Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 14:07, реферат
В рамках каждого подхода контроллинг трактуется по-разному, и более поздние подходы развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах. Однако в силу того, что на текущий момент одновременно доступны литературные источники, изданные в разное время и представляющие все перечисленные концепции, создается впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о системе контроллинга. В то же самое время это свидетельствует о том, что контроллинг является активно развивающейся научной областью.
Анализ и контроллинг издержек на персонал.
Понятие «контроллинг» трактуется различными авторами в различном ключе в зависимости от приверженности авторов разным научным школам организационного управления. Традиционно выделяют немецкую и американскую. В Германии преобладает научное обоснование принципов и методов контроллинга, а в США и некоторых европейских странах большее внимание уделяется его инструментам и их практическому применению в различных ситуациях. В рамках каждого подхода контроллинг трактуется по-разному, и более поздние подходы развивают предыдущие, акцентируя внимание на различных аспектах. Однако в силу того, что на текущий момент одновременно доступны литературные источники, изданные в разное время и представляющие все перечисленные концепции, создается впечатление понятийного хаоса и отсутствия целостного представления о системе контроллинга. В то же самое время это свидетельствует о том, что контроллинг является активно развивающейся научной областью. Контроллинг персонала — современная концепция управления персоналом, стремящаяся соответствовать новой, резко возросшей в последнее время вследствие многочисленных изменений в технологии и обществе, роли человеческих ресурсов на фирме. Основная идея данного подхода в распространении концепции контроллинга, изначально ориентированной на анализ чисто количественных показателей, на сферу управления персоналом, и в ее интеграции с ориентированным на качественный анализ контроллингом экономического и социального компонентов эффективности.
Система долгосрочного планирования, наблюдения и контроля затрат на персонал, связанная со стратегией предприятия и ориентированная на перспективу называется стратегическим контроллингом персонала. Его цель - оптимизация управленческих решений и обеспечение конкурентоспособности стратегии предприятия в области человеческих ресурсов. Долгосрочные цели контроллинга персонала реализуются путем анализа и учета факторов внутренней и внешней среды развития персонала предприятия при обосновании стратегического планирования трудовых показателей. Достижение текущих целей управления персоналом путем своевременной передачи руководству аналитической информации о контрольных показателях обеспечивается оперативным контроллингом, осуществляемым в регулярном режиме по мере необходимости. основанном на своевременном выявлении отклонений от намеченных планов с целью недопущения кризиса. Данные оперативного контроллинга обеспечивают менеджеров по персоналу информацией об управляемой системе в нужный момент для оптимизации системы «затраты — результаты». В соответствии с вышесказанным определяются направления анализа в стратегическом и оперативном контроллингах персонала.
Основная идея контроллинга персонала — введение обоснованных (необходимых и достаточных) плановых значений показателей по всем элементам системы управления персоналом. Контроль отклонения от них «автоматически» выявляет узкие места. Наличие хорошо поставленного учета этих показателей позволяет оперативно реагировать на быстро меняющуюся в условиях современного рынка ситуацию. Анализ контролируемых показателей персонала и наличие обоснованных нормативов позволяет планировать ситуацию как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Инструментарий контроллинга можно квалифицировать по 2 критериям: периоду действия - оперативный или стратегический, области применения - какие задачи помогает решить данный инструмент.
Контроллинг играет определяющую роль в процессе планирования затрат на персонал и отслеживания реализации запланированных показателей путем сопоставления их с фактическими. Наиболее разработанным практическим аспектом применения контроллинга персонала является оценка затрат на персонал. Затраты на персонал — это интегральный показатель, объединяющий расходы предприятия, понесенные на каждом этапе системы управления персоналом: на этапах привлечения и планирования персонала, нормирования, организации и оплаты труда, деловой оценки, адаптации и планирования карьеры работников, на этапе обучения и продвижения сотрудников, при высвобождении и решении социальных проблем коллектива.
Основными показателями эффективности управления затратами на содержание персонала на предприятии в мировой практике являются соотношение расходов на персонал и объема реализации продукции предприятия, удельные затраты на содержание работника, соотношение совокупных затрат на персонал и количество производительного времени работы предприятия за отчетный период.
Большинство руководителей
отделов человеческих ресурсов контролируют
такие функции, как стоимость
найма, содержания, развития, сохранения
персонала, игнорируя такие аспекты
как планирование и оценку эффективности
менеджмента человеческого
Затраты на персонал играют важнейшую роль в структуре затрат современных предприятий. Так, в организациях сферы услуг в США, большинство из которых относится к трудоемким видам бизнеса, затраты на компенсацию труда наемных работников достигают 80 центов с каждого доллара доходов . В промышленном секторе эта доля ниже, но, тем не менее, независимо от того, составляет ли доля этих издержек 15 или 60%, они будут оказывать значительное влияние на рентабельность компании.
Издержки, связанные с
формированием, развитием и использованием
трудового потенциала предприятия,
весьма разнообразны. Классификация
их позволяет рассматривать
Таблица 1.3. - Подходы к классификации затрат на персонал
|
Виды затрат на персонал организации |
1. Фазы процесса воспроизводства рабочей силы |
|
2. Степень активности (способность приносить в будущем доход) |
|
3. Уровень подхода |
|
4. Целевое назначение |
|
5. Источники финансирования |
|
6. Характер затрат |
|
7. Время возмещения |
|
8. Обязательность затрат |
|
9. Отношение к целесообразности сокращения затрат |
|
10. Место возникновения затрат |
Для каждого учетного участка (подразделения организации) |
Согласно классификации
затрат по фазам процесса воспроизводства,
затраты относят к формированию
(«производству») квалифицированной
рабочей силы, ее распределению и
использованию. Фаза распределения
рабочей силы на уровне предприятия
связана с внутрифирменной
Целевое назначение затрат позволяет анализировать их структуру и динамику с точки зрения конкретных программ в сфере управления персоналом.
Выбор источника финансирования
затрат имеет большое значение для
предприятия. Включение затрат в
себестоимость гарантирует их возвращение
после реализации продукции (работ,
услуг). Финансирование из прибыли, как
правило, таит в себе конфликтный
потенциал по поводу распределения
прибыли. При построении систем оплаты
труда и компенсаций важно
учитывать интересы трех сторон - акционера
(собственника), сотрудника и менеджера.
Акционеры компании заинтересованы
в повышении ее стоимости и
получении дивидендов, и свои требования
они предъявляют топ-
По характеру затрат, их делят на прямые и косвенные. Прямые затраты на персонал связаны с оплатой отработанного времени или выполненного объема работ. Они четко привязаны к отработанному времени, поэтому данный вид затрат рассматривается как переменный. Косвенные затраты обусловлены необходимостью возмещения дополнительных расходов. Они определяются в расчете на одного работника и в значительной степени не зависят от времени, затраченного на труд. Этот вид затрат также называют постоянными (квазипостоянными) издержками. Опыт западных стран показывает, что общие расходы организации на одного работника более чем в два раза превышают затраты на оплату труда.
Время возмещения затрат (затраты текущие и долговременные) позволяет отнести их к различным бюджетам (оперативному и стратегическому), используя, соответственно, различные инструменты для учета и анализа данных категорий затрат.
При делении затрат на обязательные и необязательные для целей анализа кадровой политики интерес представляют последние, поскольку через их регулирование предприятие в соответствии со своими целями оказывает воздействие на поведение работников, обеспечивая увеличение производственного результата. Классификация по признаку возможности и целесообразности сокращения затрат иллюстрирует двойственный характер затрат на персонал. С одной стороны, как и другие виды производственных издержек, затраты на персонал - составная часть себестоимости продукции. Сокращение себестоимости - важный фактор увеличения прибыли, т.е. систематическая экономия на затратах на персонал может привести к увеличению прибыли. Но при этом не учитывается уникальный характер самого ресурса - персонала, затраты на который по сути являются инвестициями. Соответственно, текущая экономия может привести к недополученной прибыли в будущем, не говоря о других негативных последствиях, таких, как снижение конкурентоспособности предприятия в целом. Из этого не следует, однако, что затраты на персонал должны постоянно расти. Деление затрат на резервообразующие и нерезервообразующие позволяет решить эту проблему.
Деление затрат по степени
их регулируемости используется для
целей планирования и контроля. Полностью
регулируемые затраты отражают четкую
взаимосвязь между «входом» и
«выходом» (как, например, оплата отработанного
времени). Частично регулируемые затраты
(произвольные) возникают в результате
периодически принимаемых управленческих
решений, у них отсутствует жесткая
причинно-следственная связь между
«входом» и «выходом», например, затраты
на обучение персонала. Заданные (слабо
регулируемые) затраты возникают
как результат обладания
Выбор критерия классификации затрат зависит, в первую очередь, от конкретных целей и задач управления. Поскольку мы руководствуемся концепцией контроллинга, ориентирующей все бизнес-процессы на достижение целей предприятия, для нас представляют интерес, прежде всего, классификации затрат по целевому назначению. Примером такой классификации служит Международная стандартная классификация расходов на рабочую силу Согласно ей, к расходам на рабочую силу относятся:
Информация о работе Анализ и контроллинг издержек на персонал