Бизнес и общество – противостояние или взаимовыгодный союз

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 21:34, доклад

Краткое описание

Очень жестокий прогноз перспективам отношения российского бизнеса с общественным мнением высказал недавно А. Лившиц. По его мнению, не стоит питать особых иллюзий. «Добрым богачам все равно не окупиться. Ненависть к ним беспредельна, поскольку ее подпирает вопиющее неравенство. И зависть. В особо тяжелой форме. Вбита в головы ещё при Ленине, когда стала государственной идеологией. С тех пор передается по наследству. Сильнее чувства нет. Даже любовь приходит и уходит, а зависть остается». У общества к бизнесу две претензии: с одной стороны, ненависть («наворовали», «разрушают высокую нравственность и духовность»), с другой – агрессивное иждивенчество: «делиться надо», «пусть платят деньги, да побольше – у них они есть».

Вложенные файлы: 1 файл

Бизнес и общество.docx

— 20.68 Кб (Скачать файл)

Бизнес и общество –  противостояние или взаимовыгодный союз.

Тульчинский Г. Л. Бизнес в России. Проблема социального признания  и уважения. – Москва: Вершина, 2006. – 384 с.

Очень жестокий прогноз перспективам отношения российского бизнеса с общественным мнением высказал недавно А. Лившиц. По его мнению, не стоит питать особых иллюзий. «Добрым богачам все равно не окупиться. Ненависть к ним беспредельна, поскольку ее подпирает вопиющее неравенство. И зависть. В особо тяжелой форме. Вбита в головы ещё при Ленине, когда стала государственной идеологией. С тех пор передается по наследству. Сильнее чувства нет. Даже любовь приходит и уходит, а зависть остается». У общества к бизнесу две претензии: с одной стороны, ненависть («наворовали», «разрушают высокую нравственность и духовность»), с другой – агрессивное иждивенчество: «делиться надо», «пусть платят деньги, да побольше – у них они есть».

Характерна в этом плане  позиция правозащитного движения –  единственного независимого критика  власти. Оно не интересуется реальными  проблемами отечественного предпринимательства, не доверяет ему, ошибочно отождествляя российский бизнес с бюрократической элитой. В результате проигрывают как бизнес, так и само правозащитное движение, все более воспринимаемое общественным мнением как сохраняющийся только в силу исторической инерции осколок советского диссидентства.

История показывает, что  в неразвитой социально-политической среде «партнерство» бизнеса  и гражданских объединений приобретает  патронажно-клиентальную форму. При  этом бизнес воспринимается общественностью  исключительно в качестве «донора», а его помощь общественным объединениям – как обеспечение лояльности «клиентов» и мобилизации их активности в интересах патрона.

И все же у предпринимателей появилось общее понимание, что  они смогут жить, работать и конкурировать  только в демократической стране со свободной экономикой. Отстаивать эти интересы должны институты гражданского общества: политические партии и неполитические общественные организации. Однако, в нынешних условиях даже политические партии боятся власти и активно ищут свое место в созданной ею «вертикали». Это дорого обходиться российскому обществу.

Дальнейшее существенно  зависит от перспектив восприятия общественным мнением отечественного бизнеса  как решающего фактора развития российского общества. Примеры послевоенного  развития ряда стран Европы убедительно  показали, что возникновение партнерских  отношений в обществе – не причина, а следствие высокого общественного  доверия к бизнесу. В современной  России только бизнес является реальным условием реализации свободы. Только он является главным резервом общества в сдерживании закусившего удила  и утратившего социальный контроль режима, а может, и противостояние ему. Только бизнес может нейтрализовать назревающий молодежный протест. Историческая миссия российского бизнеса –  не только и не столько экономический  рост, сколько создание реального  общества социально ответственных  граждан.

Общество трактуется как  «организованная общественность», то есть как некоммерческие организации (НКО), которые рассматриваются как  выразители интересов общественности. Опыт создания и деятельности НКО, пришли к нам с Запада, где некоммерческий сектор представляет собой социальные институты самоорганизации власти, форму существования гражданского общества. Применительно же к нашей  действительности это содержание выхолощено. Сплошь и рядом отечественные  НКО за редким исключением (Общество защиты прав потребителей, Комитет  солдатских матерей и др.) являются инструментом реализации не просчитанных и социально неоднозначных проектов.

В России телега оказалась  впереди лошади. Не НКО порождают  общество социально ответственных  граждан – наоборот: граждане, осознав  общность своих интересов, объединятся  в общественные организации, союзы  и ассоциации для защиты и продвижения  этих интересов. В России же даже политические партии не выражают этой осознанной общности интересов граждан, а являются PR-проектами по мобилизации избирателей на выборы, растягиванию протестного электората и решению других задач политической манипуляции. Они структурируются не на основе социальных интересов и идей, а вокруг конкретных лидеров. Даже наиболее естественная форма социальной самоорганизации – профсоюзы девальвированы и не играют серьезной социальной роли.

Проблема не в недостатке НКО, а в отсутствии их основы –  социально ответственных граждан, осознавших свои интересы и стремящиеся  их защитить и продвинуть.

Сотрудничество бизнеса  и социально-культурной сферы в  виде спонсорства, благотворительности  и патронажа – настоящий, реальный механизм и мышцы гражданского общества, то есть общества, способного развиваться  независимо от цвета флага, развевающегося над цитаделью власти. Политизированность всех сфер жизни России – признак  незрелости общественных отношений, инерции  советского периода, при котором  любое проявление самоорганизации  расценивалось как противостояние государству.

Некоммерческие организации  у нас преждевременны, поскольку  мы ещё не имеем гражданского общества – общества свободных, ответственных, просвещенных и компетентных граждан. С начала – просвещение и жизненная компетентность, понимание своих интересов и возможность их защиты и продвижения. И лишь потом – объединение таких граждан на основе общности интересов. НКО – результат структурирования интересов лиц, осознающих возможности защиты и продвижения своих интересов.

Полноценный социальное партнёрство  у нас – дело относительно долгой перспективы, при условии кропотливой  работы по формированию жизненной компетентности граждан на различных уровнях: личном, семейном, групповом, региональном. Требуется  просвещение, обучение решению конкретных жизненных проблем – формирование системы жизненной навигации.

Это – то и является предметом  эффективного социального инвестирования российского бизнеса, если только он ставит долговременные цели. Думается, именно в этом направлении открываются  реальные перспективы нынешней российской благотворительности.

 


Информация о работе Бизнес и общество – противостояние или взаимовыгодный союз