Закон синергии и законы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 16:47, реферат

Краткое описание

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от ее руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

Вложенные файлы: 1 файл

Закон синергии и законы организации.doc

— 150.50 Кб (Скачать файл)

Закон синергии. Любая организация характеризуется основными элементами. Значения элементов определяют потенциал организации . Так, потенциал организации зависит от каждого работника и их расстановки, технологической оснащенности и профессионализма руководителей. В качестве примеров организаций с высоким потенциалом можно привести: конструкторские бюро (акад. С.П. Королёва), фирму < APPLE >, создавшую компьютеры серии < Macintosh > и др.

Различные сочетания  элементов могут создать большой  набор возможного потенциала организации: от очень низкого до очень высокого. При этом потенциал организации, т. е. возможность расширения объема услуг, повышения производительности труда, может меняться двумя способами:

•  пропорционально привлечению дополнительных ресурсов (рис. 1.1.а),

•  скачкообразно (существенно больше привлечения дополнительных ресурсов) (рис.1.1.б).

При варианте (рис.1.1б) соединение хорошо совместимых двух ресурсов А и Г создает такой общий потенциал организации, который существенно перекрывает потенциал, полученный при объединении трех ресурсов А, Б и В (рис. 1.1а). При этом величина самого ресурса Г существенно меньше суммы ресурсов Б и В.

В теории управления процесс существенного усиления или ослабления потенциала какой-то материальной системы, носит название синергии. Таким образом, синергия может вызывать как резко положительные, так и резко отрицательные последствия. Графически синергию можно представить следующим образом (рис. 1.2).

 

На рис. 1.2а имеются  три области (1, 2, 3). Область 1 характеризуется  простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 2 характеризуется резким (скачкообразным) увеличением потенциала организации от нескольких ресурсов, при этом приращение потенциала организации существенно больше, чем потенциал каждого введенного ресурса (эффект синергии). Область 3 - это спад, когда в организации работает слишком много людей или техники, а также при внесении новым ресурсом рассогласования между уже имеющимися. На рис. 1.26 имеются три области (4, 5, 6). Область 4 характеризуется простым увеличением потенциала организации на величину потенциала очередного ресурса. Область 5 характеризуется резким (скачкообразным) уменьшением потенциала организации вследствие того, что новый элемент свел на <нет> потенциал имеющихся элементов и внес отрицательные последствия своего участия в деятельности организации (эффект синергии).

Область 6 - это небольшой  подъем при существенном увеличении составляющих ресурсов. Область скачкообразного  изменения потенциала (2 или 5) может  носить созидательный (область 2) или  разрушительный (область 5) характер. Поведение кривой в областях 2 или 5 носит название закона синергии. Закон синергии вытекает из свойств систем.  

 

Закон синергии формулируется  так: для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.), либо существенно меньше.

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти  такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер. Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения. В качестве элемента такой модели можно привести ряд признаков, характеризующих наличие синергии:

•  хорошее настроение в коллективе;

•  снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний;

•  поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда;

•  сокращение технологического цикла;

•  рост числа предложений по совершенствованию производства и управления;

•  усиление интереса работников к повышению профессионального образования;

•  активное приобретение акций своей компании;

•  выработка и поддержка традиций организации;

•  усиление технологической и организационной дисциплины;

•  усиление лояльности к своей организации и непосредственному руководству;

•  сокращение количества оперативных (в том числе организационных) вопросов, включаемых в повестку совещаний и увеличение количества стратегических вопросов ;

•  уменьшение усталости работников;

•  устойчивость организации к небольшим внешним возмущающим воздействиям;

•  благотворительная деятельность,

•  выполнение бизнес-плана и др.

Таким образом, чтобы реализовать  закон синергии, руководитель должен создать в своей организации  систему.

 

 

Законы организации

1) закон синергии гласит: потенциал, и возможности организации как единого целого превышают сумму потенциала 'и возможностей ее отдельных элементов, что обусловлено их взаимной поддержкой и дополнением;

2) закон дополнения внутриорганизационных процессов и функций противоположно направленными', разделение дополняется объединением, специализация - универсализацией, дифференциация - интеграцией и, наоборот;

3) закон сохранения пропорциональности между организацией и ее элементами при любых возможных изменениях, что позволяет в максимальной степени реализовывать их возможности;

4) закон композиции гласит: функционирование всех без исключения организационных элементов в той или иной степени подчиняется общей цели, а индивидуальные цели каждого из них представляют собой ее конкретизацию и являются по отношению к ней подцелями;

5) закон самосохранения предполагает: любая организация, равно как и ее отдельный элемент, стремятся сохранить себя как целое, что требует соблюдения ряда условий (например, недопущение конфликтов, перестроек; экономия и рациональное использование ресурсов; расширение сферы деятельности);

6) закон информированности: организации не может быть больше порядка, чем у ее членов имеется информации о реальном положении вещей, позволяющей им принимать осмысленные решения;

7) закон онтогенеза: жизнь любой организации состоит из трех основных фаз, последовательно сменяющих друг друга: становления, развития и угасания.

Жизненный цикл организации - совокупность стадий, которые проходит организация за период своего функционирования: рождение, детство, юность, зрелость, старение, возрождение.

Рождение любой организации связано с необходимостью удовлетворения интересов потребителей, с поиском и занятием свободной рыночной ниши. Главная цель организации на данной стадии - выживание, что требует от ее руководства таких качеств, как вера в успех, готовность рисковать, неистовая работоспособность. Характерным для стадии рождения является небольшое количество партнеров. Особое значение на этом этапе должно придаваться всему новому и необычному.

Детство - стадия высокорисковая, в этот период происходит несоразмерный, по сравнению с изменением управленческого потенциала, рост организации. На этой стадии большинство вновь образующихся организаций терпят крах из-за неопытности и некомпетентности менеджеров. Основная задача организации в этот период - укрепление своих позиций на рынке; особое значение придается усилению своей конкурентоспособности. Главная цель организации на этой стадии-кратковременный успех и обеспечение бурного роста.

Юность - это период перехода от менеджмента, осуществляемого небольшой командой единомышленников, к дифференцированному менеджменту с использованием простых форм финансирования, планирования и прогнозирования. Главная цель организации в данный период - обеспечение ускоренного роста, полный захват своей части рынка. Стадия юности характерна тем, что интуитивная оценка риска руководством организации уже недостаточна. Это заставляет менеджеров прибегать к математическим, оценкам возможных потерь в результате действия риска; организация нуждается в появлении специалистов с узкоспециализированными знаниями.

Зрелость организации связана с ее проникновением в новые сферы деятельности, расширением и дифференциацией. Однако именно в этот период активно зарождается бюрократизм в управлении, т.к. руководитель организации обычно удовлетворен логичностью и стройностью системы управления, и поэтому интерес к адаптации организации к изменениям внешней среды, к обновлению и децентрализации снижается. К руководству приходят опытные администраторы, а талантливые специалисты заменяются более "послушными". Выделяются три стадии зрелости организации: ранняя, промежуточная и окончательная Период ранней зрелости характеризуется систематическим ростом организации; в период промежуточной зрелости происходит сбалансированный рост; окончательная зрелость - это период формирования индивидуальности и имиджа организации. Этап зрелости опасен возможностью появления у руководства организации сознания завершенности движения вперед.

Стадия старения характеризуется торжеством бюрократии на всех этапах управления, гибелью новых идей в громоздких структурах управления. Главная задача организации в данный период - борьба за выживание и стабильность.

В период возрождения  в организацию приходит новая  команда менеджеров, специфические взгляды которых позволяют осуществлять программы внутренней перестройки, изменять структуры управления. В руководстве организации, как правило, появляется лидер, способный "встряхнуть" всю структуру управления. Главная цель в этот период - оживление организации.

 

Первая стадия жизненного цикла отличается влиянием закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Стадия  роста отличается особо острым влиянием:

1. закона самосохранения, поэтому очень важно знать показатель "уровень самосохранения" (УР), определяемый как разность ресурсов удержания и ликвидации, деленный на суммарный объем ресурсов удержания.

2. закон развития, в соответствии с которым каждая материальная система стремится достичь наибольшего суммарного потенциала при прохождении всех этапов жизненного цикла. На стадии роста наблюдается влияние прогрессивного роста.

3. закона информированности-упорядоченности: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие закона: информированность  работника, после того как она  достигает критического уровня, переходит в его компетентность.

Следующим этапом деятельности предприятия является этап жизненного цикла - этап стабилизации.

Закон самосохранения, пока организация, по представлениям руководителя и персонала, функционирует успешно, себя практически не проявляет и не беспокоит руководителя. Таким образом, если в организации серьезно поставлена аналитическая работа, то ее специалисты способны раньше распознать надвигающуюся опасность, оперативнее отреагировать на нее и с большей вероятностью избежать или уменьшить неприятности

Закон композиции и пропорциональности проявляется особо остро, так как каждая организация стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности и заданном подчинении (пропорции) на данном этапе жизненного цикла.

Сознательная реализация закона композиции и пропорциональности в организации требует обязательного  использования набора принципов  планирования, координации, полноты.

На стадии спада наибольшее влияние имеют законы:

1.Закон единства: каждая организация стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций.

2. Остро ощущается влияние закона развития (регрессивного развития в данном случае)

В твоем примере, руководству магазина целесообразно проводить на данном этапе:

1.проведение мозговой  атаки на совещании основных  специалистов организации.

1. создание группы развития  и формирование стратегии развития  организации.

На стадии возрождения или ликвидации наибольшее проявление имеет закон развития и закон анализа и синтеза.

 

 

Литература

 

1. Виханский О.С., Наумов  А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. - М.: Гардарика, 1998.

2. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. - М.: Экономика, 1995,167 с.

3. Котлер Ф. Основы маркетинга. / пер. с англ. Боброва В.Б. - С-Пб.: Коруна, 1994.


Информация о работе Закон синергии и законы организации