Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 19:05, реферат
Потребность в совершенствовании бизнес-процессов рано или поздно возникает на предприятиях любой отрасли и сферы деятельности. К основным факторам, побуждающим организацию сосредотачивать свое внимание на улучшении бизнес-процесса, относятся:
требования, предъявляемые потребителями и государством;
необходимость снижать затраты или длительность цикла;
внедрение программы управления качеством;
слияние двух или более организаций;
внутриорганизационные противоречия.
Диагностика и совершенствование бизнес-процессов
Бизнес-процесс - это логичный, последовательный, взаимосвязанный набор мероприятий, который потребляет ресурсы поставщика, создает ценность и выдает результат потребителю.
Потребность в совершенствовании бизнес-процессов рано или поздно возникает на предприятиях любой отрасли и сферы деятельности. К основным факторам, побуждающим организацию сосредотачивать свое внимание на улучшении бизнес-процесса, относятся:
Анализ и последующее
совершенствование бизнес-
Под организацией деятельности по совершенствованию бизнес процессов понимается определение участников этой деятельности, их ролей, обязанностей и ответственности, а также формализация правовых решений и доведение их до заинтересованных лиц.
Деятельность по разработке модели существующих бизнес-процессов направлена на создание образа существующего состояния бизнес-процессов, т.е. создания модели как есть, и состоит из следующих работ: сбор информации о процессах; построение структурной модели процессов; детальное моделирование процессов; измерение процессов.
Сбор информации о процессах. Информация о процессах собирается путем анкетирования и интервьюирования. Инструментом для сбора информации, необходимой для моделирования и анализа процессов, является информационная таблица.
Прим. Создание модели как есть (AS-IS) - это создание не идеализированной модели. То есть не на основе знаний руководителя, а на основе знаний конкретного исполнителя работ. Руководитель знаком с тем, как предполагается выполнение работы по руководствам и должностным инструкциям, и часто не знает, как на самом деле подчиненные выполняют рутинные работы. В результате получает приукрашенная, искаженная модель. Самым верным способом является анкетирование и сбор информации у непосредственного исполнителя (к этому необходимо стремиться в процессе сбора информации).
Процесс сбора информации
должен быть административно подкреплен при
Необходимым для успешного сбора данных условием является разъяснительная работа с сотрудниками, заполняющими информационные формы.
Формы всех рабочих документов, упомянутых в информационной таблице (анкете), также должны быть представлены исследователям. Для этого необходимо их собрать, сброшюровать (если это бумажные документы) и сделать опись.
Полезной информацией
является также описание самим сотрудником
своих должностных
Прим. На практике добиться этого сложнее. Каждый сотрудник стремиться написать свои должностные обязанности, руководствуясь имеющимися должностными инструкциями, чтобы не допустить противоречия. В этом случае консультантам необходимо самим находить противоречия и использовать их в качестве аргументов для выяснения истинной картины выполняемых сотрудником функций.
На основе полученной информации, при необходимости своевременно пополняя и актуализируя ее путем проведения дополнительных интервью, можно начать моделировать процессы.
Построение структурной модели процессов. В начале всю деятельность бизнес-процессов представляют в виде мега-процессов, которые в последствии будут декомпозироваться на под-процессы и т.д. На этой стадии важно определить организационные границы бизнес-процессов, и исходя из этого те бизнес-процессы, которые являются внешними или внутренними. Например, внутренним процессом является производство, а внешним - процесс торговли или маркетинговых исследований. Такое разделение необходимо для выбора ключевых принципов совершенствования и внедрения целевых моделей бизнес-процессов описанных ниже.
Далее (при необходимости)
бизнес-процесс
В случае продолжения детализации анализа процесса каждая из работ может быть описана в виде регламента выполнения операций, порядка заполнения документа, правила принятия решения и пр., которые раскрывают каждый из мельчайших деталей, связанный с выполнением работ. Такая декомпозиция производится на этапе детального моделирования процессов.
В процессе моделирования бизнес-процессов необходимо выбрать оптимальные языки моделирования (т.н. нотации), то есть средства описания бизнес-процессов (для BPwin: IDEF 0, IDEF 3, DFD).
Детальное моделирование процессов. Детальному моделированию подвергаются далеко не все процессы, а только те, которые в ближайшее время должны быть подвергнуты улучшению.
Детальное проектирование процессов подразумевает высокую степень подробности описания выполняемых процедур, составляющих процесс. На этом этапе процесс может быть описан не только в виде подробных блок схем, но и в виде текстового описания технологии выполнения отдельных операций, спецификации отдельных действий.
Прим. При необходимости, в отчете, должны указываться существующие строгие алгоритмы обработки информации (в бизнес-процессе), описываться используемая вычислительная и оргтехника, сетевое оборудование, офисное оборудование, программное и аппаратное обеспечение, расходные материалы. Четко определяться характер и интенсивность их использования, причем второй параметр должен быть оценен количественно в натуральных и стоимостных единицах.
Эти действия подготавливают информацию, необходимую для проведения измерения процесса.
Измерение процесса. Моделирование позволяет проанализировать логику процесса. Кроме этого, следует измерить и проанализировать три основные характеристики бизнес-процесса: результативность; эффективность; адаптивность.
Под результативностью
Эффективностью обычно называют степень минимизации использования ресурсов, необходимых для обеспечения требуемой результативности.
Прим. Мерой эффективности может быть производительность.
Адаптивность - это свойство процесса удовлетворять будущее, постоянно изменяющееся и специфические настоящие требования потребителей продуктов бизнес-процесса (т.е. его клиентов).
Для определения результативности бизнес-процесса необходимо:
При этом следует различать потребности и ожидания. Потребность обычно устанавливает минимальный стандарт, приемлемый для клиента. Ожидания представляют собою более высокие требования к продукту бизнес-процесса, но менее жесткие для их соблюдения. Потребности более конкретны, ожидания более размыты и общи.
Определение направлений улучшения бизнес-процессов
После построения модели существующих бизнес процессов (модель как есть) необходимо определить каким образом будут улучшаться выбранные процессы. В практике совершенствования бизнес процессов используются ряд ключевых принципов, правильное применение которых обеспечивает достижение хороших результатов и улучшения процессов.
К числу основных таких принципов относятся:
На этой фазе следует также
окончательно определить, какие будут
использоваться методы совершенствования
процессов - революционные или
Разработка целевой модели бизнес-процессов
После определения основных
направлений совершенствования
бизнес-процессов формируется
При этом используются практически
те же методы и средства, что и
при построении существующей модели
бизнес-процессов, но теперь она используются
для создания модели как должно быть,
т.е. той модели, которая будет в ближайшее
время внедряться в жизнь. Степень детализации
этой модели определяет вероятность достижения
поставленных целей. Чем детальнее модель,
тем точнее она будет воплощена в жизнь,
но тем труднее будет это воплощение. В
некоторых случаях высокий уровень детализации
модели не эффективен. Это происходит
в случаях, когда первоначально процесс
находиться не на высоком уровне организованности
(это называется зрелостью процесса)
Внедрение целевых моделей бизнес процессов. Внедрение новых бизнес-процессов является организационным преобразованием, в котором важнейшее место занимает деятельность по внедрению ранее проработанных решений. Для этого можно использовать четыре принципиальных подходов к управлению организационными изменениями: принудительное управление; адаптивное изменение; экстремальное управление; управляемое сопротивление.
Принудительное управление. Метод, который использует власть для преодоления сопротивления, называется принудительный процесс изменения.
Как правило, принудительное
изменение обходится очень
Адаптивное изменение. Этот подход реализуется путем пошагового накопления последовательных изменений, которые в течение длительного периода времени приводят к трансформации структуры процессов, связанных с ними культуры, структуры распределения власти и изменению компетентности. Этот процесс, который социологи называюторганической адаптацией, не убавляется сверху и происходит в ответ на последовательные воздействия со стороны внешней среды. Реже он вызывается внутренними творческими силами. Органическая адаптация осуществляется путем проб и ошибок.
Информация о работе Диагностика и совершенствование бизнес-процессов