Введение
Рим на протяжении всей своей
истории прошел развитие от Царства
до Империи, в котором проявляются
черты развития почти всех европейских
стран и исследование темы реферата
дает наиболее полную картину сложности
духовных процессов и явлении
происходивших в развитии человечества.
Теоретические основы исследования
представлены основополагающими работами
отечественных и зарубежных ученых,
специалистов по вопросам государственного
устройства Древнего Рима. Литература,
посвященная развитию государственного
устройства Древнего Рима, огромна.
Государственное
устройство Древнего Рима в Период
Царей
Древнейшим видом общинного
устройства в Риме, как и в Италии
вообще, был род, члены которого считали
себя происходящими от одного предка
- эпонима, объединялись общим культом,
общим землевладением, судопроизводством
и т.п.
Существует множество
теории происхождения Римского народа,
одну из них высказала И. В. Алферова:
«Римский народ сложился из трех племенных
общин: Ramnes, римляне и вообще латины,
Tities, сабиняне, и Luceres скорее всего этруски».
Древнейшим носителем
верховной власти в общине Рим, по
преданию, был царь - первоначально,
вероятно, представитель одного из
наиболее знатных и сильных родов,
с властью патриархального характера,
а впоследствии выборный сановит
с чрезвычайными полномочиями.
В выборах царя участвовали:
старейшины, представители родов (сенаторы)
и граждане. После смерти царя соблюдался
промежуток времени междуцарствия,
необходимый для выборов. Власть
переходила к сенаторам, которые
из своей среды назначали временного
правителя (интеррекса). После истечения
срока (обычно 5 дней) он избирал себе
преемника, второго интеррекса, и
этот (или один из следующих) уже
указывал кандидата в цари.
Полномочия царя были велики.
Власть его являлась пожизненной (хотя
и не наследственной) и слагалась
из:
верховного управления государством:
право созывать Сенат и народ,
председательствовать на этих собраниях,
проводить в них свои законы;
верховной военной власти:
права набирать войско и предводительствовать
им на войне, объявлять войну (по решению
общины) и заключать мир;
верховной юрисдикции: права
суда и наказания подданных —
до смертной казни включительно;
верховной религиозной власти:
как духовный глава и представитель
своей общины царь имел право «общаться
с божествами» путем определенных
обрядов;
безответственности власти,
в качестве верховной правительственной
инстанции.
Царю помогали (назначаемые
им же) должностные лица, светские и
духовные.
Светские военные: трибун
всадников - ближайший помощник царя
на войне, в частности начальник
конницы, и несколько военных
трибунов начальников отдельных
отрядов пехоты. Светские гражданские:
префект Рима — градоначальник,
заменявший царя на время его отсутствия
в Риме, главным образом для
защиты города; дуумвиры двое судей (обвинителей)
по преступлениям против государства
(общины); квесторы, - двое следователей
по особо важным делам уголовного
характера, особенно по обвинениям в
убийстве родственника или согражданина.
Духовные - 1) различные представители
духовенства, имеющие отношение
и к государству: понтифики, авгуры,
фециалы и 2) представители собственно
жречества: фламины, салии, луперки, весталки
и др.
В период царей в Риме
существовали следующие сословия -
патриции, плебеи, клиенты и рабы.
Патриции - класс аристократический,
к которому относились: родственники
и потомки сенаторов и представители
родовой, наследственной аристократии,
из которой избирались сенаторы. Таким
образом, патриции Рима в древнейшее время
и были единственным классом полноправных
римских граждан, весьма влиятельным и
(через Сенат) причастным к управлению
государством
Плебеи - класс лично свободных,
но не полноправных граждан, занимавшихся
земледелием, скотоводством, ремеслами
и торговлей, имевших право собственности,
но не право участия в управлении
общиной, хотя обложенных податью на
ее нужды.
До сих пор остается
нерешенным вопрос о происхождении
плебеев. Источники о происхождении
плебеев чрезвычайно сбивчивы и
противоречивы. А. Н. Бадак считает,
что: «Вероятно, первоначально под
плебеями подразумевались добровольные
переселенцы либо насильственно
переселенные в Рим, а также представители
покоренных племен, лично свободные
люди, имевшие право владеть землей
и обязанные нести военную
службу». Первоначально плебеи не входили
в состав родов, курий и триб, а
потому не пользовались никакими политическими
правами. Но затем, перемешавшись с
незнатными родами самого «римского
народа» и принимая на себя клиентские
обязанности, они постепенно, на урезанных
правах включались в родовую организацию.
Клиенты - класс людей
лично свободных, но политически
бесправных и поставленных в особого
рода зависимость от патрициев. При
патрицианских родах, семействах, при
отдельных патрициях состояло определенное
число клиентов (илисемейств клиентов),
относительно которых патриции являлись
«покровителями», «патронами», восполняя
своими правами недостающие права
своих клиентов.
Рабы - класс людей, лишенных
и личной свободы, и политических
прав, составлявших собственность своего
господина, которой он мог распоряжаться
по своему усмотрению и над которой
имел право жизни и смерти.
«Все население Рима было
разделено на пять разрядов. Чем
меньшим имуществом располагал гражданин,
тем меньшими правами он обладал»
- утверждает Н. С. Елманова.
Для принятия участия в управлении
граждане собирались на народные
собрания, комиции.
Древнейшим видом комиция
были упомянутые выше собрания полноправных
граждан, то есть патрициев, по куриям.
Созывались они царем или должностным
лицом по его приказанию.
Таким образом, царский период
оставил Республике необходимые
основы государства и общины: центральную
власть с ее органами - магистратурой,
общину с ее исторически необходимым
делением на сословия, с организацией
военного и гражданского быта и с
правительствующими собраниями в лице
Сената и комиций. В период Республики,
прежде всего яснее определяются
права гражданина, роль отдельных
сословий. Становится определеннее круг
действия органов власти. Развивается
законодательство, различные стороны
управления и т. п.
Государственное
устройство Древнего Рима в Период
Республики
Община «Рим» развилась
теперь в целое государство, «Римскую
республику», жители которой (помимо национально-племенных,
имущественных и иных отличий) делятся
прежде всего на лично свободных
и лично несвободных. Лично свободные
подразделяются на граждан и чужестранцев.
Главной цитаделью нобилитета
и руководящим органом республики
являлся сенат. Сенаторов обычно
было 300. Право назначать сенаторов
принадлежало раньше царю, а затем
консулам. По закону Овиния (последняя
четверть IV в.) это право перешло
к цензорам. Каждое пятилетие цензоры
пересматривали список сенаторов, могли
вычеркивать из него тех, кто по тем
или иным основаниям не соответствовал
своему назначению, и вписывать новых.
Закон Овиния установил, «чтобы цензоры
под клятвой выбирали в сенат
лучших из всех категорий магистратов».
Речь идет о бывших магистратах до
квесторов включительно.
Сенаторы распределялись
по рангам. На первом месте стояли так
называемые «курульные сенаторы», т. е.
бывшие магистраты, занимавшие курульную
должность: бывшие диктаторы, консулы,
цензоры, преторы и курульные
эдилы; затем шли остальные: бывшие
плебейские эдилы, народные трибуны и
квесторы, а также сенаторы, не занимавшие
в прошлом никакой магистратуры (таких
было немного). Первым в списке стоял самый
уважаемый сенатор, называвшийся princeps
senatus (первый сенатор). Принадлежностью
к той или другой категории определялся
порядок голосования. Последнее происходило
или путем отхода в сторону, или посредством
личного опроса каждого сенатора. Созывать
сенат и председательствовать в нем могли
все экстраординарные магистраты, например
диктаторы, а из ординарных—консулы, преторы,
а позднее народные трибуны.
До начала гражданских
войн сенат пользовался огромным
авторитетом. Это объясняется главным
образом его социальным составом
и организацией. Первоначально в
сенат могли входить только главы
патрицианских семей. Но уже очень
рано, вероятно, с начала республики,
в сенате начали появляться и плебеи.
По мере завоевания ими высших магистратур
число их в сенате стало быстро
увеличиваться. В III в. подавляющее большинство
сенаторов принадлежало к нобилитету,
т. е. к правящей касте римского общества.
Это создавало сплоченность сената,
отсутствие в нем внутренней борьбы,
единство его программы и тактики,
обеспечивало ему поддержку самой
влиятельной части общества. Между
сенатом и магистратами существовало
тесное единство, поскольку каждый
бывший магистрат в конце концов
попадал в сенат, а новые должностные
лица выбирались фактически из тех
же сенаторов. Поэтому магистратам
было невыгодно ссориться с сенатом.
Магистраты приходили и уходили,
сменяясь, как правило, ежегодно, а
сенат был постоянно действующим
органом, состав которого в основном
оставался неизменным (массовое пополнение
сената новыми членами было очень
редким явлением). Это давало ему
преемственность традиций и большой
административный опыт.
Круг дел, которыми руководил
сенат, был очень широк. До 339 г., как
было указано выше, ему принадлежало
право утверждать постановления
народного собрания. После этого
года требовалось только предварительное
одобрение сенатом вносимых в
комиции законопроектов. По закону
Мения, этот же порядок был установлен
и по отношению к кандидатурам
должностных лиц.
Сенат в случае тяжелого
внешнего или внутреннего состояния
государства объявлял чрезвычайное,
т. е. осадное, положение. Это делалось
чаще всего посредством назначения
диктатора. Со II в. в практику входят
другие формы введения осадного положения.
Одна из них состояла в том, что
сенат принимал постановление: «Пусть
консулы наблюдают, чтобы республика
не потерпела какого-нибудь ущерба».
Этой формулой консулам (или другим
должностным лицам) давались чрезвычайные
полномочия, подобные полномочиям диктатора.
Другим способом концентрации исполнительной
власти было избрание одного консула.
Этот способ, правда, очень редко, применялся
в I в.
Сенату принадлежало высшее
руководство военными делами. Он определял
время и количество набора в армию,
а также состав контингентов: граждане,
союзники и, проч. Сенат выносил постановление
о роспуске войска, под его контролем
происходило распределение отдельных
войсковых соединений или фронтов
между военачальниками. Сенат устанавливал
бюджет каждого военачальника, назначал
триумфы и другие почести победоносным
полководцам.
В руках сената была сосредоточена
вся внешняя политика. Право объявлять
войну, заключать мир и союзные
договоры принадлежало народу, но сенат
вел для этого всю подготовительную
работу. Он отправлял посольства в
другие страны, принимал иностранные
послов и вообще ведал всеми дипломатическими
актами.
Сенат управлял финансами
и государственными имуществами: составлял
бюджет (обычно на 5 лет), устанавливал
характер и сумму налогов, контролировал
откупа, руководил чеканкой монеты
и проч.
Сенату принадлежал высший
надзор за культом. Он учреждал праздники,
устанавливал благодарственные и очистительные
жертвоприношения, в наиболее серьезных
случаях толковал знамения богов, контролировал
иностранные культы и, если это было
нужно, запрещал их.
Члены всех постоянных судебных
комиссий до эпохи Гракхов состояли
из сенаторов. Только в 123 г. Гай Гракх
передал суды в руки всадников (под
этим названием понимали тогда богатых
купцов и ростовщиков).
В том случае если должности
высших магистратов, имевших право
председательствовать в народном собрании
для выбора консулов, были вакантны
или эти магистраты не могли прибыть
к моменту выборов в Рим, сенат
объявлял «междуцарствие». Этот термин
сохранился еще от царской эпохи.
Один из сенаторов назначался «междуцарем»
для председательствования в
консульских избирательных комициях.
Он исполнял свою должность в течение
пяти дней, после чего назначал себе
преемника и передавал ему
свои полномочия. Тот назначал следующего
и т. д. до тех пор, пока в центуриатных
комициях не будут избраны консулы.
Таким образом, сенат являлся
высшим административным органом республики,
и вместе с тем ему принадлежал
верховный контроль над всей жизнью
государства.
Оба крупных сословных
класса предшествующего периода, патриции
и плебеи, продолжали существовать
и теперь, и их взаимная борьба за
политические права была наиболее характерным
явлением в жизни римской общины
периода Республики. Уже при Сервии
Туллии, по преданию, плебеи, первоначально
бесправные, получили некоторые права,
например право землевладения, право
законного брака и коммерции
между собой, ограниченное право
на судебное разбирательство, право
голоса и отбывания воинской повинности.
Они, таким образом, стали из бесправных
- неполноправными гражданами, и
стремление к полному правовому
равенству с патрициями, особенно
в праве занимать высшие государственные
должности, привело к усилению борьбы
их с патрициями, до полного уравнения
в правах. По законам Люция Секстия
(366 г. до н. э.) плебеи получили доступ к
высшим светским, а по закону Огульны
(300 г. до н. э.) и к высшим духовным
должностям, кроме полученного еще
ранее права на законный брак с
патрициями. Благодаря расширению государства
значительно увеличился также и
численный состав плебса.
Таким образом, оба сословия
слились в одном понятии «римский
народ». Однако осуществление права
занимать высшие государственные должности,
вследствие дорого стоившей предвыборной
агитации и отсутствия вознаграждения
за отправление должности, было доступно
лишь зажиточным гражданам. В результате
из патрициев и богатых плебеев
постепенно образовалась чиновная, служилая
знать (нобили), стоявшая в противоположности
к менее зажиточному плебсу.
Управление римской общиной
Республиканского периода основывалось
на воле народа. Поэтому все важнейшие
вопросы управления решались на основании
того или иного волеизъявления общины,
«народа Рима». Ему принадлежала:
власть законодательная
- право издавать за коны;
власть судебная - право
производить суд;
власть избирательная
— право избрания магистратов;
власть решающая - в вопросах
о мире и войне.
Решения народа по пунктам
а) и г), как имевшие силу закона,
назывались «законами народа» или
«народными повелениями». Сам народ,
как носитель верховной власти, был
облечен известным величием, и
преступления против общины считались
оскорбляющими величие римского
народа. Перед народным собранием
склонялись фасции магистратов, присутствующих
в собрании, как символ их преклонения
пред «величием народа».
Свои права народ осуществлял
в народных собраниях, обычно в так
называемых комициях (от лат. - «сходиться»),
то есть в созываемых и руководимых
имевшим на то право должностным
лицом (например консулом или претором)
собраниях полноправных граждан, на
которых они (в своих политических
делениях по куриям, центуриям или
трибам) решали посредством подачи
голосов предлагаемые на решение
очередные вопросы.
Право участия в комициях
и подачи голос имели все римские
граждане (обладавшие правом голоса), где
бы они ни находились - в Риме, провинции
или колонии. В соответствии с
участвовавшими в собраниях представителями
римской общины, комиции подразделялись
на куриатский комиции, центуриатский
комиции и трибутский комиции.
От комиции следует
отличать созывавшиеся светским или
духовным должностным лицом свободные
собрания (не по политическим делениям)
или сходки, где народ не голосовал,
а обычно выслушивал доклады и
сообщения или обсуждал некоторые
важные вопросы, особенно стоявшие на
очереди в ближайшие комиции.
Говорить на этих собраниях могли
все присутствующие. Собирались они
обычно на Форуме, а созываемые духовным
лицом - на Капитолии.
Причина падения республики
в том, что она была государственной
формой, которая сложилась на базе
города-государства и которая
не могла обеспечить интересы широких
кругов рабовладельцев в рамках обширной
империи. Господствующие классы в этих
условиях видели единственное средство
сохранения своей власти в диктатуре,
опиравшейся на армию. Существует еще
множество причин падения республики
С. И. Ковалев считает, что: «Главной
и самой общей причиной являлось
противоречие между политической формой
республики I в. до н. э. и ее социально-классовым
содержанием. В то время как эта
форма оставалась старой, содержание
ее существенно изменилось». [4, с. 463]
Государственное
устройство Древнего Рима в Период
Империи
От республики римская
империя отличалась и самой организацией
правящего класса. В связи с
территориальным ростом Римской
республики государство превращалось
из органа, представлявшего интересы
крупнейших римских землевладельцев
и рабовладельцев, каким была республика,
в орган, представляющий интересы господствующих
классов всей Римской державы.
Это предполагало привлечение
к руководству государством рабовладельческих
кругов не только Италии, но и провинций,
а в перспективе — уравнение
Италии и провинций.
При Цезаре и Августе были
заложены лишь основы развития Римской
империи. Различие между частями
империи было еще огромно. Все
разнородные области объединялись
политической властью и удерживались
его военной мощью.
Монархическая реформа Августа
как бы замкнула собой круг развития
государственного устройства Рима: монархия
- республика - монархия. Как республиканская
магистратура есть раздробление единой
власти царя, так и власть императора
есть опять собирание (концентрация)
республиканских магистратур в
особе государя, в виде новой, чрезвычайной
магистратуры.
Фактически монархия была
восстановлена после битвы при
Акциуме (31 г. до н. э.), когда вся военная
сила была сосредоточена в руках
Августа, а юридически - в 27 г., когда
Октавиан получил от Сената титул
«Август» (досточтимый, священный) верховное
руководство и надзор за всеми
делами правом контроля действий остальных
властей, управление некоторыми провинциями
и главное начальство над всем
войском.
На этой основе постепенно
и выросла власть римских императоров,
вплоть до Диоклетиа на (285-305 гг. н. э.),
когда она становится монархией
в строгом смысле слова. Вся полнота
власти была сосредоточена в руках
одного лица, а Сенат и народ
не играли уже никакой государственной
роли. Власть императора была пожизненной,
но не династической, наследственной:
император мог только указать
государству на лицо, которому желал
передать власть после смерти, назначив
его наследником своего личного
имущества и достояния. Таковым
могло быть и лицо, усыновленное
государем. Император мог принять
его в соправители и передать
титул «Цезарь», наградив его различными
почестями, необходимыми для создания
ему репутации, особенно в войске.
Император имел право отказаться
от власти сам. Как «магистрат» он
мог быть смещен Сенатом, но, опираясь
на войско, он не опасался этого смещения.
Во всяком случае, смещение императоров
всегда было актом насилия.
Полномочия императора слагались
из власти военной, составляющей главную
опору его влияния. Она давалась
ему Сенатом и войском, и как
главнокомандующий римской армией
император напоминал республиканского
проконсула, так как военные силы
находились в провинциях, правителями
которых были проконсулы.
Как консул, цензор и трибун
народа, император имел возможность:
принимать активное участие
в законодательстве, руководя Сенатом
и комициями; но наряду с их постановлениями
действовали и личные распоряжения
императора, изданные на основании
его права (эдикты, декреты, мандаты,
конституции и т. п.);
участвовать в судопроизводстве:
составлять списки присяжных, руководить
процессами, особенно военными и уголовными,
причем суд императора являлся высшей
инстанцией;
участвовать в выборах
магистратов, причем император проверял
правоспособность кандидатов, рекомендовал
своих (кандидаты цезаря), что почти
уже равнялось назначению, назначал
сам некоторых чиновников, особенно
наместников в императорских
провинциях;
в качестве цензора - составлять
списки сословий, особенно Сената, подчиняя
его таким образом своему личному
влиянию;
осуществлять верховный
надзор и руководство во всех государственных
делах, внутренних и внешних, заведовать
государственным хозяйством и финансами,
чеканить монету и т. п. Цензорский надзор
за нравственностью также входил
в компетенцию императора;
осуществлять свою власть
в провинциях, куда императоры могли
назначать своих чиновников для
управления местными общинами, нередко
в ущерб их прежней автономии.
Император также обладал
и властью духовной. В качестве
верховного понтифика и члена
всех главнейших жреческих коллегий
император имел верховный надзор
за культом и за имуществом духовных
коллегий и храмов.
Кроме зависимых от императора
магистратов республиканского типа,
им назначался целый ряд особых должностных
лиц для разных отраслей управления:
для управления провинциями прокураторов,
легатов Августа; для отдельных
частей управления кураторов, префектов.
Из последних особенно были важны: префект
города - градоначальник и городской
судья; префект преторианцев - начальник
преторианцев, весьма влиятельный сановник
после императора; префект, заведовавший
провиантской частью Рима, и др. Чины
эти обычно получали содержание из
императорской казны и назначались
нередко из сенаторов или всадников,
иногда (низшие должности) из императорских
отпущенников.
Вот как характеризует
состояние Рима этого времени
Ж. Боже: «Во II в. особенно заметен упадок
римской морали; ослабление патриотических
чувств, которые перестали быть источником
гражданских добродетелей, заменившихся
стремлением к личному благополучию,
«буржуазными добродетелями», сосуществовавшими
с жаждой наживы, царством денег, развратом,
индивидуализмом. Ослабла связь
с родными». [5, c. 209]
Сенат продолжал свое, по-видимому
почетное, существование, юридически он
стоял даже выше Императора, который
получал свою власть от Сената. Однако
фактически громадное личное и военное
значение императора лишало Сенат почти
всякой самостоятельности, тем более
что в силу своей цензорской власти
император имел право пополнения
итого органа власти, а как трибун
народа, мог останавливать своей
интерцессией все неугодные ему
постановления. Сенату предоставлено
было по-прежнему наблюдение за культом,
заведование казной (государственной).
Однако, когда государственная казна
слилась с императорской, это
право было ликвидировано. Сенату также
принадлежало право выборов магистратов
(где он, однако, также был стеснен
кандидатурами, выдвигаемыми императором).
Он обладал властью судебной как
одна из высших судебных инстанций, руководимая
императором, а также правом управления
сенатскими провинциями и т. п. Однако
фактически постановления Сената были
нередко лишь утверждением воли императора.
Гибель Рима означает и
гибель великой античной культуры в
целом. Как образно заметил Т.
Моммзен: «Над греко-латинском миром
опустилось историческая ночь, и отвратить
ее было не в силах человеческих,
но Цезарь дал все-таки измученным народам
доживать вечер своего развития в
сносных условиях. А когда, после
долгой ночи, занялся новый исторический
день и новые нации устремились
к новым, высшим целям — у многих
из них дало пышный цвет семя, посеянное
еще Цезарем, и многие именно ему
обязаны своею национальной самобытностью».
Заключение
На основании выше сказанного
можно сделать вывод, что на протяжении
своего существования Древний Рим
прошел развитие в своем государственном
развитии от так называемого царского
периода, когда носителем верховной
власти был царь, именно в царский
период римская община получает тот
характерный облик, который так
отличает ее от других общин античного
мира. Далее римская община развивается
в Республику у некоторых слоев
появляются права, например право землевладения,
право законного брака и коммерции
между собой, ограниченное право
на судебное разбирательство, право
голоса и отбывания воинской повинности.
На смену Республики приходит Империя
при которой происходит концентрация
раздробленной республиканской
власти в руках Императора.
Формирование на территории
Италии своеобразной римской государственности
и культуры, создание мировой державы,
охватывавшей все Средиземноморье
и Западную Европу, и ее длительное
(около 4 столетий) существование, рождение
в ее пределах синкретической средиземноморской
античной цивилизации как прообраза
будущей европейской цивилизации,
возникновение и распространение
здесь новой мировой религии
— христианства — все это отводит
Древнему Риму особое место в мировой
истории. |