Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2012 в 00:16, курсовая работа
Цель курсового проекта – выявить цели и необходимость составления наглядного жизненного цикла для организации, описать жизненный цикл на примере крупной компании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы ЖЦО;
2. Определить роль ЖЦО в развитии предприятия;
3. Определить основные этапы ЖЦО на примере.
Введение…………………………………………………………………….4
1. Теоретические основы определения и формирования жизненного цикла организации………………………………….…………………..6
1.1 Понятие жизненного цикла организации………………………….6
1.2 Структура жизненного цикла организации……………………….7
1.3 Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла……………………………………………………………….12
1.4 Модели жизненных циклов организации ……………………….14
1.5 Методика анализа жизненного цикла организации……………..18
1.6 Факторы, влияющие на продолжительность жизни организации………………………………………………………..20
2. Анализ жизненного цикла ЗАО столичный торговый дом «Милавица»……………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………..30
Библиографический список………………
Министерство образования и науки РФ
Федеральное
государственное бюджетное
«Ивановская
государственная текстильная
(ИГТА)
Кафедра
менеджмента
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по
дисциплине «Менеджмент» на тему: «Жизненный
цикл организации»
Автор курсового проекта
Специальность «Экономика
и управление на предприятии»
Руководитель проекта
Иваново
2011
ЗАДАНИЕ НА курсовой проект
Студент Быкасова Мария Александровна группа 4э2б _
Специальность 080502 «Экономика и управление на предприятии»
Вариант 4
Срок представления
работы к защите «
»
Руководитель
работы
Научный консультант
Задание к исполнению принял (а) « 25 » сентября 2011г. _
Содержание
Введение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список………………………………………………32
Введение
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться – процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
В
настоящее время
В курсовом проекте будет сформирован и описан жизненный цикл ЗАО столичный торговый дом «Милавица».
Цель курсового проекта – выявить цели и необходимость составления наглядного жизненного цикла для организации, описать жизненный цикл на примере крупной компании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Объектом исследования данной работы является ЗАО столичный торговый дом «Милавица».
Актуальность
данной работы обусловлена необходимостью
руководителей уделять должное
внимание теоретическим основам
функционирования организации. Это важно
для того, чтобы методы развития, внедряемые
менеджерами, соответствовали уровню
естественного развития организации.
Использование графических, визуальных
моделей при определении тенденций развития
компании, построенных на основе теории
жизненного цикла, позволяет с большей
долей вероятности прогнозировать внутренние
изменения, ожидающие компанию. Помимо
этого менеджеру в целях совершенствования
процесса управления необходимо отслеживать
появляющиеся в результате новых исследований
аспекты теории жизненного цикла организации.
Глава 1. Теоретические
основы определения
и формирования жизненного
цикла организации.
Учитывая зависимость любой организации от многих внешних и внутренних факторов, можно предполагать, что компании развиваются индивидуально, по особому, отличному от других, пути. Отчасти это утверждение верно. Однако еще в 60-х годах XX века было предложено провести аналогию между развитием организации и человека. Впоследствии был сделан следующий вывод: все компании эволюционируют по определенной закономерности, согласно своим внутренним законам, и, так или иначе, проходят несколько стадий в своем развитии. Под стадиями понимаются периоды жизни организации в рамках однотипных ценностных установок, фиксирующие особенности управленческих задач, находящихся в центре внимания руководства [3].
Выявленная закономерность нашла свое отражение в теории жизненного цикла организации. Периоды, в которые организация принципиально изменяет ценности и ориентации, называют циклами или фазами развития организации. То есть жизненный цикл организации («онтогенез») отражает ее эволюцию («филогенез») от замысла до исчезновения организации как отдельной сущности [6]. Причем время прохождения этапов цикла у различных организаций значительно отличается. На средний срок жизни организации влияет множество факторов. В их числе размер фирмы, отрасль приложения, тип товара, степень комбинирования, диверсификации, горизонтальной и вертикальной интегрированности, технический уровень, общее состояние общенациональной и мировой рыночной конъюнктуры, успешность менеджмента (структура, стратегия, имидж, корпоративная идеология, корпоративная культура, уровень издержек) и многие другие [1,42].
Еще в 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости... Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками» [3].
Можно утверждать, что психологический возраст организации нередко отличается от физического, в чем и проявляется индивидуальность развития организаций.
Модель
жизненного цикла была создана для
прогнозирования изменений, ожидаемых
в организации, находящейся в
той или иной стадии развития. Получив
информацию о пребывании организации
на определенном этапе, руководитель может
с большей долей уверенности оценить правильность
принятого в фирме стиля руководства.
Также это позволяет предусмотреть негативные
явления, ожидающие компанию на следующей
стадии и заблаговременно предупредить
их появление, либо (при неизбежности их
возникновения) предотвратить возможные
последствия. [2]
1.2
Структура жизненного
цикла организации
Этап предпринимательства.
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл продукции. Цели еще нечеткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлеченные самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами, благодарностью начальства и надеждами на будущие доходы.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для нее характерна простая структура управления. Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке. Следует отметить, что некоторые компании могут остановиться в своем развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
На этом этапе организация является социосистемой так как она состоит из людей, принадлежащих единой или сходным парадигмам. Каждый член организации обладает собственными культурными представлениями и системой ценностей. Совместная деятельность, которую начинают вести члены организации, запускает процессы формирования знаний на индивидуальном уровне, когда опыт, получаемый каждым членом организации, перерабатывается в соответствии с личными убеждениями и представлениями. На этом же этапе начинается ярмарка знаний, когда в ходе совместной деятельности каждый член коллектива вольно или невольно демонстрирует собственную систему представлений, умения и навыки.
Фирмы
возникают добровольно, потому что
они представляют более эффективный
метод организации
На
этапе возникновения фирмы
Стадия развития. Этап коллегиальности.
Этап коллегиальности – период быстрого роста организации, осознание своей миссии и формирование стратегии развития (неформальные коммуникации и структура, высокие обязательства). Происходит рост компании: идет активное освоение рынка, рост интеграции особенно интенсивны.
Успешность развития организации на этом этапе зависит:
• от того, насколько полно понимают идеи лидера члены организации;
• от того, насколько члены организации обогащают лидера идеями;
• от готовности членов организации реализовывать решения лидера;