Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2014 в 10:19, курсовая работа
Современная экономика представляет синтез рыночного механизма и элементов государственного регулирования.
Формы деятельности и объем деятельности государства в экономической сфере меняются с развитием общества, в частности с усложнением хозяйственных связей. В экономических концепциях всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства, его функциям в экономике. Представители меркантилизма - первой экономической школы - стояли за активное вмешательство государства в экономику. Процесс первоначального накопления капитала, идеологами которого они являлись, не мог быть осуществлен без поддержки государства. Государство в законодательном порядке способствовало накоплению золота и серебра в стране, проводило политику в целях развития и защиты собственной промышленности.
Введение
Государственное регулирование экономики
Современная экономика
представляет синтез рыночного механизма
и элементов государственного регулирования.
Формы деятельности
и объем деятельности государства в экономической
сфере меняются с развитием общества,
в частности с усложнением хозяйственных
связей. В экономических концепциях всегда
отводилось большое место исследованию
экономической роли государства, его функциям
в экономике.
Представители меркантилизма1 - первой экономической
школы - стояли за активное вмешательство
государства в экономику. Процесс первоначального
накопления капитала, идеологами которого
они являлись, не мог быть осуществлен
без поддержки государства. Государство
в законодательном порядке способствовало
накоплению золота и серебра в стране,
проводило политику в целях развития и
защиты собственной промышленности.
Представители более
позднего периода - физиократы - не разделяли
мнения меркантилистов и выдвинули принцип
laisser faire2, означающий требование
свободы, торговли в первую очередь. Главная
забота государства, с точки зрения физиократов,
- защита так называемого естественного
права, основой которого является частная
собственность.
Классическая школа
политэкономии, развивавшаяся в эпоху
промышленного переворота и выражавшая
интересы промышленной буржуазии, подвергла
пересмотру теории своих предшественников,
в частности меркантилистов - идеологов
торгового капитала. Ее представители
в лице А.Смита и Д.Рикардо обосновывали
лозунг “экономической свободы” и высказывались
за ограничения вмешательства государства
в экономическую жизнь.
По
мнению А.Смита, государство должно выполнять
три обязанности:
• ограждать общество
от насилия и вторжений других независимых
обществ;
• ограждать по мере
возможности каждого члена общества от
несправедливости и угнетения со стороны
других его членов, или установить хорошее
отправление правосудия;
• создавать и содержать
определенные общественные сооружения
и учреждения, создание и содержание которых
не может быть в интересах отдельных лиц
или небольших групп, и затраты на которые
не могут быть покрыты частными лицами.
Представители неоклассического
направления, создавшие теорию рыночного
равновесия и сформулировавшие закономерности
оптимального режима хозяйствования,
стояли на позициях саморегулирования
рыночной системы. Помощь государства
в функционировании экономики рассматривалась
излишней, более того, вредной. В экономике,
способной достичь как полного объема
производства, так и полной занятости,
вмешательство государства может только
нанести вред ее эффективному функционированию.
Логика неоклассистов подводила к заключению
о том, что наиболее приемлемой является
экономическая политика государственного
невмешательства. Однако экономические
сдвиги конца ХIХ - начала ХХ века повлекли
за собой развитие массового производства,
увеличение товарных сделок, обострение
конкуренции и заставили обратить внимание
неоклассиков на возможные “сбои рынка”,
с которыми он самостоятельно справиться
не может. К причинам, вызывающим “сбои
рынка”, относятся экстерналии3.
Это вынуждало к усилению
поддерживающих и корректирующих мер
государства. Задачей последнего стало
создание соответствующей инфраструктуры,
т.е. обеспечение системой институтов,
правовых норм и общественных благ внутренней
и внешней безопасности экономического
развития, устойчивости национальной
валюты. Такая инфраструктура нужна рыночному
механизму для более эффективной его самореализации.
Первая и вторая мировые
войны, породившие систему острых политических,
социальных и экономических проблем, потребовали
более активной роли государства в решении
экономических проблем. Но главной причиной
активизации государства явился экономический
кризис 30-х годов, который окончательно
подорвал доверие к саморегулирующим
возможностям рыночной экономики.
Теоретически необходимость
государственного регулирования экономики
обосновал Дж. М. Кейнс, а опыт США при Ф.
Рузвельте и в Германии при Гитлере подтвердил
его тезис о том, что путем государственных
расходов можно повернуть ход развития
экономики в нужном направлении. Государственные
заказы оживляли спрос, стимулировали
занятость, давая и прибыли предпринимателям.
Известный французский экономист Фитусси
в этой связи писал, что в 30-х годах капитализм
(рыночная экономика тоже) исчез и был
заменен смешанной экономикой.
Кейнсианская модель4 государственного
регулирования экономики показала свою
эффективность не только в 30-е годы и во
время второй мировой войны, но и в послевоенный
период. Восстановление, перестройка и
реконструкция народного хозяйства в
50-60-е годы были осуществлены при активной
роли государства. Триумфом кейнсианства
считаются 50-е - начало 70-х годов.
Но с середины 70-х годов
начинаются контратаки на кейнсианство
представителей либеральной мысли (М.Фридман,
Ф.Хайек), завоевавшей умы государственных
деятелей. Причинами тому послужили дефициты
государственных бюджетов, ставшие хроническими,
высокий уровень инфляции. К этому добавился
нефтяной кризис 70-х годов.
Виновниками этих катаклизмов
объявлялись кейнсианские рецепты государственного
регулирования, обусловившие неимоверный
рост государственных расходов, иждивенческой
части населения. Создавалось политическое
лобби5 для урезания социальных
расходов. А в обосновании государственного
невмешательства главные позиции заняли
представители неолиберализма, монетаризма
и теории “экономики предложения”.
Объединяющей идеей
этих направлений является вера в саморегулирующую
возможность рыночной экономики. Возрождая
идеи либералов классической школы, неолибералы
экономическую роль государства сводят
к созданию наиболее благоприятных условий
функционирования рыночной экономики.
Защищая тезис “конкуренция везде - где
возможно, государство - где необходимо”,
они сравнивают его с судьей на футбольном
поле, который не играет непосредственно,
а следит за соблюдением правил игры. Забота
государства, следовательно, выработка
порядка и правил игры и контроль за их
соблюдением. Л.Эрхард, идеолог социального
рыночного хозяйства, считал, что в задачу
государства не входит непосредственное
вмешательство, но ответственным за экономическую
политику является исключительно государство.
Монетаристы, в частности М.Фридман, считают,
что в принципе существуют лишь два способа
координации экономической жизни - централизованное
руководство, сопряженное с принуждением,
и добровольное сотрудничество индивидов
- метод, которым пользуется рынок. Поэтому
регулирующие функции монетаристы признают
за рынком. Единственная сфера вмешательства
государства - денежное обращение. Контроль
за денежной массой в обращении, сохранение
стабильности денег - первый приоритет
нынешней экономической политики государства.
Сторонники теории
“экономики предложения” считают, что
государственное регулирование, если
оно необходимо, должно иметь долгосрочный
характер и ориентироваться на стимулирование
предложения товаров, капиталов и факторов
производства. В частности, для обеспечения
устойчивого экономического роста рекомендуется
регулирование предложения кредитных
ресурсов посредством налоговой политики.
Таковы различные взгляды
на экономическую роль государства. При
всей их противоречивости и несовпадении
можно определенно отметить: различия
касаются форм и доли государственного
вмешательства в экономику. Современный
рынок невозможен без вмешательства государства.
Рынку присущи антисоциальные действия
и тенденции, приводящие к нарушению не
только микропропорций, но и макропропорций,
а, следовательно, к финансовым, экономическим,
энергетическим и другим кризисным явлениям
и процессам. Опыт показал, что их ограничивают
только государственные регуляторы.
Государственное регулирование
в рыночном хозяйстве - целенаправленное
воздействие государства на микро- и макроэкономические
процессы развития экономики в целях поддержания
ее стабильности или изменения в нужном
обществу направлении. В системе мер государственного
регулирования выделяют различные стороны
- практическую и научную. Практический
опыт - это совокупность конкретных мер
по реализации государственного регулирования.
Теоретический аспект - систематическое
научное исследование мотивов, действий,
мер, нацеленных на формирование наиболее
эффективного развития национальной экономики.
К научным подходам относится разработка
моделей и прогнозов. Важной задачей научного
аспекта является формирование экономического
мышления.
Исходя из сущности,
определяются цели государственного регулирования.
Экономическая наука рассматривает на
глобальном уровне основную, высшую цель
регулирования и прикладные цели. В любой
стране высшая цель должна сводиться к
достижению максимального благосостояния
всего общества.
Но
ее реализация возможна через достижение
прикладных целей, к которым относятся:
• экономический рост;
• полная занятость;
• стабильность уровня
цен и устойчивость национальной валюты;
• внешнеэкономическое
равновесие.
В системе экономических
целей обеспечение экономического роста
считается ведущей конкретной задачей.
Ее решение связывается с абсолютным и
относительным увеличением ВНП6.
С обеспечением экономического
роста сопряжена другая важнейшая цель
- удовлетворение требований полной занятости7. Конкретно задача
решается созданием новых рабочих мест
и другими методами борьбы с безработицей.
Комплекс этих мер в развитии страны принято
называть политикой обеспечения занятости.
Стабильность уровня
цен и национальной валюты - условие стабильности
экономики. Поэтому достижение рассматриваемой
цели является важнейшим ориентиром в
действиях государства.
Решение трех перечисленных
целевых задач означает достижение в рамках
национального хозяйства относительного
макроэкономического равновесия и создает
более благоприятные условия для достижения
внешнеэкономического равновесия. Оно
поддерживается системой государственных
мер в сфере международной торговли, межстранового
движения капиталов, трудовых ресурсов,
обеспечения сбалансированности платежного
баланса.
Значимость и последовательность
постановки целей в той или иной стране
определяется разнообразными обстоятельствами
внутреннего и внешнего порядка. Применительно
к условиям России последовательность
достижения рассмотренных целей может
заметно отличаться от очередности, характерной
для западных стран. Да и в самом составе
целей есть определенная специфика, вызванная
недостаточной зрелостью рыночных отношений.
В настоящее время
российское правительство исходит из
того, что его “сверхзадача” связана
с финансовой стабилизацией, с сокращением
темпов инфляции. Следующая важная проблема
- создание стимулов для экономического
оживления, прежде всего оживления инвестиционной
активности. Проблема безработицы в текущем
периоде пока не кажется столь опасной,
поэтому она не выдвигается на первый
план с точки зрения очередности целей
(хотя ряд ученых и практиков так не считают).
По разным мотивам правительство пока
не включает в число приоритетных целей
достижения внешнеэкономического равновесия
и природоохраны.
Определяя цели государственного
регулирования на конкретно временном
отрезке, государство сталкивается с проблемой
взаимопротиворечивости целей. Поэтому
сложнейшим вопросом государственного
регулирования являются поиски оптимально
гармоничной системы целей. Например,
достижение полной занятости сопровождается
усилением инфляционных тенденций, экономический
рост и сохранение окружающей среды находятся
в очевидном противоречии. Как показывает
опыт развитых стран, самый разумный вариант
- использование метода постоянного и
мягкого волнообразного маневрирования8..
Исходя из целей, государственное
регулирование выполняет важные функции
в рыночной экономике. Рыночная экономика,
основанная на частной собственности,
не может функционировать без необходимой
законодательной базы. Должна быть обеспечена
неприкосновенность частной собственности,
гарантированы соблюдение заключенных
частных контрактов и защита граждан от
произвола бюрократии. Поэтому важнейшей
функцией государства является создание
правовой основы функционирования и развития
экономической системы. Это реализуется
через законодательство о собственности,
налогах, предпринимательстве, внешнеэкономической
деятельности, антимонопольные законы
и др. Государство должно создать такой
экономический “фон”, который обеспечил
бы благоприятные условия для субъектов
рыночной экономики.
Рыночный механизм
сам по себе в “чистом виде” не позволяет
своевременно выявлять преимущества стран
в конкурентной борьбе, быстро концентрировать
ресурсы для приоритетного развития соответствующих
отраслей, ускоренной структурной перестройки
промышленности. Это функция государственного
регулирования экономики. Одна из главных
функций государственного регулирования
- активизация, интенсификация, прежде
всего инвестиционной, инновационной
и предпринимательской деятельности,
при обеспечении стабильности национальной
валюты. Это достигается мерами финансовой,
денежной и кредитной политики.
Функцией государственного
регулирования является воздействие государства
на распределение доходов в обществе.
Как известно, рынок признает лишь один
критерий распределения доходов - итог
участия в конкуренции на рынке товаров
и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому
справедливыми считаются как высокие
доходы тех, кто преуспел в конкуренции,
так и низкие тех, кто потерпел неудачу.
Понадобилось определенное время, чтобы
общество осознало и признало, что распределение
доходов, справедливое с точки зрения
рынка, несправедливо в общечеловеческом
плане. Требуются и меры социальной защиты
населения.
В теории и практике
государственного регулирования важное
место занимает инструментарий государственного
регулирования. Одним из инструментов
являются законодательные и правовые
документы, издаваемые государством. Здесь,
прежде всего, имеется в виду промышленное
и банковское законодательство, при помощи
которого государство пытается поддерживать
определенную структуру - степень монополизации
рынка; тарифно-таможенные механизмы,
очерчивающие границы национальных систем
государственного регулирования; трудовое
законодательство, регламентирующее условия
и правила купли-продажи рабочей силы;
наконец, различные государственные стандарты,
регулирование условий эксплуатации окружающей
среды.
Материальной базой
и важным инструментом государственного
регулирования являются государственная
собственность и государственное предпринимательство.
Государственная собственность используется
в качестве базы для достижения как долгосрочных,
так и конъюнктурных, антициклических
целей государственного регулирования.
К числу структурных целей относятся освоение
капиталоемких и рисковых направлений
НТП, решение ряда региональных задач
(освоение неразвитых территорий, строительство
новых и перевод уже существующих предприятий
в депрессивные районы).
Государственная собственность
используется для регулирования социальных
процессов. Инструментами государственного
регулирования выступают финансовая,
денежно-кредитная, промышленная, структурная
и научно-техническая политика. С помощью
последних (промышленной, структурной
и научно-технической) обеспечивается
стимулирование и достижение экономического
роста, макроэкономической сбалансированности.
Социальная политика
и внешнеэкономическое регулирование
являются мерами государственного регулирования,
не уступающими по значимости вышеперечисленным
инструментам. С помощью социальной политики
обеспечивается достижение социальной
безопасности, относительно справедливого
распределения доходов.
Внешнеэкономическое
регулирование включает в себя торговую
политику государства, управление валютным
курсом, систему внешнеторговых тарифов,
квот, лицензий.
Для каждой страны
набор инструментов и степень вмешательства
государства не являются универсальными.
Есть специфика, отличия, применение тех
или иных инструментов только в данной
стране или группе стран.
Государство выполняет
свои функции, применяя разнообразные
методы воздействия. Методы классифицируют
по различным критериям. Различаются методы
прямого и косвенного влияния. Методы
прямого воздействия вынуждают субъектов
экономики принимать решения, основанные
не на самостоятельном экономическом
выборе, а на предписаниях государства.
В качестве примера можно назвать размер
налогов, величину амортизационных отчислений,
бюджетные процедуры по государственным
инвестициям. Прямые методы часто имеют
высокую эффективность вследствие оперативного
достижения экономического результата.
Но у них есть и недостатки. Они затрагивают
не только тех агентов рынка, на которых
непосредственно направлены государственные
меры, но и субъектов, связанных с ними
рыночными отношениями. Иначе говоря,
прямые методы нарушают естественное
развитие рыночных процессов.
Методы косвенного
воздействия создают лишь предпосылки
к тому, чтобы при самостоятельном выборе
субъекты экономических отношений предпочитали
варианты, которые соответствуют целям
экономической политики. К таким методам
относятся, например, программирование,
предоставление рыночному сектору экономической
информации. Недостатком косвенных методов
является определенный временной лаг,
возникающий между моментами принятия
мер государством, реакции на них экономики
и реальными изменениями в хозяйственных
результатах.
Методы государственного
регулирования классифицируются и по
критерию организационно-
Административные методы государственного регулирования экономики.
Административные (организационно-
Административные (организационно-
Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.
Характерными особенностями адм
1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий10;
2) односторонний выбор
субъектом управления
3) юридическая обязательность актов управления11, невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может привести не только административную или дисциплинарную ответственность, но даже уголовную.
Исходя из подзаконного характера
организационно-
Классификация административных методов12
В основе классификации административных
методов государственного управления лежит их группировки по отдельным
признакам. Наиболее значимой для них
является систематизация, построена на
учете специфики средств
(форм) организационного влияния. К
ним можно отнести: полномочия, ответственность,
дисциплинарные требования, нормы, регламенты,
приказы, распоряжения и т.д. Систематизируя
эти средства воздействия по роли в процессе
управления выделяют три основные группы
административных(
Сутью регламентационных методов является установление состава элементов системы и устойчивых организационных связей между ними посредством закрепления определенных обязанностей (как по системе в целом, так и по отдельным ее звеньями), общей регламентации, т.е. разграничения и закрепления задач, функций, прав и ответственности, установления взаимосвязей. Они осуществляются с помощью уставов, положений, должностных инструкций и других регламентов.
Следующей группой административных методов управления методы распорядительного воздействия. Распорядительные методы отражают текущее использование установленных организационных связей, их частичное корректировки в случае изменения условий работы. В основе распорядительного воздействия лежат полномочия органов исполнительной власти - как закрепленые в установленном порядке их прав и обязанностей.
Нормативные методы дополняют по сути регламентационных и распорядительные Они предназначены для поддержания стабильности организационных связей посредством дисциплинарных требований и систем ответственности.
Все три группы административных методов применяются как отдельно, так и совместно, дополняя друг друга. Они являются взаимозаменяемыми, что и предопределяет возможность их использования в различных органах исполнительной власти.
Основными инструментами административного регулирования являются: лицензии, квоты, санкции, нормы, стандарты, цены, государственные заказы и т дд.
Лицензии - это специальные разрешения, которые выдаются субъектам предпринимательской деятельности на осуществление отдельных ее видов Лицензирование направлено на защиту экономических интересов страны, общества и его членов как к потребителей товаров и услуг Составным элементом лицензирования является перечень видов предпринимательской деятельности, имеющих разрешительный (лицензионный) статус.
Квоты - определяют долю субъектов рынка в производстве, потреблении, экспорте, импорте и т п товаров и услуг. Квотирование осуществляется с целью создания конкурентной среды, защиты отечественного рынка, с стабилизации цен на внутреннем рынке.
Санкции - это мероприятия государства, направленные на наказание субъектов рынка, которые не выполняют установленных правил деятельности В порядке экономических санкций государство может требовать уплаты неустойки, штрафов, пени за не в выполнения субъектами рынка определенных обязательств, а также изымать в пользу государственного или местных бюджетов выручки от незаконной деятельности.
Норма - это, во-первых, научно обоснованная мера общественно необходимых затрат ресурсов на изготовление единицы продукции заданного качества, во-вторых, правила поведения людей и осуществления определенных видов экономической й деятельности. Норматив- поэлементная составляющая нормы, характеризующая количество произведенных или использованных в потреблении товаров (работ, услуг, ресурсов) на любую единицу, например, на душу населения, на одного занятого, на единицу времени (площади, объема). С помощью норм и нормативов осуществляются планово-экономические расчеты, регулирования в сферах производства, труда социальной защиты населения, охраны окружающей природной среды.
Стандарты - это единые нормы по типам, маркам, параметрами, размерами и качеством изделий, а также величинами измерений, методами испытания и контроля, правилам упаковки, маркировки и хранения продукции й, технологии производства. Объектами стандартизации являются конкретная продукция, нормы и нормативы, требования, методы, термины, обозначения и т др., имеющие перспективу многократного использования и применения ния в различных отраслях хозяйства, а также в международных экономических отношениях. Соблюдение государственных стандартов является обязательным для всех субъектов экономической деятельности.
Государственный заказ является инструментом как административного, так и экономического регулирования. Когда речь идет о административном регулировании, подразумевается, что для предприятий, которые полностью или частично находятся в государственной собственности, а также для предприятий-монополистов, государственные заказы на поставку продукции (выполнение работ, оказание услуг) является обязательным.
Цены тоже могут использоваться как инструменты административного регулирования. Целью такого регулирования является предотвращение разрушительному воздействию свободного ценообразования на экономику Государство осуществляет административное влияние через: установление фиксированных цен на важнейшие товары и услуги, применения предельных цен или предельных коэффициентов их повышения, замораживание цен на определенный период, введение механизмов декларирования изменений цен и т. д.
Антимонопольные меры являются реакцией на активизацию процесса формирования монополий и проявления совокупных негативных явлений от этого процесса. К ним относятся: контроль за долей рынка, контроль за слиянием компаний ней, контроль за объединением людей, контроль за монопольными ценами, оценка методов конкуренции на рынку.
Подытоживая, можно сделать вывод, что предложенный подход классификации административных методов исходит из сущности государственного управления, особенностей и присущих ему взаимоотношений
Экономические
методы не ограничивают свободу
выбора, порой расширяют ее. Появляется
дополнительный стимул, на который субъект
может либо отреагировать, либо не обратить
ни малейшего внимания, в любом случае
оставляя за собой право на свободное
принятие рыночного решения. Изменение,
например, государством ставки процента
по своим долговым обязательствам добавляет
к числу доступных вариантов выгодного
размещения сбережений еще один - покупку
или продажу государственных ценных бумаг.
Жесткое разграничение
экономических и административных методов
несостоятельно, так как порой и административные
и экономические методы несут в себе черты
того и другого. Прибегая, например, к прямому
контролю над ценами, государство создает
для производителей особый экономический
режим, вынуждает их пересматривать производственные
программы, искать новые источники финансирования
инвестиций и т.д. Или влияние налогов
и кредитных ставок как экономических
мер скажется на экономическом поведении
только после того, как будет принято административное
решение об изменении тех и других.
Таковы функции, инструменты
и методы государственного регулирования.
Цели государственного регулирования экономики
К основным
целям государственного регулирования
экономики относятся:
• минимизация неизбежных
негативных последствий рыночных процессов;
• создание финансовых,
правовых и социальных предпосылок эффективного
функционирования рыночной экономики;
• обеспечение социальной
защиты тех групп рыночного общества,
положение которых в конкретной экономической
ситуации становится наиболее уязвимым.
Методы
достижения этих целей подразделяются:
• на прямые (или дирижистские);
• косвенные (или экономические).
Прямые методы государственного
регулирования экономики основываются
на административно-правовых способах
воздействия на деятельность тех или иных
субъектов хозяйствования13
Косвенные регуляторы
отличаются от дирижистских методов тем,
что они не ограничивают свободу экономического
выбора, а наоборот, дают дополнительные
стимулы при принятии рыночного решения.
Основная область их применения — вся
экономическая среда. Косвенные методы
регулирования предполагают использование
средств и возможностей финансовой и кредитно-денежной
систем страны.
Указанные методы взаимосвязаны.
Можно
назвать следующие средства (инструменты)
государственного регулирования экономики:
• административно-правовые
инструменты;
• финансовая (налоговая)
система;
• кредитно-денежная
система государства;
• государственная
собственность;
• государственный
заказ.
Наряду с перечисленными
инструментами государственного регулирования
экономики, имеющими внутриэкономическую
направленность, существует арсенал средств
внешнеэкономического регулирования.
Практически все рычаги
воздействия на процесс воспроизводства
внутри страны оказывают существенное
влияние на внешнеэкономические связи14.
Информация о работе Государстсвенное регулирование экономики