Анализ практики принятия решения в отечественных и зарубежных компаниях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 14:59, реферат

Краткое описание

Процесс инициации, разработки и принятия управленческих решений уникален в каждой отдельно взятой фирме. Практика принятия управленческих решений в значительной степени определяется традициями и обычаями, которые существуют в той или иной стране. Однако можно выделить общие черты, характерные для предприятий одной страны, одной отраслевой принадлежности . На выбор механизма принятия управленческих решений влияет множество факторов: модель управления, менталитет сотрудников фирмы, стиль руководства, специфика производства.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
I. Процесс принятия управленческих решений
1) Понятие принятие решений…………………………………..…..4-5
2) Этапы принятия управленческого решения…………………..…5-6
II. Практика принятия управленческих решений:
1) В зарубежных компаниях……………………………………….7-10
2) В отечественных компаниях…………………………………...10-11
III. Анализ практики принятия решений в компаниях разных стран…12-18
Заключение ………………………………………………………………………19
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.docx

— 87.58 Кб (Скачать файл)


 

МОСКОВСКИЙ АВТОМОБИЛЬНО-ДОРОЖНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)

 

 

 

 

 

           Кафедра «Социология и управление»

 

Методы принятия управленческих решений

 

Реферат

Тема: «Анализ практики принятия решения в отечественных и зарубежных компаниях» 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                   

Выполнила студентка: Семенова Елена

                                                       Группа: 2бЛ3

                                                                                   Проверила: Шастина Александра Евгеньевна.

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2014

 

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

  1. Процесс принятия управленческих решений
    1. Понятие принятие решений…………………………………..…..4-5
    1. Этапы принятия управленческого решения…………………..…5-6
  1. Практика принятия управленческих решений:
    1. В зарубежных компаниях……………………………………….7-10
    2. В отечественных компаниях…………………………………...10-11
  1. Анализ практики принятия решений в компаниях разных стран…12-18

Заключение ………………………………………………………………………19

Список использованной литературы………………………………………...…20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 Процесс инициации, разработки  и принятия управленческих решений  уникален в каждой отдельно  взятой фирме. Практика принятия управленческих решений в значительной степени определяется традициями и обычаями, которые существуют в той или иной стране. Однако можно выделить общие черты, характерные для предприятий одной страны, одной отраслевой принадлежности . На выбор механизма принятия управленческих решений влияет множество факторов: модель управления, менталитет сотрудников фирмы, стиль руководства, специфика производства.

 В современных условиях  кризиса, как никогда прежде, повышаются  требования к качеству управленческих  решений, поскольку даже незначительная  ошибка в выборе альтернатив  может привести к негативным  последствиям для фирмы. В процессе  поиска и обоснования рационального  управленческого решения важно  все: кто принимает решение, как  принимается решение, как разрабатываются  альтернативные варианты.

 В данной работе  рассматриваются основные подходы  к разработке и принятию управленческих  решений: западный (американский) и  японский, в сравнении с которыми  определен российский подход  к принятию управленческих решений.

Цель работы:

Провести сравнительный анализ практики принятия управленческих решений в отечественных и зарубежных компаниях.

Чтобы выполнить данную цель, нужно рассмотреть следующие задачи:

  1. Рассмотреть процесс принятия управленческих решений в целом
  2. Изучить особенности принятия решений в отечественных компаниях
  3. Изучить особенности принятия решений в зарубежных компаниях
  4. Провести сравнительный анализ.
    1. Процесс принятия управленческих решений
    1. Понятие принятие решений.

 В научных трудах  рассматриваются два определения  теории принятия управленческих  решений: узкое и расширенное.

В узком определении принятие управленческого решения рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов наилучшего "рационального" решения.

В расширенном плане принятие управленческого решения понимается как весь процесс управления. Рассмотрим подробнее.

Принятие решений, так же как и обмен информацией, это составная часть любой управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участниками и аспектами управленческой деятельности и является ее вершиной. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

Решение – результат экономических действий, мероприятий, предпринимаемых руководителями  государства,  областей,  регионов,  организаций  в результате анализа нескольких вариантов.  При  этом  указанные лица  руководствуются соображениями  целесообразности  и учитывают  имеющиеся в наличии ресурсы и факторы.

Современная наука об управлении, а вместе с ней и теория управленческих решений  возникла  после того,  как появилась организация  в современном понимании.

Организационное решение – выбор, совершаемый руководителем, применяемый им в процессе реализации управленческих функций при разрешении организационных задач. Организационное решение способствует продвижению к поставленным целям.

Управленческое решение – директивный выбор целенаправленного воздействия на объект управления, который базируется  на анализе  ситуации  и содержит программу достижения цели.

Принятие  управленческого решения  – главное решение  в технологическом цикле  управления. Управленческое решение  принимается  полномочным линейным руководителем в пределах  предоставленных ему прав, норм действующего законодательства и указаний  вышестоящих органов  управления. Отличительные особенности управленческих (организационных) решений  заключаются в том, что  они имеют следующие характеристики:  цели, последствия, разделение труда и профессионализм.

Управленческое решение – это определенный экономический процесс, совершаемый в рамках управления организацией, имеющий три этапа – подготовки, принятия и реализации управленческих решений, которые включают  в себя,  помимо выявления проблемы, формулирования заданий, сопоставления альтернативных вариантов решения, еще и составление плана реализации решения и оперативное руководство реализацией решений.

    1. Этапы принятия управленческого решения

 Управленческие  решения всегда связаны с необходимостью  воздействия на объект управления  с целью приведения его в  желаемое состояние. Поскольку это  требует затрат времени, можно  говорить о процессе принятия  решений. Процесс принятия управленческих  решений носит циклический характер, начинается с обнаружения несоответствия  параметров плановым или нормативным  и заканчивается принятием и  реализацией решений, которые должны  это несоответствие ликвидировать. Поэтому основным элементом каждого  процесса принятия решений является  проблема, под которой понимается  несоответствие фактического состояния  управляемого объекта желаемому  или заданному. Выработка плана  действий по устранению проблемы  составляет сущность процесса  принятия решений .

В организационном аспекте процесс принятия решения представляет собой совокупность закономерно следующих друг за другом в определенной временной и логической последовательности этапов, между которыми существуют сложные прямые и обратные связи. Каждому этапу соответствуют конкретные трудовые действия, направленные на выработку и реализацию решения. Эту повторяющуюся систему действий принято называть технологией процесса выработки и реализации решений.

 В  каждой организации практика  разработки и принятия управленческих  решений имеет свои особенности, что обусловлено характером и  спецификой основной деятельности, ее структурой, действующей системой коммуникаций, внутренней культурой и т. д. Однако

общие этапы, их последовательность и сущность схожи для различных организаций.

Процесс управления - деятельность объединенных в определенную систему субъектов управления, направленная на достижение целей фирмы путем реализации определенных функций с использованием методов управления.

Как правило, процессы управления фирмой очень многообразны, многомерны и имеют сложную структуру (состоят из большого числа стадий и фаз). В общем смысле процесс управления состоит из общих функций управления, которые объединяются в циклы управления (рис.1).

    1. Практика принятия управленческих решений:
    1. В зарубежных компаниях

Рассмотрим японскую и американскую модели управления.

Схема процесса принятия управленческого решения.

                                    Рис. 2

Представленная на рисунке 2 схема принятия управленческих решений соответствует американской модели управления. После начала реализации решения необходимо установить обратную связь для контроля его выполнения и оценки результатов.

На этом этапе происходит измерение и оценка последствий принятия решения, определяется достижение поставленных целей и эффективность принятого решения. Основная задача контроля – своевременно выявить убывающую эффективность принятого решения. Обратная связь, которая возникает в процессе контроля и оценки результатов, позволяет менеджеру вносить коррективы в процесс реализации решений, процедуру их разработки, что в дальнейшем поможет избежать или решить схожие проблемы.

В литературе по менеджменту, помимо предложенной схемы принятия управленческих решений в рамках американской модели управления, выделяют процедуру принятия решений в рамках японской модели.

В основе традиционной японской процедуры принятия решений лежит так называемая система ringi, что в переводе на русский означает «получение согласия на решение путем опроса».

Менеджеры среднего и нижнего звена, как правило, формально не могут самостоятельно принимать большинство решений, касающихся их деятельности. По всем более или менее важным вопросам, входящим в их компетенцию, они должны обращаться к вышестоящему руководителю. При этом выполняется определенная процедура. Инициатор решения составляет специальный документ – ringi-sei, в котором всесторонне описывается проблема и предлагаются рекомендации по ее разрешению, и затем передает его на рассмотрение в те подразделения организации, деятельность которых в той или иной мере затрагивается принимаемым решением. При этом большое значение имеют неформальные связи, неформальная структура управления, поскольку формальных каналов распространения ringi-sei не существует и инициатор сам выбирает адресатов. Его цель на данном этапе принятия решения – достижение согласия всех или большинства заинтересованных сотрудников и структурных подразделений. Предварительное обсуждение ведет к углублению понимания проблемы, выявлению новых факторов, исключению нереальных альтернатив и, в конечном счете, к выработке рационального решения.

Каждый из руководителей, ознакомившихся с ringi-sei и принявших участие в его обсуждении, излагает свои замечания, предложения и фиксирует своей подписью (печатью) согласие или несогласие с предложенным решением.

После того как этот документ обойдет менеджеров того уровня, на котором был составлен, он передается на следующий, более высокий уровень управления. Здесь повторяется та же процедура. Причем считается полезным ознакомить с предлагаемым решением как можно больше сотрудников и заручиться их одобрением. Таким образом, поднимаясь по иерархии управления, ringi-sei попадает к руководителю высшего ранга – президенту или вице-президенту компании. После того как он одобрит этот документ, решение считается принятым и возвращается к составителю для исполнения уже в качестве директивы.

Система принятия решений ringi обладает следующими преимуществами:

  • принимаемые решения более обоснованы и обдуманы, так как тщательно обсуждены все аспекты решаемой проблемы и учтено мнение различных специалистов;
  • отпадает необходимость в согласовании и организации выполнения решения, так как вся работа по этим направлениям выполняется параллельно с определением проблемы, ограничений, критерия эффективности и выбором альтернатив;
  • реализация решений проходит эффективно и очень быстро.

Однако есть у рассматриваемой процедуры принятия решений и недостатки:

  • затрудняется планирование, особенно стратегическое;
  • излишне компромиссный характер принимаемых решений, что может препятствовать развитию организации;
  • не обеспечивается оперативность принятия решений, что является большим недостатком в условиях нестабильной внешней среды.

С развитием информационных технологий процедура принятия решений на основе ringi-sei стала более оперативной. Примером информационных систем принятия управленческих решений на основе процедуры ringi-sei в России является система «Босс-референт».

Идеи системы ringi созвучны некоторым тенденциям в теории принятия решений. Например, в системном анализе правильному выбору цели и тщательному формулированию проблемы придается первостепенное значение. Другая современная тенденция в управлении, которой соответствует система ringi, – развитие коллегиальных форм принятия решений.

    1. В отечественных компаниях

Информация о работе Анализ практики принятия решения в отечественных и зарубежных компаниях