромный потенциальный рынок с учетом ее людских ресурсов и быстро прогрессирующей экономики. Страна наращивает свое региональное и глобальное влияние. Она готова совершить прорыв в экономике и технологиях и может стать важным фактором в стратегическом соотношении сил в Азии и мире в первой половине XXI в. 

Поворот в отношениях с  США

После распада СССР и двуполярной системы международных отношений, в котором Индия как один из лидеров Движения неприсоединения играла важную роль, в стране началась переоценка ее отношений с США. Процесс сближения двух государств растянулся на десятилетие.

Первые заметные подвижки в индийско-американских отношениях произошли во время визита президента США Билла Клинтона в Индию в марте 2000 г. Политика углубленного сотрудничества с Индией особенно энергично стала осуществляться с 2002 г. республиканской администрацией Джорджа Буша-младшего.

Индийско-американскому сотрудничеству способствовала благожелательная реакция Индии на планы США по созданию системы национальной противоракетной обороны. Крупным шагом на пути сближения двух стран стало изменение позиции Вашингтона по вопросу о ядерном статусе Индии: в 2001 г. он впервые заявил о готовности признать Индию в качестве ядерной державы. В контексте американской глобальной политики Южная Азия стала рассматриваться как важный для США регион, а Индия – как возможный противовес Китаю в Азии.

В июле 2005 г. премьер-министр Индии Манмохан Сингх и президент США Джордж Буш подписали в Вашингтоне соглашение о сотрудничестве в ядерной энергетике. В первую очередь речь шла об укреплении сотрудничества обеих стран в области энергетики, что чрезвычайно важно для Индии, которая является 5-м крупнейшим потребителем энергии в мире. Тем самым закладывался фундамент для партнерства между обеими странами и в других сферах.

В декабре 2006 г. Буш подписал закон о сотрудничестве США и Индии в мирной атомной энергетике. По своей сути закон отменил проводимую десятилетиями политику Вашингтона в ядерной сфере, позволив Индии получать от США ядерные технологии и ядерное топливо для гражданских целей. И это при том, что Индия не подписала Договор о нераспространении ядерного оружия и испытала такое оружие в 1974 и 1998 гг.

В соответствии с этим законом, Индия была обязана разрешить инспекцию 14 гражданских ядерных объектов в обмен на поставки ядерной технологии и топлива из США. 8 военных ядерных объектов в Индии не были включены в инспекции Международного агентства по ядерной энергии (МАГАТЭ). Предусматривалось также, что США и Индия должны получить исключение из правил Группы ядерных поставщиков, а Дели подпишет соответствующее соглашение по этому вопросу с МАГАТЭ.

Часть политического класса в Индии  считала, что индийско-американское соглашение в ядерной сфере служило цели противопоставить Индию Китаю. Но официальный Вашингтон отверг эту идею, заявив, что Китай является «важным другом» США, а теперь «впервые с 1947 г. мы имеем отличные отношения и с Индией». При этом подчеркивалось, что ситуация с Индией «уникальна», поскольку Дели обеспечил сохранность своей ядерной технологии и не распространял ее в других странах, а соглашение с Индией укрепляет связи США с крупнейшей в мире демократической державой. Но Пекин негативно отнесся к индийско-американскому ядерному соглашению, а Пакистан осудил его. После того, как Конгресс США утвердил закон о сотрудничестве с Индией в ядерной сфере, правительство Индии в июле 2007 г. также одобрило его, несмотря на возражения оппозиции, заявив, что закон учитывает все озабоченности страны.

Очередным важным шагом на пути развития стратегического сотрудничества между  обеими странами стал визит премьер-министра Индии М.Сингха в Америку в ноябре 2009 г. Обе стороны заявили, что начинают новую фазу в их глобальном стратегическом партнерстве. Индия и США подтвердили свои обязательства укреплять и реформировать глобальную экономическую архитектуру в Группе 20, Всемирном банке и МВФ. Они также обязались добиваться «подлинных реформ ООН, включая Совет Безопасности, с тем, чтобы они отражали реальности современного мира и таким образом расширили возможности ООН выполнять ее мандат как представительного, надежного и эффективного форума».

Особенное беспокойство индийцев вызвал визит Обамы в Китай за неделю до индийско-американской встречи в верхах. Многие индийские политики посчитали, что Вашингтон больше заинтересован в улучшении отношений с КНР, чем в проведении политики баланса сил в Азии. К тому же президент США отказался встретиться с Далай-ламой накануне визита премьера Индии в Вашингтон, что было расценено индийцами как уступка Китаю. Вместе с тем, они особо подчеркивали, что в отличие от Китая, Индию и Америку объединяет приверженность демократическим ценностям. Жесткие индийские критики обвинили США в «склонности использовать, а затем выбрасывать союзников, исходя из американских интересов»

Поездка Обамы в Индию 6-9 ноября 2010 г. была осложнена внутриполитической ситуацией в Америке, а именно – поражением Демократической партии на выборах в Конгресс, которые состоялись буквально за несколько дней до его визита.

Под давлением республиканцев ему пришлось сделать акцент на поиске новых рынков для американских товаров. Глава Белого дома подчеркнул большое значение для будущего американской экономики Азии, где находятся наиболее быстроразвивающиеся экономики мира и растущий средний класс. Он прямо заявил, что одна из главных целей его визита в Индию – содействие снижению барьеров американскому экспорту в Индию. В ходе визита были подписаны торговые соглашения на общую сумму в $14,9 млрд, включая $9,5 млрд американского экспорта, который обеспечит 53,7 тыс. рабочих мест в США. Среди них: поставка компанией «Боинг» 30 гражданских самолетов B737-800 и 10 военно-транспортных самолетов.

В совместном заявлении премьер Индии и президент США подтвердили решимость расширять и углублять «глобальное стратегическое партнерство» между «двумя крупнейшими в мире демократическими странами», которое «необходимо не только для этих двух стран, но для глобальной стабильности и процветания в XXI веке». Президент США приветствовал становление Индии в качестве крупной глобальной и региональной державы и подтвердил заинтересованность Америки в ее усилении, экономическом процветании и безопасности. Он отметил, что в будущем реформированном Совете Безопасности ООН Индия должна занять место постоянного члена.

Дели и Вашингтон согласились углубить существующие регулярные стратегические консультации, касающиеся развития событий в Восточной Азии, и расширить и активизировать такого рода консультации по представляющим взаимный интерес региональным и глобальным проблемам, включив в них Центральную и Западную Азию.

Индия подтвердила свой односторонний и добровольный мораторий на ядерные испытания. США также заявили о продолжении моратория на такие испытания и готовности ратифицировать в ближайшее время Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ)

С 2002 по 2010 гг. торговый оборот между  обеими странами вырос с $30 млрд до $66 млрд [25], в т.ч. товарами – с $15,9 до $48,8 млрд [26]. При этом экспорт американских товаров в Индию в 2002-2010 гг. увеличился в 4 раза, достигнув $16,4 млрд, а услуг – в 3 раза ($10,5 млрд) [27].

Вместе с тем, существуют заметные разногласия между Индией и США по ряду стратегических проблем, в частности, по Пакистану и Афганистану. Острой проблемой остаются вопросы, связанные с изменением климата: международные обязательства по сокращению вредных выбросов в атмосферу рассматриваются в Индии как тормоз на пути ее развития.

Информация о работе Индия в начале 21 века