Закономерности в развитии организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы: выявить закономерности в развитии организаций.
Задачи данной работы:
Дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
Рассмотреть модели развития организаций;
Установить связь между жизненным циклом организации и товара;
Рассмотреть основные подходы к жизненному циклу организации

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
Понятие жизненный цикл организации…………………………………..…5
Этапы и стадии жизненного цикла организации…………………………..6
Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла...13
Различные модели жизненных циклов…………………………………..…14
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ОРГАНИЗАЦИИ
Основные подходы к жизненному циклу организации и их сравнительный анализ………………………………………………………….……………...20
Подходы к управлению жизненным циклом товара………………………26
Основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса, технологии и товара…………………………………………………………29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 269.03 Кб (Скачать файл)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

  1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Понятие жизненный цикл организации…………………………………..…5
    2. Этапы и стадии жизненного цикла организации…………………………..6
    3. Механизм управления организацией по стадиям ее жизненного цикла...13 
    4. Различные модели жизненных циклов…………………………………..…14
  2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА  ОРГАНИЗАЦИИ
    1. Основные подходы к жизненному циклу организации и их сравнительный  анализ………………………………………………………….……………...20
    2. Подходы к управлению жизненным циклом товара………………………26
    3. Основные ситуации взаимовлияния жизненных циклов спроса,  технологии и товара…………………………………………………………29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………33

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………….……35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Исследования в развитии организации наиболее актуальны в настоящее время. На Западе теории развития организаций придают важное значение, в российской экономике это ново, но российские экономисты уже проводят исследования по этапам развития предприятий и переносят модели западных коллег на российскую действительность.

 В теории менеджмента развивается направление, в рамках которого исследователи рассматривают организацию как развивающийся во времени объект, имеющий жизненный цикл. Предполагается, что проектирование, развитие и поведение организаций может быть описано с помощью моделей, которые основываются на одной из процессных теорий - теории жизненных циклов. В основе теории жизненных циклов организации (ЖЦО) лежит аналогия с биологическими объектами. Однако, как отмечают российские исследователи, следует подчеркнуть ограниченность этой аналогии. Биологические организмы начинают умирать с первой минуты своего рождения. Смерть - это неизбежное будущее биологического объекта. Однако то же нельзя сказать об организации, поскольку никакая организационная жизнь сама по себе не подразумевает неизбежную смерть организации.

Каждый день образуется множество новых фирм. Далеко не все из них способны успешно развиваться, добиваться успехов и достигать поставленных целей. Очень немногие организации способны существовать бесконечно долго, и ни одна не живет без изменений. Не сумевшие адаптироваться к постоянно меняющейся внешней среде предприятия погибают. В то же время компании, руководство которых отличается гибкостью, способностью предвидеть и адекватно реагировать на внешние изменения, процветают. Однако для эффективного управления организацией недостаточно уметь прогнозировать события. Руководству необходимо знать, на какой стадии своего развития находится компания, чтобы сконцентрировать усилия на тех задачах, которые на этом этапе необходимо решить в первую очередь.

Цель данной работы: выявить закономерности в развитии организаций.

Задачи данной работы:

  1. Дать определения и характеристику жизненным циклам и стадиям развития организаций;
  2. Рассмотреть модели развития организаций; 
  3. Установить связь между жизненным циклом организации и товара;
  4. Рассмотреть основные подходы к жизненному циклу организации

Работа состоит из двух глав. Первая глава включает в себя четыре подраздела, вторая глава три. А так же введение, заключение и список используемых источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ОРГАНИЗАЦИИ

 

    1. Понятие жизненный цикл организации

 

Жизненный цикл организации - совокупность стадий развития, через которые проходит организация за период своего функционирования6.

Еще в 60-х годах прошлого века было предложено рассматривать организацию в терминах «личности», а развитие организации стали сопоставлять с развитием человека. В 1965 году Дж. Гарднер писал: «Как люди и растения, организации также имеют свой жизненный цикл. Они проходят время зеленой и гибкой юности, расцвета и сучковатой старости… Организации могут преодолеть время от юности до старости за два или три десятилетия, а могут жить веками». Такое сравнение, как: «Подобно людям, организации имеют свой «взгляд» на смысл жизни, на то, чем для них являются люди, персонал…», наводит на размышления о том, что организации, как и люди, живут и развиваются по своим внутренним психологическим законам. Если и далее следовать логике таких рассуждений, то можно предположить, что организации в своем развитии преодолевают кризисы, переходя на новые этапы развития, достигают своего расцвета и, в конце концов, умирают. Уместно привести еще одно сравнение: «…смотришь на иную фирму: ей отроду три года, а она уже как постаревший ребенок – дряхлое руководство, апатичные сотрудники, никому ничего не надо…».

Также, по мнению Мильнера, жизненный цикл организации представляет собой совокупность предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени1.

Жизненным циклом организации можно назвать этапы развития и кризисы роста компании. Необходимо также отметить, что изменения в организации происходят не по схемам формальной логики, они зависят от множества внешних факторов. Так, организация может быть уподоблена живому организму.

 

    1. Этапы и стадии  жизненного цикла организации

 

Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и, в конце концов, прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться процветают, негибкие – исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу.

Концепции жизненного цикла уделяется большое внимание в литературе по изучению рынков. Жизненный цикл используется для объяснения того, как продукт проходит через этапы рождения или формирования, роста, зрелости и упадка. Организации имеют некоторые исключительные характеристики, которые требуют определенной модификации понятия жизненного цикла.

Один из вариантов деления жизненного цикла организации на соответствующие временные отрезки предусматривает следующие этапы:

1. Этап предпринимательства. Организация находится в стадии становления. Цели являются еще нечеткими, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения ресурсами.

2. Этап коллективности. Развиваются инновационные процессы предыдущего этапа, формируется миссия организации. Коммуникации и структура в рамках организации остаются в сущности неформальными.

3. Этап формализации и управления. Структура организации стабилизируется, вводятся правила, определяются процедуры. Упор делается на эффективность инноваций и стабильность. Органы по выработке и принятию решений становятся ведущими компонентами организации. Возрастает роль высшего руководящего звена организации, процесс принятия решений становится более взвешенным, консервативным. Роли уточнены таким образом, что выбытие тех или иных членов организации не вызывает серьезной опасности.

4. Этап выработки структуры. Организация увеличивает выпуск своих продуктов и расширяет рынок оказания услуг. Руководители выявляют новые возможности развития. Организационная структура становится более комплексной и отработанной. Механизм принятия решений децентрализован.

5. Этап упадка. В результате конкуренции, сокращающегося рынка организация сталкивается с уменьшением спроса на свою продукцию или услуги. Руководители ищут пути удержания рынков и использования новых возможностей. Увеличивается потребность в работниках, особенно тех, кто обладает наиболее ценными специальностями. Количество конфликтов нередко увеличивается. К руководству приходят новые люди, предпринимающие попытки задержать упадок. Механизм выработки и принятия решений централизован.

     Основные этапы жизненного  цикла организации графически представлены на рисунке 1. Часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном – стадия упадка организации.


 

Рисунок 1 Основные этапы жизненного цикла организации

При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи – обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализаситуации может быть использована таблица 1.


Стадии жизненного цикла организации:

Детство. Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий - в течение пяти лет своего существования. Задачей этого периода является достижение быстрого успеха, а его целями – здоровое существование и развитие, а не простое выживание. Нередко вся работа выполняется на пределе возможностей, чтобы не потерять темп возрастающего успеха. Управление осуществляется деятельным и подготовленным руководителем и его первоначальной командой.

Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, несистематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.

     Ранняя зрелость. Отличительные  признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты, деятельности которых  измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые  методы оценки эффективности, должностные  инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться  тенденции к бюрократизму и  борьбе за власть, местничеству  и стремлению добиваться успеха  любой ценой.

      Расцвет сил. Имея  в правлении акционеров, организация  ставит на данном этапе цель  сбалансированного роста. Структура, координация стабильность и контроль  должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование  всех частей организации и  децентрализация. Принимается концепция  структурных подразделении, результаты  деятельности, которых измеряются  полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны  быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала – более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.

     Полная зрелость. Имея  компетентное, но не всегда ответственное  руководство, организация действует  практически сама по себе. Весьма  часто устанавливается нежелательное  состояние всеобщего благодушия. Несмотря на то, что уровень доходов вполне приемлемый, темпы роста замедляются. Организация может отклоняться от своих первоначальных целей под влиянием общественного мнения. Вместе с тем слабости слишком очевидны. Эти симптомы нередко игнорируются руководством.

     Старение. Этот этап  никогда бы не наступил, если  бы руководство организации постоянно  сознавало необходимость обновления. Конкуренты неизменно претендуют  на долю организации на рынке. Бюрократическая волокита, не всегда  обоснованная стратегия, неэффективная  система мотиваций, громоздкая система  контроля, закрытость к новым  идеям – все это, вместе взятое, создает условия для «закупорки  артерий». Как показывает практика, очень трудно остановиться и  прекратить выполнение непродуктивной  работы. В результате организация  постепенно начинает распадаться. Она вынуждена либо принять  жесткую систему обновления, либо  погибнуть как самостоятельная  структура, влившись в приобретающую  ее корпорацию. Организация откатывается  назад, и вновь начинается борьба  за ее выживание.

     Обновление. Организация  в состоянии подняться из пепла  как Феникс. Это может сделать  новая команда руководителей, уполномоченных  на проведение реорганизации  и осуществление плановой программы  внутреннего организационного развития.

Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.1

Стадии жизненного цикла организации можно представить более детально в таблице 1.2

Информация о работе Закономерности в развитии организаций